Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое значение рисования головы человека




Следующий самый трудный и очень интересный этап работы — рисование головы человека, который начинают с изучения гипсовых слепков деталей головы: губ, носа, глаз. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо представить, какую геометрическую форму они напоминают: призму, куб, цилиндр и т.д. В рисовании головы следует придерживаться всех правил и принципов, которыми руководствуются в изобразительной практике вообще. Изображение головы всегда было основной темой для художников, особенно на пути их профессионального становления. При рисовании даже гипсовой модели скульптурного изображения головы человека вы сможете убедиться, что она представляет собой сложнейший комплекс различных форм, причем взаимосвязанных и взаимообусловленных. Здесь изменение одной формы части лба или подбородка вызывает изменение другой и определяет характерную особенность строения поверхности лица человека.

Все выдающиеся мастера рисунка и живописи, постоянно изучавшие различные формы головы, отлично знали и разбирались в том, что каждый художник основывается на своем видении: человек видит в той степени, в какой он знает. Кто-то досконально знает анатомию, а иной просто ознакомлен с ней, и вот они оба по-разному видят один и тот же предмет. Очень точно в свое время сказал, наставляя молодых художников, автор «Трактата о живописи» итальянский теоретик искусства Ченнино Ченнини: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству,—это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке... Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу» (М., 1933. С. 37—38). Для всех, кто хочет научиться грамотно рисовать, правильное познание мира очень существенно и важно, особенно в выработке умения изображать человека и прежде всего — голову. Метод рисования с натуры сводится к тому, что обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерно­стях строения формы человеческой головы.

Сразу решить сложнейшую задачу в рисовании головы (изобра­жение головы человека с античного скульптурного образца) никому из начинающих не под силу, поэтому предварительная подготовка к этому должна быть постепенной.

Данный этап рисования не только способствует закреплению приобретенных ранее знаний, умений и навыков, но и прямо ведет к пробуждению творческих способностей. Рисуя голову человека, вы стараетесь добиться сходства с оригиналом, достичь которого здесь поможет соблюдение правил рисования и следование закономерности строения формы. При этом помните, что учебно-аналитические задачи рисунка с натуры никогда не исключают творческого подхода к изображению головы. Творческое начало главенствует, как правило, в любой учебной работе, в которой автор рисунка не может уйти в сторону от передачи только ему понятных, прямо воздействующих на него характерных черт натуры. Рисующий не подобен бесстрастному фотографическому аппарату, фиксирующему до последней черточки все объективные внешние признаки предмета, и в силу своих чувств, впечатлений и размышлений творчески решает изобразительную задачу. Разумеется, тот способен выполнить почти все требования реалистического изображения, кто наделен еще образным восприятием и образным мышлением.

Восприятие натуры преломляется через призму целей и задач изображения, а также изобразительного материала. Ощущение карандашного образа на бумаге переводит мышление рисовальщика в конкретный, пусть еще недостаточно осознанный план.

Видя перед собой натуру, в данном случае гипсовую модель головы античной скульптуры, и приступая к рисунку, вы зрительно воспринимаете форму слепка, ее строение (конструкцию), особен­ности всего объема, пропорции, характерные признаки целого и Деталей, положение в пространстве и взаимоотношение со светоте­невой средой. У вас уже определились технические навыки изображения, и только проникновение в существо изображаемого предмета подводит к осознанному поиску изобразительных средств. Грамотность изображения и художественно-образное отражение объекта рисования, развиваясь в органическом единстве, дают положительный результат.

В рисовании головы важную роль играет умение рисовальщика наблюдать натуру предварительно, чтобы в процессе работы над изображением не рассматривать постановку длительно, отвлекаясь па подробности и не замечая общего характера. Это условие важно, так как предварительное наблюдение может оказаться отличным подспорьем в работе с натуры, ибо заинтересованный в овладении грамотным рисунком головы обучающийся не может не запомнить характерных черт античного облика, чтобы увидеть изображение в том виде, когда говорят «похож» и «нет, не похож». Значит, умение наблюдать — важное и необходимое качество для развития художетвенно-творческих способностей. Помимо запоминания, помогающего непосредственно в работе, наблюдательность развивает еще одно качество, о котором в своей книге «Восприятие предмета и рисунка» Н. Н. Волков писал: «Успешное воздействие восприятия рисунка в процессе рисования составляет главную проблему обучения рисунку... Чтобы уметь увидеть в предмете нужное для рисунка, необходимо учиться видеть сам рисунок, необходимо отличать убедительный (верный) рисунок от неубедительного (неверного). Необходимо научиться ставить перед восприятием предмета вопросы, вытекающие в процессе рисования из восприятия рисунка» (М., 1950. С. 44).

Итак, углубленное изучение натуры, навыки в передаче формы, творческая инициатива могут дать хорошие результаты в такой сложной области учебного рисования, каким является графическое изображение головы человека.

 

Рисунок слепка губ

 

Путь обучения любому делу, как известно, проходит по принципу — от простого к сложному. На этом бесспорно точном принципе строится также обучение основам изобразительной грамоты.

Вы уже рисовали и простые по объему предметы, и средней сложности, и довольно сложные. Новое упражнение, связанное с выполнением рисунка гипсового слепка губ головы статуи Давида, представляет собой уже по-настоящему серьезную работы.

Статуя Давида — древнеизраильского царя, полулегендарная история которого подробно изложена в Библии,— создана величайшим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело во Флоренции между 1501 и 1504 гг. Образ Давида наделен максималь­ной энергией, более того, библейский герой изображен в момент концентрации сил перед решительным действием (с устремленным вдаль взглядом, плотно сомкнутым ртом) и его характеризует нравственное побуждение. Библейское сказание о Давиде — юноше-пастухе — повествует, как он, оставив стада, пришел в лагерь воинов-израильтян проведать старших братьев и попал на поле брани, где встали друг против друга два войска — израильтян и их врагов — филистимлян. Из рядов последних вышел могучий воин по имени Голиаф, вызвав для единоборства соперника. Но в станс израильтян не нашлось охотника вступить с ним в поединок. И тогда юный Давид вызвался помериться силами с врагом. Он вооружился пращой и побежал навстречу Голиафу. Метко пущенным им из пращи камнем могучий воин был повержен, филистимляне побежали прочь. Эта легенда побудила многих художников на воссоздание образа храброго юноши Давида. Воспользовался этим сюжетом также Микеланджело.

Слепки фигуры статуи Давида разошлись по всему миру. Деталь головы библейского героя уже много десятков лет служат моделями для рисования с натуры в учебных заведениях, в многочисленных изостудиях нашей страны.

Гипсовые модели разных предметов являются незаменимыми учебными пособиями для рисования в каком бы то ни было художественном заведении. Этому их значению способствуют два фактора: широкое обобщение поверхности и четко выявленные детали.

Как вы помните, гипсовые модели геометрических тел практически познакомили вас с универсальными объемами, из сочетания которых складываются разнообразные формы предметного мира; рисунки тел — обязательная начальная практика, связанная с линейно-конструктивным построением формы и передачей объема с помощью светотеневых отношений.

Работа по рисованию всевозможных гипсовых моделей приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует обучающегося. Равноокрашенная поверхность гипса (при естествен­ном освещении тон распределяется равномерно, а при искусственном возникают неподвижные тени и хорошо разграниченные полутона) — большое достоинство данного материала.

Начиная работу, вы при первом же взгляде на натуру определяете, что в рисунке слепка губ не придется делать отбор наиболее существенного в постановке: здесь все четко выражено и уже отобрано, и вам лишь это предстоит передать. Активному включению в работу способствуют натура, поставленная выше линии горизонта, т.е. уровня глаз рисующего, удачное искусственное освещение, подчеркивающее рельефность и объемность формы.

Вы выбрали место, находящееся на оптимальном расстоянии от натуры, и полностью готовы к работе.

С чего начать? Конечно, с предварительного наброска, в котором решаются композиционные задачи. Напомним, что набросок помогает вам определить последовательные стадии изображения в основном формате и, кроме того, учит художнической зоркости и необходимой экономии используемого времени. Еще одно достоинство пред­варительного наброска или короткого вступительного рисунка — возможность как бы представить себе завершенный рисунок слепка губ.

В наброске вы должны сразу определить положение натуры, проведя серединную линию, ибо ваше наблюдение и практический опыт подсказывают, что даже при всем разнообразии форм человеческих губ все они имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей как верхней и нижней, так и правых и левых (рис. 33). Вы обязаны учесть данную особенность, ведь только-только начинающий рисовать этого не заметит, ибо он следит за одними контурами.

Затем разместите части и длину губ при условии, что общий абрис слепка уже вами намечен при компоновке изображения в набро­ске. Краткий вступительный рису­нок, каким является набросок, не нуждается в подробной разработке деталей, поэтому решайте в нем задачи компоновочного характера и дайте самые скупые, общие графические сведения об общей форме.

После завершения наброска приступите к тщательному зритель­ному изучению натуры. Обратите серьезное внимание на устройство губ в натуре. Очень хорошо, если вы ознакомитесь с пластической анатомией рта человека.

Рис. 33

Верхняя и нижняя губы чело­века служат ограничениями отверстия рта, форма которого зависит от формы верхней и нижней челюстей. Губы представ­ляют собой симметричные складки,

образованные изнутри слизистой, а снаружи — кожей. Обе складки соединяет

так называемая кайма, покрытая характерного цвета кожицей. Толщу губ составляют мышцы, железы, подкожная жировая и соединительная ткани.

Просто губой называют ту часть рта человека, которая в виде части каймы выходит наружу, и яркость цвета ее зависит от многих факторов, в том числе и от общего состояния здоровья. Изогнутая симметричная щель между верхней и нижней губами имеет различную длину у разных людей. Сами губы у человека

неодинаковой формы. Верхний край верхней губы напоминает форму сильно или слабо изогнутого лука, а край нижней — суживающийся к углам и вдавленный в средней части контур (рис. 34).

Объемная форма верхней и нижней губ также различна. У верхней губы в середине имеется выступающий вниз бугорок, которому своеобразно соответствует выемка на нижней губе. Нижняя губа всегда пухлее. Отделяет ее от подбородка борозда, расположен­ная горизонтально. У верхней губы находится вертикальная борозда — фильтр. Характеристика губ, которая была рассмотрена, соответ­ствует зрительному наблюдению гипсового слепка части головы Давида.

Основа построения изображения слепка губ — соотношение час­тей. Рисунок следует начинать с ограничения места модели в формате, определяя верх и низ, а затем — боковые стороны внешне прямоугольной формы слепка (рис. 35).

Всматриваясь в натуру, определите характерные части и найдите их положение с помощью вертикальной и горизонтальной линий, определяющих симметричность. Здесь нельзя игнорировать перс­пективные изменения формы, возникающие из-за расположения объекта рисования, который находится выше линии горизонта.

Средняя линия — и вертикальная, и горизонтальная — всегда отправная при рисовании симметричных парных форм. Легким нажимом карандаша, определив общие очертания натуры, хочется наметить и светотеневые пятна. Сделайте это пока столь же легкими штрихами по направлениям объемов, чтобы создать на бумаге впечатление цельного изображения.

Дальше средствами рисунка проанализируйте натуру. Специально обращая внимание на характер модели, старайтесь изучить форму.

Самым важным в рисунке становятся пропорции, соотношения объемов, тоновых переходов поверхностей.

Рис. 34

Итак, вам хорошо видно, что форма как бы «живет»

в пространстве. Пространство само по себе изобразить невозможно.

В рисунке его следует определить формами, направленными не только слева направо и сверху вниз, но и в глубину. Ведя работу методически последовательно, вы все время должны стараться изображать пространственные формы, а не схемы. В рисовании исключаются безжизненные жесткие линии. Линию как контур нельзя понимать буквально, ее как таковой в рисунке тоже не существует. Где вы увидите линию в природе или в лице человека? Линий нет, а есть условные приемы начертания следов карандаша, которые в завершенном рисунке сочетаются с моделировкой формы тоном таким образом, что зритель их не видит, а получает представление о правдивости изображенного. Об этом вы обязаны помнить постоянно, и со временем способы рисования с «уничто­жением» линий выльются в воспроизведение того, что каждый видит своим внутренним зрением, чувствует и глубоко понимает. Рецептов в рисовании не дают. Никто из преподавателей не может предусмотреть ваши проблемы. В их задачу входит научить вас осмыслять и разрешать разные задачи, которые вы ставите перед собой в ходе работы.

Рис. 35

Сравнивая изображение с натурой и уточняя пропорции, вы постепенно наращиваете моделировку формы тоном. И здесь нельзя увлекаться отдельными

местами, забыв общее. Никогда не следует моделировать светотеневые отношения от светлого к темному, а только наоборот. В противном случае вам просто не хватит средств для изображения самого темного. Найдите для своего рисунка тоновый масштаб и решите задачу с его помощью.

Будьте разборчивы в передаче на рисунке рефлексов, ибо они часто мешают передать цельность формы.

Искусственный источник света лучше всего выявляет образующие слепок губ поверхности, характер его объема. Идеальным направ­лением потока электрического света сверху является угол 45°. При этом яркий свет не должен слишком контрастно освещать натурную модель, его нужно располагать так, чтобы смягчить резкость между освещенными и затененными участками объекта рисования.

Модель помещается в подвешенном виде на нейтральном фоне: наиболее благоприятным в данном случае будет ровный светлый тон с матовой поверхностью фактуры. Гипсовый слепок должен на­ходиться немного выше уровня глаз.

Для рисунка выбирайте горизонтальный формат листа бумаги, ибо это диктуется формой слепка. Размер формата с учетом размера модели, а также расстояния от вас до натуры, скрадывающего натуральные пропорции прямоугольного объема слепка, должен составлять четверть обычного листа бумаги. Приготовьте три карандаша — Т, МТ и М. Именно такие степени нужны для передачи материальной характеристики гипса.

Условие рисования с натуры — неизменность точки зрения. Положение натуры в данном случае совершенно стабильное, а вам лишь нужно следить за собой. Расстояние до натуры, как вам известно, обычно равняется тройному размеру самой модели. Для рисунка слепка губ головы Давида такая щепетильность может быть немного проигнорирована, если принять во внимание хорошее освещение и количество рисующих (разумеется, в аудитории нужно поместить несколько одинаковых моделей слепка губ, чтобы все учащиеся находились в равных условиях, начиная с оборудования рабочего места и кончая определенным пространством, когда можно отходить от рисунка и видеть его на расстоянии). Оптимальное расстояние до натуры имеет значение не только потому, что позволяет хорошо видеть все детали, но и потому, что можно сравнивать модели и изображение, следить за общим построением.

В обязательном кратком вступительном рисунке на небольшом горизонтальном формате вы решаете компоновочную задачу, наме­чаете деление всех форм слепка и прокладываете теневые участки. Проделав подготовительное упражнение, вы тем самым обретаете необходимую дополнительную уверенность в себе.

Интересная особенность данного задания заключается в том, что в рисунке гипсовой модели слепка губ головы Давида начало работы затруднено из-за отсутствия внешних точек опоры, с помощью которых легче строить изображение предмета. Сейчас модель подвешена, т.е. она не поставлена на какую-то опору — стол, подиум — и вам нужно строить рисунок из внутренних, принадлежащих самой натуре точек опоры. Не забывайте, что при таком построении нужно уметь видеть предмет рисования не только в натуре, но и в изображении «насквозь», «прозрачным». Кроме того, пространствен­ное положение модели, когда она слегка отклонена из-за перс­пективных закономерностей, тоже должно быть учтено при постро­ении рисунка. Все эти факторы очень существенны, и только изобразительная грамотность рисовальщика поможет ему их увидеть и непременно учесть. Для этого вы пользуетесь строгими ориентирами в рисовании: вертикалью и горизонталью.

Приступая к рисунку на большом формате, используйте пред­варительный набросок, в котором вы уже определили соотношение высоты и длины прямоугольного слепка. Обозначив большой прямоугольник с учетом кажущихся глазу перспективных изменений, точно найдя его место в формате, проведите затем срединные линии соответственно положению губ в натуре и тут же уточните их, если допустили даже ничтожное отклонение, ибо дальше при построении Рисунка такая мелкая ошибка повлечет за собой нарушение общего характера формы. Что значит точное расположение в формате основного объема слепка, вам уже известно из предыдущих упражнений. Даже малейшее изменение расположения очерченного Силуэта массы слепка на бумаге в сравнении с «точным» бросается в глаза.

Точное расположение предусматривает место основного объема изображения чуть выше горизонтальной оси симметрии, чтобы срединная линия «бантика» губ находилась на точке «золотой пропорции» по высоте (ширине) листа бумаги. Точнейших расчетов в этом случае делать не надо, так как имеющий представление о «золотом сечении» сам в состоянии найти место линии.

Рис. 36

Дальше вы находите в своем рисунке присущие натуре формы путем одновременного легкого очерчивания карандашом всех частей верхней и нижней губ, располагая их с учетом перспективных изменений симметрично: площадки над верхней с наметкой части «фильтра», луковидного контура губы, ямок-уголков, двух

половинок нижней и облегающих подбородок масс с бороздой (рис. 36). И все время не забывайте сравнивать их размеры по отношению друг к другу. Если этого не делать, общая форма слепка губ в рисунке может оказаться неверной. Качественная сторона изображения при построении его на бумаге будет способствовать успешной работе до ее завершения. Знайте, что маленькая неточность в определении карандашом соотношений высоты и длины общей массы рисунка повлечет за собой неточности в построении.

Трудность в построении рисунка слепка губ головы Давида заключается в том, что форма модели ограничивается исключительно кривыми поверхностями. Плавные очертания контура губ обуслов­лены всевозможными выпуклостями и вогнутостями окружающих верхнюю и нижнюю губы площадок. Только в соблюдении всех закономерностей рисования скрыт положительный результат.

Выявляя при построении слепка все поверхности линейно, вы подготавливаете необходимый задел для последующей работы. У опытного рисовальщика линии, обрисовывающие границы всех поверхностей изображаемого объема, разнообразные по характеру я нажиму карандаша, дают даже на этом начальном этапе зримое впечатление объемности формы. Вот именно к такому построению линейных очертаний рисуемой с натуры модели вы должны всегда стремиться.

Конечно, только что построенный вами линейный рисунок очень далек от натуры. В нем есть упрощенности кривых очертаний и резкость карандашных следов. Видя все это, так и хочется скорее перейти к моделировке формы тоном. Торопиться не следует, но легкими штрихами можно наметить части изображения, которые в натуре находятся в тени (рис. 37).

Теперь перед вами стоит задача нового сравнения рисунка с натурой. Легкая светотеневая

прокладка приблизила изображение к возможности более содержательного анализа рисунка и сравнения его с моделью. Сравнение проводите быстрым переводом глаз с изображения на натуру и обратно. Следите только за очертаниями в рисунке: правильно ли взяты пропорции, соответствует ли изображение натуре по характеру и т.д. Во время сравнения рисунка с натурой отходите иногда на два-три шага от мольберта — это тоже хороший способ определения

Рис. 37

качества работы на разных стадиях ее выполнения.

Следующая стадия выполнения рисунка — применение способа «обрубовки». В процессе выполнения рисунка с натуры каждому из вас просто необходимо некоторое время побыть как бы в роли скульптора, начинающего свою работу в глине с общих масс, образующих объем скульптуры.

После сравнения рисунка с натурой переходите к более точной характеристике изображения. Постоянно помните, что работу нужно вести осторожно, не злоупотребляя нажимами карандаша и не пачкая рисунок излишними следами графита. Педантичное выполнение требований в учебном рисовании хотя и сковывает несколько рисующего, но тем не менее дисциплинирует, приучает к очень Ценным в изобразительной практике качествам — высокой технике владения инструментами, культуре рисования.

Конечно, этапность (стадийность) в рисовании с натуры во многом условна. Дело в том, что в учебных целях внимание рисовальщика приходится направлять на те или иные стороны изображения, поэтому разделение на определенные этапы здесь уместно, хотя ведение рисунка есть просто процесс последовательного решения возникающих одна за другой задач.

Сейчас вы переходите к передаче пластической формы слепка губ. Будьте здесь столь же внимательны, как и раньше. Но там у вас были несколько иные цели, а в процессе уточнения деталей придирчиво следите за переходом одной поверхности в другую, опять же все время сравнивая как весь рисунок с натурой, так и одну часть в изображении с другой, и ищите их взаимосвязь. При уточнении элементов формы у наружных краев изображения анализируйте сокращающиеся поверхности, ибо от такого внимания к ним зависит итоговое перспективное и тональное решение рисунка. Уточнение деталей должно начинаться с постепенного и неза­метного перехода. Для вас новый этап работы теперь заключается в том, чтобы продолжать сохранять непрерывную последовательность ведения рисунка от простого к сложному.

Рассматривая верхнюю губу, вы не можете не заметить, что ее объем имеет плавно выделяющийся вперед и резко обрывающийся вниз бугорок и столь же плавно уходящую к ямкам-уголкам остальную выпуклость. Все эти особенности формы верхней губы головы Давида надо передать.

Нижняя губа припухлая, с характерной впадинкой имеет в натуре край почти эллипсовидный. Она нависает над подбородочно-губной бороздой, залегшей в глубокую тень.

Сомкнутый рот Давида с юношескими припухлостями губ заканчивается глубокими ямками-углами, в которых сосредоточились самые темные тени.

Уточняя деталь, связывайте ее со светом или тенью, не прибегая пока к полутонам, ибо можно расстроить ее выпуклые части.

Верхняя площадка над губой слепка состоит из восьми различных поверхностей, нижняя — из шести. Их границы не видны в натуре, но различие по тону заметно.

При переходе к проработке формы тоном нужно построить и уточнить рисунок слепка губ, чтобы была возможность насыщения очень светлыми полутонами освещенных частей. Здесь как раз я проявляется культура рисунка.

В предыдущих упражнениях вы накопили определенный опыт работы тоном, поэтому вам знакомы способы штриховки и тушевки. Перед вами стоит задача четко отработать все детали, объеди­ненные тоном в единое целое.

Вы должны помнить, что работа по приведению рисунка в завершенное состояние сопряжена с проработкой не отдельно взятого куска до полной законченности, а опять-таки с постепенным насыщением светотеневыми градациями. Только сохраняя все время нужный запас тона, добиваются создания целостного изображения, передающего не только пропорциональные натуре светлотные отно­шения, но и материальные (фактурные) качества предмета (рис. 38).

Бесформенное размазывание теней и полутонов, «влезание» резинкой в определенные места рисунка для «света» — вот основные ошибки, которые часто допускают нерадивые учащиеся. Тушевкой ведь нужно пользоваться умело. Для чисто учебных целей штрих —

лучшее средство передачи тона в рисунке.

Чтобы не допустить подобных погрешностей в работе, старайтесь избавляться от излишней невнимательности и поспешности, вызыва­емых зачастую отсутствием должной последовательности ведения рисунка.

Рис. 38

Материальное изображение гипсовой модели можно передать

разнообразными штрихами — длинными, короткими, широкими, тонкими, едва заметными, умелые рисовальщики используют для моделирования формы тоном параллельные и перекрещивающиеся в разных направлениях штрихи. Штрих в рисунке должен как бы «обнимать» форму, направляться по ней. Для передачи светотеневых отношений нужно пользоваться карандашами разной степени твер­дости и мягкости. Леонардо да Винчи в своих трудах дал молодым художникам совет: «Если ты, рисовальщик, хочешь учиться хорошо и с пользой, то приучайся рисовать медленно и оценивать, какие света и сколько их содержит первую степень светлоты, и подобным же образом из теней, какие более темны, чем другие, и каким способом они смешиваются друг с другом и каковы их размеры; сравнивать одну с другой; в какую сторону направляются линейные очертания и какая часть линии изгибается в ту или другую сторону, где они более или менее отчетливы, а также широки или тонки. Напоследок, чтобы твои тени и света были объединены без черты или края, как дым. И когда ты приучишь руку и суждение к такому прилежанию, то техника придет к тебе так быстро, что ты этого и не заметишь».

В целом рисунок с гипсовой модели ведется так же, как любой тональный,— от общего к деталям и на последнем этапе возвращается снова к общему. Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок передает форму, освещение, материал и окружающую среду. Поэтому вам необходимо знать, как начинать, как вести и как заканчивать работы над длительным рисунком.

 

Рисунок слепка носа

 

Очередным упражнением в рисовании гипсовой модели деталей головы Давида будет рисование слепка носа.

Работая карандашом, как и в предыдущем задании, вы снова решаете пластические задачи, знакомясь с иной частью головы — носом. Ведь недостаточно просто посмотреть на форму носа, нужно ее старательно построить и светотеневой прокладкой карандашом прочувствовать объем. Форма носа зависит от игры пятен светотени.

Прежде чем познакомить вас с пластической анатомией носа, остановимся на вопросах значения выполнения подобных упраж­нений.

В каждом новом рисунке усложненных моделей вы приобретаете определенный запас теоретических знаний и вырабатываете собст­венную технику работы графитным карандашом. Однако ваш профессиональный рост возможен при условии, что в каждой работе вы проявите старание, помноженное на волю и упорство. В рисунке всегда стремитесь к законченности, но такой, которая основывается на уверенности в правильном построении формы рисуемого предмета. Пытайтесь исправлять в изображении то, что вам не нравится или мало соответствует натуре. Всегда помните, что каждая отдельная работа должна чему-нибудь научить.

Возможно, вы рисуете с натуры еще не так хорошо, как хотелось бы, но со временем, при упорной работе непременно достигнете успеха.

Практическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры — натуры неподвижной и очень обобщенной — является незаменимым этапом в овладении изобразительной грамотой.

У носа человека есть своя костная система, отчасти начинающаяся с костей лицевого черепа, к которым примыкают две продолговатые носовые и образуют переносицу. Эти две кости подпираются по бокам направленными вверх отростками верхней челюсти. К передним краям носовых костей прикрепляются боковые хрящи. Нос имеет пять главных хрящей: правый и левый верхние, правый и левый нижние, один средний, находящийся между двумя сторонами носа. Крылья носа образуются двумя нижними хрящами. Все эти основные сведения нужны для понимания принципиальной анатомии носа как части головы человека, выступающей над носовой полостью. Для рисовальщика важно знать также внешние признаки формы носа. Верхняя часть — это корень, нижняя кончик. Спинкой носа называют часть, образованную сходящимися по средней линии боковыми сторонами, которые внизу расширяются в связи с переходом в крылья, отделяющиеся от щек изогнутыми бороздами. Каждое крыло носа ограничивает ноздрю, разделенную с другой хрящевой носовой перегородкой (рис. 39).

Рис. 39

В формах носа человека наблюдается большое разнообразие, вызванное изгибами дуги и всевозможными различиями в формах хрящей. Мышцы носа почти не скрывают форму костей. И хотя строение формы человеческого носа у всех одно, тем не менее различаются курносые, прямоносые и горбоносые люди. Леонардо да Винчи в «Книге о живописи» дал развернутую характеристику строения формы носа: «Части носа, посередине между которыми находится горбинка носа, изменяются восемью способами, а именно: или они одинаково прямые, или одинаково вогнутые, или одинаково выпуклые — это во-первых; или же они не одинаково прямые, выпуклые или вогнутые — это во-вторых; или они в верхних частях прямые, а в нижних вогнутые — это в-третьих; или верхние прямые, а нижние выпуклые — это в-четвертых; или верхняя вогнутая, а 8ижняя прямая — это в-пятых; или верхняя вогнутая, а нижняя выпуклая — это в-шестых; или верхняя выпуклая, а нижняя прямая — это в-седьмых; или верхняя выпуклая, а нижняя вогнутая — это в-восьмых» (с. 163).

Внешние формы носа прямо зависят от особенностей строения костей и лобного участка. Например, у горбоносых людей лобная кость всего лишь несколько выступает вперед, но кости носа — очень сильно выдаются, а у курносых, наоборот, сильно вперед выдается лобный участок между бровями (рис. 40). В силу таких особенностей и существует закономерность расположения хрящей и мышц, которую каждый рисующий голову человека должен учесть. У носа необходимо обращать внимание на такие его мышцы, как пирамидальная, являющаяся как бы продолжением лобной, затем облегающая снаружи крылья носа мышца, и угловая, способствующая сжиманию ноздри при сокращении. Кроме того, надо знать щечные, слезные и мышцы каждого верхнего века. При рисовании слепка носа головы Давида все эти сведения, а еще лучше прочные знания всех составляющих область носа элементов принесут несомненную пользу.

В предварительной зарисовке модели носа вы обязаны решить задачу компоновки изображения и установить расположение я характерные черты натуры.

Рисунок носа начинают с выявления общей формы. Размещение изображения на листе вами было предопределено в вспомогательном этюде.

Наметив общую форму, переходите к размещению составных элементов натуры и тут же уточняйте характер каждого. Если вы проверили правильность построения конструктивной основы формы носа, можете начать моделировку формы тоном.

Выполняя изображение, обращайте внимание на освещенность натуры, ее тоновое состояние, где хорошо видны особенности распределения световых лучей на

Рис. 41

поверхности модели. Вы увидите, что

плоскости, более перпендикулярно расположенные к потоку света, выглядят

ярче тех, которые не обращены прямо к лучам. Здесь много полутонов, и разобраться в них, чтобы не раздробить форму,— ваша задача. Теневые участки полны рефлексов. Почему здесь отражается свет, проследите и покажите.

По окончании работы над рисунком с натуры гипсовой модели носа обобщите изображение (рис. 41).

 

Рисунок слепка глаза

 

Хорошее знание пластической анатомии отдельных частей головы человека вы получите позже, когда будете теоретически и практически знакомиться с костями черепа и мышцами, покрыва­ющими его. Предварительное практическое ознакомление с таким элементом головы, как глаз, посредством тонового рисунка многому научит вас. Недаром в учебных художественных заведениях рисовали 8 прошлом и рисуют сейчас с натуры детали головы человека.

В период между 1585 и 1588 гг. в итальянском городе Болонье возникла художественная школа, инициатором которой был одарен­ный художник Людовико Карраччи. Он собрал много бедных мальчиков, думал из них воспитать великих художников и тем самым приостановить упадок художеств в Италии. Вместе с ним в создании школы, позже ставшей «академией, вступившей на верный путь», приняли участие его двоюродные братья Агостино Карраччи и Анибале Карраччи. Агостино Карраччи составил пособие по рисованию под названием «Прекрасная школа обучения рисованию всего человеческого тела».

Таким образом, рисование с натуры гипсовых слепков деталей головы человека имеет давнюю традицию, принося учащимся большую практическую пользу.

Новым для вас заданием будет тоновой рисунок глаза. Глаз есть шаровидная форма, только на одну треть выступающая из так называемой глазничной впадины — костного углубления в черепе. Анатомически орган зрения человека состоит из глазного яблока, замечательно расположившегося в глазнице, зрительного нерва, глазных мышц и слезного аппарата. Стенка глазного яблока состоит из трех слоев. Нас интересует внешняя оболочка — фиброзная, иначе называемая в разговорной речи белком глаза. Спереди фиброзной оболочки находится прозрачная роговица, через которую хорошо просматривается радужная оболочка, в середине которой есть отверстие — зрачок глаза. Радужная оболочка, представляющая собой переднюю часть средней части стенки глазного яблока — сосудистой оболочки, содержит пигмент, цвет которого позволяет называть одни глаза карими, другие — серыми и т.д.

Лучи света проникают через зрачок внутрь глазного яблока, преломляются там, проходя через наполняющую яблоко прозрачную студенистую массу, так называемое стекловидное тело, и достигают третьего слоя стенки глазного яблока — сетчатки, отбрасывая на нее изображение видимого пространства. В результате зрительный нерв передает мозгу информацию, почему мы и видим.

Гипсовый слепок глаза головы Давида очень выразителен, особенно при искусственном освещении. Микеланджело создавал статую для установления ее на площади, где в полдень, освещенная солнцем, она давала подчеркнуто яркие тени (позже статую с постаментом передвинули в постоянно затененную часть площади, ибо заметили, что мрамор на солнце претерпевал отрицательное воздействие лучей).

Рисунок слепка глаза начните с намеченной на бумаге общей формы. Прежде чем объяснить принципы ведения изображения, приведем слова П. П. Чистякова, раскрывающие предлагаемую им методику рисования гипсовой модели глаза: «Перед нами поставлен гипсовый глаз, положим, Аполлона, под углом 20° к плоскости.

Прежде всего, назначив место на плоскости, надо определить уходящий угол плоскости гипсовой. Потом означить поло­жение глаза, или место, на этой плоскости. Начинать просто, рассуж­дая, положим, так. Пло­скость найдена, теперь глаз находится на высоте такой-то, проверить высо­ту — расстояния снизу и сверху. Сразу глаз тонко не вычерчивать, а так просто искать место его. Положение по отвесной линии найдено, пойти по горизонтали: от пере­носицы на столько-то, от другого переносья проверить, глядя вдруг, быстро, несколько раз. Потом вдруг взглянуть и определить положение глаза от слезника до наружного края относительно горизонта, потом нужно рисовать веко, положим, верхнее. От наружного края глаза веко идет вверх — до сих пор, здесь перелом и линия идет вниз к слезнику. Нижнее веко так же. Потому нужно перекинуть прямую от точки переносья верхнего века на точку переносья нижнего века. Следует чувствовать форму между носом и слезником... После того как глаз нарисован, нужно строго определить главные тени, продолжать оканчивать, выводя тени до мелочей. Потом нанести тени, и глаз готов» (Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953)

Рисунок гипсового слепка глаза лучше всего выполнять в положении три четверти — как в правом, так и в левом поворотах — и чтобы натура находилась выше линии горизонта.

Перед основным рисунком нужен подготовительный этюд, в котором следует определить компоновку, конструктивную основу формы, тоновой масштаб изображения.

Рис. 42

В натуре вам отчетливо видна резко выступающая верхняя часть слепка.

Определив ее сразу в общей форме, тут же найдите посадку глазного яблока, которое облегчается веками. Для верности прорисуй­те насквозь всю модель, разберитесь в пропорциях, обозначьте положение радужной оболочки и зрачка. Правильным будет сразу «обрубить» форму на плоскости, оставив незаштрихованными места, обращенные к свету, и легко покрыв тоном находящиеся в тени. В этом случае рисунок приобретет тот вид, в котором легче будет в Дальнейшем уточнять очертания и делать необходимые сравнения (Рис. 42).

 

После уточнения конструктивной основы формы переходите к прокладке рисунка тоном и завершите обобщением.

Контрольные вопросы. Практические задания






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных