Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.




Великая Отечественная война, длившаяся1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений Ё.л библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом “Все для фронта? Все для победы!” коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР “О работе политико-просветительных учреждений в военное время”.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев изб-читален стало разъяснение характера и целей ВОЙНЫ, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, нитки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основными, направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская. оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного.хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественную самодеятельности как средства духовной мё6ёiйзации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 г. сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных действий, фотовитрины; специально выпускаемые “листовки-молнии”, боевые листки освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Значительную работу с населением проводили музеи, Государственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. ВИ. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и других городов.

Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК ЛА.Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК ВВ. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.

Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов
Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В.Пашенная, В. Рыжова, И.Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Я.Русланова, К. Новикова, К.Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как “Катюша”, “Вечер на рейде” В. Захарова, “В лесу прифронтовом” Б. Мокроусова, “Землянка” К. Листова и другие. А в 1945г. был уже второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культурную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1- го и 2-го рангов военно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов- кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учреждения культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина М 3 (руководитель - Г. Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организация отдыха личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы “Они защищали Родину’, “Зоя”, “Радуга”, “Чапаев”, “Мы из Кронштадта”, “Народные мстители”, “Валерий Чкалов”. Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только
в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг22,
О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество дворцов, домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление “О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры”. Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - дом культуры. Постановление СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках
были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных
органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов,
библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности
гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных