Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Грамматический анализ текста




Грамматический анализ текста с опорой на три компонента: тематическую основу, рематический сюжет и авторское начало (Т.В. Шмелева).

Тематическая основа представляет собой особую нить, которую составляют темы высказывания, которые опираются на лексику текста и держатся на повторах, местоименных заменах, перифразах. Тема (менее значимая часть) – своеобразный информативный разбег высказывания, сведения о том, что необходимо для сообщения главного – ремы.

Опознать темы всех высказываний текста – подготовительная операция в понимании тематической основы. Далее обращаемся к трем типам тематических основ: линейной тематической основе (текст «Школьники ретрограды»), константной тематической основе (текст «Астрахань») и производной тематической основе (энциклопедические статьи). Вместе они составляют тематический сюжет текста – своеобразный текстовый «скелет», который держит (должен держать) текстовую конструкцию.

Рематический сюжет. В позиции ремы оказывается более значимая информация, то, ради чего строится предложение. Обычно в позиции ремы оказывается довольно большая часть высказывания, в которой не все элементы равной степени важности. Центр ремы (фокус) – самый важный элемент, выделяется интонационно, логическим ударением. Рема, помимо порядка слова, маркируется особыми частицами (не, только, даже, именно), через прием парцелляции («прием ложной точки»).

Авторское начало. Для читающего оно складывается из модусов составляющих его предложений. Для автора, напротив, текст задумывается с определенным авторским замыслов, в соответствии с которым формируются модусы высказываний и выбирается их оформление.

Модус – часть смысловой организации предложения.

Швейцарский лингвист Шарль Балли, ссылаясь на идеи средневековых схоластов, делит любое предложение на две смысловые части: (1) информацию о действительности) и (2) отношение к ней автора.

Типовую ситуацию, выраженную в словосочетании написать статью, можно представить серией высказываний: Я напишу статью/ пишу статью/ ты будешь писать статью? – которые включают авторское отношение – обещание/обязательство, репортаж, вопрос о возможном событии. Объективная часть содержания именуется диктум, авторское отношение, или способ представления диктума – модус.

Модус выражается морфемами глагола, служебными словами, вводными словами, главной часть изъяснительной конструкции, модусными предложениями. Модус – это не просто слова той или иной семантики, а позиция в смысловой структуре высказывания, рамка, которая обрамляет диктум. Диктум написать статью представлен в модусных рамках обещания (Я напишу статью), репортажа (Я пишу статью), вопроса (Ты будешь писать статью?), воспоминания (Помню, я писал статью), пожелания (Вот бы написать статью!).

Для медийной речи характерны предложения со сложной модусной рамкой. Ср.: Дело в том, что я не считаю альбом удачным, но и ругать Шевчука тоже не хочу, чтобы не лаять в общем хоре гонителей (усложнение собственного модуса); Иван Алексеев говорить, что мечтает сочинить масштабное детское произведение типа «Бременских музыкантов» (усложнение модуса персонажа); кто-то называетДорна хипстером, кто-то – «качественное попсой», а кто-то говорит, что наконец, мол, появился у нас в музыке человек, которого легко можно представить на обложке GQ. Похоже, он просто классный (умножение модусных субъектов). К оформлению сложных модусов привлекаются глаголы модусной семантики – говорить, называть, считать, представить, части мол, модальные слова можно, похоже.

Разновидности модусов. Модус как круг обязанностей и прав автора высказывания. Актуализационные (лицо, модальность, время); квалификативные (авторизация, персуазивность, модальность И, оценочность); метасмыслы (манера речи, отбор языковых средств, образ автора, интересы адресата); социальные (официальная почтительность, нейтральная уважительность, дружеская фамильярность).

Выступая в роли автора, мы обязаны соотнести факты с реальностью, с участниками коммуникации, с моментом речи. На эти вопросы помогает ответить грамматика (категории лица, модальности, времени).

Квалификативные смыслы: источник информации, сведения о том, как была получена информация (я видел, как, я слышал, что, как я догадался, помню). За этим модусным субъективным смыслом закрепился термин «авторизация». Другой модусный смысл – автор дает сигнал о степени своей уверенности в достоверности того, о чем сообщает (субъективная авторская уверенность в достоверности): не уверен, по-моему, видимо, возможно, уверен, безусловно.

Авторское начало может иметь в тексте разный удельный вес, его может больше или меньше. Удельный вес авторского начала определяется автором: помимо обязательных актуализационных показателей, он может вводить, во-первых, собственную персону и факты из своих ощущений и переживаний; во-вторых, свои оценки и квалификации; в-третьих, свои рефлексии по поводу используемых языковых средств и построения текста.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных