Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 2 страница




 

2. Права национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств

 

События последних десятилетий, в частности в Европе, продемонстрировали большое значение проблемы меньшинств для стабильности государств и предотвращения вооруженных конфликтов. Не случайно меньшинствам посвящено значительное число международных актов, как универсальных, так и региональных <*>.

--------------------------------

<*> См.: Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

 

Посвященные меньшинствам международные акты в общем воздерживаются от определения понятия "меньшинство", что объясняется сложностью задачи. Тем не менее в них просматривается следующее определение: группа, которая в количественном отношении меньше, чем остальное население страны, чьи члены, являющиеся гражданами данного государства, имеют этнические, религиозные и языковые отличительные характеристики по сравнению с остальной частью населения страны и намерены сохранить свою культуру, традиции, религию или язык.

Общее положение было закреплено Международным пактом о гражданских и политических правах. Лицам, принадлежащим к меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 27). Как видим, речь идет об индивидуальном праве лица, принадлежащего к меньшинству. Тем не менее косвенным образом норма подтверждает и коллективное право меньшинства. Учрежденный в соответствии с Пактом Комитет по правам человека подчеркнул, что ст. 27 не ущемляет суверенитет и территориальную целостность государств.

Права лиц, принадлежащих к меньшинствам, изложены в Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. <*> (далее - Декларация о правах меньшинств).

--------------------------------

<*> Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принята 18 декабря 1992 г. Резолюцией 47/135 на 92-м пленарном заседании 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

 

В соответствии с указанной Декларацией принадлежащие к меньшинствам лица обладают следующими правами:

- пользоваться достоянием своей культуры;

- исповедовать свою религию;

- использовать свой язык в частной жизни и публично;

- активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни;

- участвовать в принятии решений на национальном и региональном уровне;

- создавать свои собственные объединения в рамках национального закона;

- поддерживать контакты с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами (ст. 2).

Эти права могут осуществляться принадлежащими к меньшинствам лицами как индивидуально, так и совместно с другими членами данной группы (ст. 3).

В соответствии с Декларацией о правах меньшинств государства должны охранять на своих территориях существование, национальную или этническую самобытность меньшинств, поощрять создание условий для развития этой самобытности; принимать надлежащие законодательные и иные меры для достижения этих целей (ст. 1). Государства принимают меры для обеспечения принадлежащим к меньшинствам лицам пользования всеми правами человека и основными свободами в полном объеме, без дискриминации; правом выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального или международного права. Указанные лица должны иметь надлежащие возможности для изучения своего родного языка и обучения на нем. В области образования принимаются меры в целях стимулирования изучения истории, традиций, языка и культуры меньшинств (ст. 4).

Международно-правовым актом, посвященным меньшинствам, является европейская Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. <*> (далее - Рамочная конвенция), в которой закреплено право любого лица, принадлежащего к меньшинству, свободно рассматривать или не рассматривать себя таковым. Такая принадлежность не влияет на равенство перед законом и не влечет какой-либо дискриминации <**>.

--------------------------------

<*> Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS N 157), заключена в г. Страсбурге 1 февраля 1995 г., вступила в силу 1 февраля 1998 г., Россия подписала Конвенцию 28 февраля 1996 г. Конвенция вступила в силу для России 1 декабря 1998 г.

<**> Конвенция ратифицирована Россией (Федеральный закон от 18 июня 1998 г. N 84-ФЗ "О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств").

 

Государство создает условия для поддержания и развития культуры и основных элементов самобытности меньшинств. Не должны приниматься меры, нацеленные на ассимиляцию лиц, принадлежащих к меньшинствам, вопреки их воле. Такие лица вправе поддерживать трансграничные контакты с лицами за рубежом, разделяющими их культурное наследие. При осуществлении своих прав такие лица обязаны соблюдать законы своей страны. Они не могут заниматься деятельностью, противоречащей таким принципам международного права, как принципы территориальной целостности и политической независимости государств.

Ряд актов, касающихся прав меньшинств, принят ОБСЕ. Содержащийся в Заключительном акте 1975 г. <*> принцип уважения прав человека обязывает государства уважать перечисленные в нем права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г. национальным меньшинствам посвящен отдельный раздел (гл. IV) <**>. В 1992 г. был учрежден пост Верховного комиссара по национальным меньшинствам. Его задача - предотвращение национальных конфликтов на ранней стадии. В этих целях он собирает и изучает информацию, результаты сообщаются председателю Руководящего совета ОБСЕ. Содержание актов ОБСЕ о правах меньшинств в общем соответствует содержанию документов, принятых в рамках ООН.

--------------------------------

<*> Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписан в г. Хельсинки 1 августа 1975 г., Россия участвует как продолжатель СССР.

<**> См.: Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993. С. 306 - 309.

 

Права лиц, относящихся к меньшинствам, затрагиваются в ряде актов Совета Европы. Основным из них, посвященных этому вопросу, является Рамочная конвенция. Она подчеркивает значение защиты меньшинств для обеспечения стабильности, демократической безопасности и мира. Такая защита является "областью международного сотрудничества" (ст. 1), а не исключительно внутренним делом. Рамочная конвенция является наиболее обстоятельным изложением прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и соответствующих обязанностей участвующих государств, в ее основу положены принятые международные стандарты. При этом указано, что принимаются во внимание обязательства по защите национальных меньшинств, содержащиеся в актах ООН и СБСЕ.

Наряду с изложением прав принадлежащих к меньшинствам лиц в Рамочной конвенции подчеркивается их обязанность соблюдать национальное законодательство и уважать права других лиц (ст. 20). Никакая деятельность этих лиц не должна противоречить "основополагающим принципам международного права, особенно принципам суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств" (ст. 21). Контроль за осуществлением Рамочной конвенции осуществляется Комитетом министров Совета Европы.

В 1994 г. в рамках СНГ была подписана Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам <*>. Конвенция воспроизводит принятые стандарты и дополняет их положениями, учитывающими специфику проблемы в условиях СНГ.

--------------------------------

<*> Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, заключена в г. Москве 21 октября 1994 г., вступила в силу 10 января 1997 г. Конвенция не вступила в силу для России на 1 января 2005 г.

 

3. Права коренных и ведущих племенной образ жизни народов

 

Международное сообщество уделяет значительное внимание проблеме коренных народов, нуждающихся в особой защите. Последнее десятилетие XX века было объявлено ООН Международным десятилетием коренных народов мира. Ежегодно Генеральная Ассамблея принимает по этому вопросу резолюции, имеющие значение для определения содержания прав коренных народов. В 1985 г. был учрежден Фонд добровольных взносов ООН для коренного населения. Рассматривается предложение о создании постоянного форума коренных народов в системе ООН. Вопросами прав коренных народов занимается Верховный комиссар ООН по правам человека, а также учрежденный Комиссией по правам человека Комитет по предотвращению дискриминации и защите меньшинств.

Генеральная Ассамблея выражает убежденность в ценности и многообразии культур и форм социальной организации коренных народов, а также в том, что развитие этих народов в их странах будет содействовать социально-экономическому, культурному и экологическому прогрессу всех стран мира. Подчеркивается значение укрепления человеческого и организационного потенциала коренных народов, с тем чтобы они сами могли находить решение своих проблем. Правительствам рекомендуется изыскание, путем консультаций с коренными народами, возможностей повышения степени их ответственности за ведение собственных дел и обеспечения эффективного участия этих народов в принятии решений по затрагивающим их вопросам. Особое внимание должно быть уделено таким областям, как права человека, окружающая среда, развитие, образование и здравоохранение.

Международные нормы, обычные и договорные, имеющие отношение к правам коренных народов, состоят из трех категорий. Помимо норм о правах человека они включают нормы о правах меньшинств и специальные нормы о коренных народах. Приведенные положения о меньшинствах применимы к коренным народам. Что же касается специальных актов о них, то в настоящее время завершается работа над Декларацией ООН о правах коренных народов.

Определение понятия коренного народа содержит Конвенция Международной организации труда 1989 г. о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни <*> (далее - Конвенция о коренных народах). К ним отнесены народы, проживающие в независимых странах, - потомки тех, кто населял страну или географическую область до ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ. Независимо от правового статуса они сохраняют определенные социальные, экономические, культурные и политические институты. Помимо всего прочего необходимо также осознание собственной принадлежности к коренному народу (ч. 1 ст. 2).

--------------------------------

<*> Конвенция Международной организации труда N 169 "О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", принята в г. Женеве 27 июня 1989 г. на 76-й сессии Генеральной конференции МОТ, вступила в силу 5 сентября 1991 г., Россия не ратифицировала Конвенцию.

 

В соответствии с указанной Конвенцией основными правами коренного народа являются:

1) право на равных основаниях пользоваться правами и возможностями, предоставляемыми остальному населению;

2) право на выбор собственных приоритетов развития;

3) право собственности и владения в отношении земель, которые они традиционно занимают;

4) право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям;

5) право заниматься кустарными промыслами, сельским и общинным производством (охота, рыболовство, звероводство, собирательство), что признается важным фактором сохранения культуры, экономической самостоятельности и развития.

Конвенция о коренных народах обязывает государства в случае необходимости использовать специальные средства охраны представителей этих народов, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды; принимать меры, отвечающие традициям и культуре соответствующих народов, для ознакомления с их правами и обязанностями, прежде всего в вопросах труда, экономических возможностей, образования, здравоохранения и социального обслуживания; обеспечить условия для сохранения языков коренных народов и для овладения этими народами государственным языком.

При подготовке законопроектов и административных мероприятий, затрагивающих интересы коренных народов, должны проводиться консультации с их представителями. Если общегосударственный закон касается и коренных народов, то необходимо принимать во внимание их обычаи и обычное право. Специальные разделы Конвенции о коренных народах посвящены найму и условиям занятости, профессиональной подготовке, социальному обеспечению и здравоохранению, образованию, международным контактам.

Россия является государством, в котором число коренных малочисленных народов особенно велико. Обеспечение их прав имеет существенное значение как для этих народов, так и для общества в целом. Этим объясняется включение в Конституцию РФ ст. 69: "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".

В соответствии с Конституцией России, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в 1999 г. принят Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <*> (далее - Закон о малочисленных народах). Закон установил правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Закон содержит следующее определение коренных малочисленных народов РФ: "Народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями". Во исполнение Закона о малочисленных народах в 2000 г. было издано несколько постановлений Правительства РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208 (с послед. изм.).

 

Рядом законов и иных нормативных актов РФ предусмотрен особый правовой режим проживания коренных народов в определенных областях, например в Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ст. 124) <*>, в Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ст. 78) <**> и др. Защита законной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. "м" ч. 1 ст. 72). Показателен в этом плане опыт Республики Саха (Якутия), где в 1992 г. был принят Закон о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера. Обстоятельно определен статус коренных народов и в Основном законе Республики Саха (Якутия) (ст. ст. 38, 42, 43, 46, 85, 112).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610 (с послед. изм.).

<**> РГ. 2001. 30 окт. (с послед. изм.).

 

В целом действующие в стране федеральные нормативные акты и акты субъектов Федерации отвечают международным стандартам, а в отдельных случаях в правовом отношении оказываются даже более благоприятными. Тем не менее ряд вопросов, касающихся прав коренных народов, остается нерешенным.

 

§ 7. Международный контроль уважения прав человека

 

Из сказанного ранее видно, что международное право прав человека представляет собой развитую систему принципов и норм, которые довольно обстоятельно определяют международные стандарты в этой области. Основная задача состоит в обеспечении претворения стандартов в жизнь. С решением этой задачи дело обстоит далеко не благополучно. В начале XXI в. лишь треть государств можно, да и то с оговорками, отнести к категории демократических. По данным ООН, 90% населения планеты не имеет возможности контролировать действия институтов власти, затрагивающие их судьбы. Но и в тех государствах, которые считаются демократическими, положение с правами человека оставляет желать лучшего.

В 1998 г. правозащитная организация "Международная амнистия" опубликовала доклад о правах человека в США. Доклад свидетельствует, что в этой стране нарушаются гарантии, предоставляемые не только судебной системой и Конституцией США, но и те, что предусмотрены международными актами <*>.

--------------------------------

<*> См.: International Herald Tribune. 1998. Oct. 13.

 

Далека от идиллии и ситуация в России. В докладе группы экспертов Совету Европы о соответствии юридической системы Российской Федерации принципам Совета Европы говорилось, что конституционные гарантии основных прав и утверждение того, что международные договоры являются частью правовой системы России, преобладающей над законами, представляются "скорее теорией, чем практикой" <*>. Сказанное в значительной мере подтверждается докладами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Human Rights Law Journal. Vol. 15 (1995). N 7. Р. 287.

 

Роль международного контроля в рассматриваемой области весьма значительна. Между тем действующая в настоящее время система такого контроля представляет собой довольно сложный и недостаточно организованный механизм, находящийся в процессе становления.

Контроль осуществляется ООН, прежде всего Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, а также такими специализированными органами, как Комиссия по правам человека и Комиссия по правам женщин. В 1993 г. Генеральная Ассамблея учредила пост Верховного комиссара по правам человека, который ежегодно представляет ООН доклады о состоянии прав человека в отдельных странах и в мире в целом. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например ЮНЕСКО. Наиболее отлажен контрольный механизм МОТ.

На основе конвенций о правах человека созданы комитеты по контролю за их выполнением. Общей компетенцией в этом плане обладает Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах. Восемнадцать членов Комитета избираются в личном качестве участвующими в этом Пакте государствами. Последние представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает государствам свои замечания.

Государство может сделать заявление о признании компетенции данного Комитета рассматривать сообщения о нарушении каким-либо из участников своих обязательств по указанному Пакту. В 1991 г. СССР присоединился к Факультативному протоколу к данному Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.) <*>. Участник этого Протокола признает компетенцию Комитета по правам человека рассматривать сообщения находящихся под его юрисдикцией лиц, являющихся жертвами нарушения данным государством прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах. Комитет сообщает свои соображения этому государству. Условием обращения в Комитет по правам человека является исчерпание лицом всех имеющихся внутренних средств правовой защиты.

--------------------------------

<*> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 320 - 323.

 

Таким образом, на универсальном уровне применяются три основные меры контроля:

- рассмотрение периодических докладов государства;

- процедуры рассмотрения споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных петиций.

На региональном уровне появляются и совершенно новые институты. Так, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. в рамках Европейского союза (далее - ЕС) учреждена должность омбудсмена, которая до этого была известна праву лишь нескольких государств. Его основная задача - контролировать соблюдение прав человека.

В рамках ЕС омбудсмен призван содействовать обеспечению прав не только физических, но и юридических лиц. Последнее обстоятельство имеет существенное экономическое значение. Контроль осуществляется только за деятельностью органов ЕС и не распространяется на действия органов отдельных государств <*>.

--------------------------------

<*> См.: Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М., 1998. С. 437.

 

Особый интерес представляет система обеспечения прав человека в рамках Совета Европы <*>. Центральное место занимает Европейский суд по правам человека <**>.

--------------------------------

<*> См.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М., 1997.

<**> Статус Суда определен Протоколом N 11 от 11 мая 1994 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" // БМД. 1998. N 12.

 

Каждое государство - член ЕС представлено в Суде одним судьей. Избирается он Парламентской ассамблеей сроком на шесть лет. Суд рассматривает петиции как от отдельных лиц, так и от государств. Петиции рассматриваются палатами, каждая из которых состоит из семи судей. При предварительном рассмотрении комитет из трех судей может решить, что дело не подлежит рассмотрению. Каждая из палат вправе в некоторых случаях направить дело на рассмотрение Большой Палаты, состоящей из 17 судей. Государство, в отношении которого вынесено решение, обязано его исполнить. За этим следит Комитет министров Совета Европы.

В России в качестве одного из конституционных прав человека закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека в соответствии с ее международными договорами, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. N 310 утверждено Положение об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека <*>. Его основная функция - защита интересов России в Суде, а также контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека государственными органами России.

--------------------------------

<*> РГ. 1998. 8 апр. (с послед. изм.).

 

Правило исчерпания внутренних средств является нормой обычного международного права, что неоднократно подчеркивалось в решениях международных судов <*>. Оно не только относится к случаю обращения в международные органы, но и применяется при оказании дипломатической защиты. Отсутствие такого правила могло привести к тому, что иностранцы оказались бы в привилегированном положении, обращаясь при каждом удобном случае за защитой к государству своего гражданства и игнорируя местные органы. Средства правовой защиты могут быть как судебными, так и административными.

--------------------------------

<*> См.: решение Международного суда ООН по делу ELSI // ICJ. Reports. 1989. P. 40.

 

Исчерпание местных средств предполагает своевременное обращение к ним, а также представление им соответствующих документов во всей полноте. Невыполнение этих требований служит основанием для отказа в защите.

Правило об исчерпании местных средств не действует, когда применение этих средств неоправданно затягивается (пп. "c" п. 1 ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это относится и к тем случаям, когда обращение к местным средствам с очевидностью будет бесполезным, в частности при подчинении суда исполнительной власти.

Международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя рассматривать как некую кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Их задача в другом. На конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворческую и правоприменительную политику государств. Международные органы контроля за соблюдением прав человека не подменяют, да и не могут подменить внутригосударственные органы, система которых также совершенствуется. Достаточно сказать, что в России принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <*>, т.е. об омбудсмене, при Президенте действует Комиссия по правам человека.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

 

Литература

 

Абашидзе А.Х. Защита меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.

Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс. М., 2000.

Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщины. Киев, 1985.

Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

Корбут Л.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 2004.

Мартыненко А.П. Права народов в современном международном праве. Киев, 1993.

Международная защита прав человека: Сб. документов / Сост. Г.М. Мелков. М., 1990.

Права человека: Сб. международных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. Йошкар-Ола, 1986.

Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999.

Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М., 1997.

 

Глава II. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

§ 1. Понятие права международных организаций

 

Право международных организаций - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок учреждения межгосударственных органов и организаций, а также их статус и функции.

В большинстве случаев в право организаций <*> не включают нормы о международных конференциях и иных международных органах. Между тем по своей природе и функциям эти органы весьма близки организациям. Профессор Б.М. Ашавский, внесший большой вклад в исследование природы конференций, отмечает генетическую связь конференций и организаций <**>. Но этим дело не ограничивается. Сессионно действующие конференции весьма близки организациям и нередко преобразуются в них. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) превратилось в Организацию безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Некоторые организации даже в официальном названии сохраняют термин "конференция" (Организация Исламская конференция).

--------------------------------

<*> Исследованием этой отрасли права в российской науке занимались Б.М. Ашавский, С.Б. Крылов, Г.И. Морозов, В.Н. Федоров, Д.И. Фельдман, Е.А. Шибаева, М.В. Яновский и др.

<**> См.: Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980.

 

Сказанное в не меньшей степени относится к международным органам, отличающимся от конференций постоянным характером функционирования, а от организаций - более ограниченным правовым статусом. Все это дает основания рассматривать нормы, относящиеся к международным конференциям и органам, как часть права организаций.

В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества. Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса организаций.

Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения. Отмечая эти моменты, Г.И. Тункин обоснованно подчеркивал, что роль международных организаций будет возрастать и в дальнейшем <*>.

--------------------------------

<*> См.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000.

 

Под давлением требований жизни происходят изменения в функциях организаций без изменения их уставов, растут их полномочия и влияние на государства. Расширяется сфера деятельности, которая охватывает все новые области, совершенствуется ее механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В деятельности организаций, прежде всего ООН, возрастает значение превентивной дипломатии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных