ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Добрачное поведение
Заключению брака и образованию семьи предшествует длительный процесс «примерки». Молодые люди, иногда еще на школьной скамье, знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время молодежь заключает браки после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени на «примеривание» друг к другу у нее вполне хватает. Добрачный период посвящен тому, что подростки и юноши набираются жизненного опыта. Это очень важный и ответственный период жизни. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу же после школы — иногда из-за страстной любви, иногда из-за ранней беременности, — то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает «погуливать» или засматриваться на других девчонок. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3—5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров также вреден, как и недобор. Иногда, но очень редко, женятся с первого раза. Это называется любовью с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но учитывая вероятность выпадения вообще всяких редких событий, можно считать, что любовь с первого взгляда не превышает 1—3% от общего числа браков. Удачным нужно считать только такой вариант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь. А это происходит совсем редко.
Знакомство
Семейная жизнь — это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья это не начало, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства. Знакомство юноши и девушки или взрослых мужчины и женщины может принимать три основные формы: · самостоятельное знакомство без посредников; · знакомство через формального посредника (брачное агентство); · знакомство через неформальных посредников (родители, знакомые, товарищи, свахи). В отличие от европейских стран, где брачное знакомство — дело сугубо личное, на востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, пока туда не проникли ценности западного общества, являлся неформальный институт брачных посредников. Он проверен веками и тысячелетиями. Его завершение — свадебный обряд — считается одним из красивейших и мудрейших обычаев мусульман. Когда девушка подрастает и становится невестой, родители определяют, какой выкуп за нее взять. Размер его зависит от красоты девушки, уровня ее образования, но главное — от степени благосостояния ее семьи. С рождения дочери родители начинают копить деньги на ее приданое. Оно может включать в себя дом или квартиру, мебель, электробытовые приборы, автомашину. Покупая жену, мужчина лишь возмещает равную стоимость. После свадьбы молодая семья не садится на шею родителям, а сразу становится на собственные ноги.
Первое свидание
Независимо от того, женились вы по первой любви или вашему браку предшествовало несколько «влюбленностей», вам не обойтись без одного непременного атрибута, который присутствует во всех сценариях добрачного поведения, а именно первого свидания. Какое оно? Какова его драматургия и сценарий? Различается ли первое свидание, скажем, у американцев и русских? Мы попробуем их сравнить, используя конкретные данные. По американским студентам они были опубликованы в прессе, а по русским студентам автор книги провел самостоятельное исследование, раздав домашние задания группе студентов Государственного университета гуманитарных наук при Российской Академии наук. Итак сравним результаты. Студентов Мидвестского университета просили перечислить свои действия во время первого свидания. Сравнивая сценарии юношей и девушек, ученые нашли и сходства, и различия. Совпадение ожиданий указывает на общее согласие среди опрошенных: одеваться тщательнее, немного волноваться о том, как ты выглядишь, разрабатывать планы на вечер, знакомиться, раздавать комплименты, пытаться произвести впечатление, поцелуй с пожеланием спокойной ночи и возвращение к тому, с чего начали. Этот простой сценарий постоянен, встречающиеся не собираются изобретать новые правила. И это позволяет участникам использовать возможности дальнейших встреч без дополнительных договоренностей о правилах. Мужской сценарий свидания не только более детальный и широкий, чем женский, он еще и более активный, можно сказать даже более агрессивный.
Таблица 6
А вот что получилось у российских студентов. Таблица 7
Очевидны некоторые культурные различия в проведении первого свидания у американских и русских студентов. Но они незначительны. Гораздо больше сходства. Во многом оно объясняется методикой: русские студенты, выполняя задание, имели на руках ответы американцев. Думается, что это не могло не сказаться. Однако принципиальной роли не сыграло. Наша молодежь писала о том, что происходит с ней в действительности. Самое интересное состоит в том, что роль женщины (пассивная) и мужчины (активная) в обоих культурах практически одинаковая.
Ухаживание
Ухаживание играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражает себя в оказывании внимания возлюбленной, стремлении добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание резко снижается после первых месяцев замужества, а через несколько лет вообще сходит на нет. В России практически все молодые люди в период ухаживания живут в родительских домах, поэтому возможность для уединения им найти не всегда удается. Даже после вступления в брак 60% молодых семей живут с родителями одного из супругов. Трудности, которые приходится преодолевать влюбленным для свиданий, только подогревают страсти. Совместная борьба с препятствиями объединяет их. В то же время чрезмерные препятствия порой охлаждают пыл, особенно если ухажеры уже не молоды. Период ухаживания можно сравнить с испытательным сроком для молодого специалиста. Здесь проверяется все: умение готовить, шить, прибираться в комнате, заниматься мелким ремонтом, способность рационально (и в то же время не скаредно) тратить деньги, познания в практических и теоретических науках, сексуальная грамотность и культура поведения. Ухаживание выполняет несколько функций. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, что называется, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, идти на мировую после ссоры, оказывать знаки внимания и ласки. Вместе с тем ухаживание — это продолжение «свободного полета». Юноша и девушка не связаны взаимными обязательствами и легко могут порвать. Чувство свободы придает фривольность взаимным отношениям. Девушка может легко пококетничать с другими мужчинами, намеренно разжигая страсть в партнере. То же самое делает и юноша. Но у него иная цель — показать свою независимость, лидирующую роль, умение вести себя так, как ему захочется. Вместе с тем заигрывание с чужими имеет определенный предел, переступать за который нельзя, не порвав полностью отношений. В период ухаживания как раз и проверяется способность партнеров не переступать черты, оставаться верным, одновременно демонстрируя независимость и самостоятельность.
Сватовство
Следующим этапом в добрачном поведении является сватовство. Сватовство представляет собой обряд предложения брака, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у ее родителей. Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть костюм и иметь два букета цветов: один — для матери будущей невесты, а другой — для нее самой. По русскому обычаю жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если родители принимают просьбу жениха, то отец невестывкладывает правую руку дочери в руку своего будущегo зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.
Помолвка
После того, как свидания стали регулярными, и оба партнера решили, что они подходят друг другу, а родители не возражают против того, чтобы молодые люди заключили союз, наступает черед заключить помолвку. Помолвка — это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Обычно она объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Прежде во время помолвки родители давали свое окончательное согласие на брак детей и устанавливали его условия. Между отцами двух семейств совершался обряд рукобитья. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убыток — «заплатить за бесчестье».
Брак
Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака. Институт брака, самим фактом своего существования, свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии — инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись. Брак — совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение. Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является еще и социальной организацией. Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми. Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода. В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле. Брак — это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов. Выделяют два главных типа брака — эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии — только из чужой. Кроме того существуют две другие формы — моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид — калымный брак) формы. При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь или сына. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия — это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи,киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей этой общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении кроме того действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается. Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: 1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин). Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники — друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2—3 встреч стороны должны либо согласиться либо отказаться. На долю браков по сговору приходится 5,8%, брак по сватовству — 18,4%, брак по знакомству родственников — 37,5%, по знакомству друзей — 24,1%, личное знакомство — 12,7%, прочее — 1,6%. В Японии в 60-е 80% браков совершались по сватовству, т. е. по выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50%. Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2—3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучших из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты. Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупногобрака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно и внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге «Возникновение брака и семьи» (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей дарообменного брака.
Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания — откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды. В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утверждение частной собственности сделало брак коммерческой сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необходимость в заключении договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим простой вопрос: «Хочешь ли ты добывать мне еду?», чтобы считать его брачным предложением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходила публично. Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания: · принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак; · выбор брачного партнера; · заключение брачного контракта; · исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы. Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак. Калым — выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток, калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Он возник еще до того, как сюда пришел ислам, но отменен не был, так как органично уживался с типично исламским институтом махра. Махр — брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как «плата за девственность». По данным исследования Ф.Н. Ильясова, в среднеазиатском регионе с уплатой калыма в конце 80-х годов XX века заключалось более 6896 браков. Стороне жениха вручается особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. Максимальный калым («тяжелый халат») включает до 300 наименований различных вещей и около 70 тыс. руб. наличными. Средний размер калыма по региону составил 8,5 тыс. руб.* * Ильясов Ф.Н. Сколько стоит невеста // Социол. исслед. 1991. № 6. С. 67—79.
Размер калыма — величина не постоянная. За разных по своим качествам девушек плата неодинаковая. Так, например, чем выше уровень образования невесты, тем ниже калым. Столь необычная на первый взгляд тенденция объясняется очень просто. Мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость. Его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. В многодетных семьях, типичных для Средней Азии, она работает по дому и хозяйству, что-то делает на продажу и воспитывает детей. За год хорошая работница может выткать один-два ковра, а за пять лет она принесет семье чистый доход, который покроет размер выкупа, уплаченного за нее. Три фактора увеличивают размер калыма в Средней Азии: · умение невесты вести хозяйство, · красота и внешние данные, · репутация семьи. Высшее образование, по результатам исследования Ф. Н. Ильясова, стоит только на пятом месте.
Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как составная часть рыночной экономики. «Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи», гласит формула М. Каддафи. Калым — цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зависит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара. Бывают ситуации, когда семье приходится экономить на еде, одежде, развлечениях, чтобы набрать должную сумму. Семья влезает в долги, расплачиваться за которые приходится уже молодой семье, которой тоже приходится терпеть лишения и экономить. На покрытие долгов в среднем уходит 6 лет. Но и прибыль от брачной сделки для родителей бывает высока. В Туркмении она достигала 10 тыс. руб. (при средней зарплате по стране около 700 руб.). Таким образом, калымный брак как элемент товарно-денежных отношений формирует новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов: · конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии); · региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии); · общенациональный (в границах государства, например, Туркмении); · внутриплеменной, или субэтнический. Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма. Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Первой представляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую сумму. А затем в убывающем порядке проходили менее красивые. Деньги, вырученные от их продажи, раскладывались как приданое для не блещущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В результате все претенденты получали невест с приданым. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту. Кроме покупного брака существует хищническийбрак. Различают две его разновидности: · умыкание (похищение) невесты, · умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).
Семья
Выделяют два главных типа семьи — традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи). Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно просто уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. Итак, нуклеарная семья — это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике, деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья. Но и в этом случае хотя бы формально надо различать два типа семей · родительская семья, или первичная семья; · новообразованная семья, или вторичная семья. Вторичная семья образована браком взрослых детей — членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Родство
Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе называются все родственники по браку. Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически, может быть до 200 веток (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Различают классификационную и описательную системы родства, а отсчет родства ведется от отца (патрилинейный), матери (матрилинейный) или от того и другого одновременно (билинейный). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства. Структура родства сложна, она изображается в виде «фамильного дерева». Ближайших родственников может быть только семь, и не больше: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных, т. е. ближайших родственников, может быть только 33. Они ранжируются по степени родства начиная с тещи (мать-в-законе) и кончая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, т. е. ближайшие родственники дальних родственников, то получится фамильное дерево, включающее от 151 до 191 человека. Каждая «ветка» такого дерева называется позицией родства, или родственным статусом. Сын, племянник, теща — название позиции, или статуса. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Теща может быть только одна, а племянников несколько. Если учесть, что одну ячейку могут заполнять несколько человек, то фамильное дерево, включающее ближних, двоюродных и троюродных родственников, может состоять из многих сотен людей. В традиционном обществе родство — основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего поводом для их встречи служат юбилеи и праздники. Родство основано на социальном признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление или удочерение ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками, например, матерью или отцом, также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. В примитивных обществах и у ряда современных народов, сохранивших пережитки ранних стадий развития системы родства, оно охватывает многие сотни людей. Югославская задруга, сохранившаяся до начала XX века, представляла собой общину кровных родственников. У некоторых современных кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет. В отличие от семьи, родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным. В первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий коллектив людей, т. е. являлись реальной группой,а парная семья представляла собой временный союз.
Если учесть все поколения в одной семье и всю совокупность родственников, о которых мы будем говорить дальше, то мы получим очень сложную брачно-семейно-родственную структуру. Ее можно изобразить примерно так. 5.7. Современная семья: распределение ролей
По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья все больше вытесняется современной двухпоколенной. Она называется нуклеарной семьей. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей. По переписи 1989 нуклеарные семьи в России составляли 80,3% брачных пар. Анализируя стадии социального развития общества, можно заметить, что и нуклеарная семья также претерпевает определенную эволюцию. На ранней стадии ей была присуща однокарьерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком в доме, обстирывала семью и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной семьи характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными и семьями с двумя кормильцами. В 1950 г. в США однокарьерных семей было 70%, а в 1989 — 30%. Семьи стали разнообразнее по составу, это вызвано участившимися разводами и повторными браками, а также решением женщин иметь детей не выходя замуж. В СССР занятость женщин возрастала так: в 1922 г. доля женщин в рабочей силе составляла 25%, в 1940 — 38,9%, в 1960 — 47,2%, в 1970 — 50,8%, в конце 80-х — 52—55%. Россия и Америка — страны с большим числом семей с обоими работающими супругами. Но в США степень занятости женщин всегда отставала от СССР и лишь постепенно разрыв сокращался. В 1940 г. 27% американских женщин работали по найму, а в 1988 — 56%*. * Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 19, 39, 131.
Этот показатель изменяется в зависимости от экономической ситуации и типа семьи. Например, большинство одиноких женщин, чтобы прокормить семью (детей и престарелых родителей), трудятся на производстве. В полных семьях этот показатель ниже. В периоды кризиса, когда снижается уровень жизни, женщина идет работать. Однако если безработица в стране высока, то ей не всегда удается трудоустроиться. В большинстве стран женщин берут на работу с неохотой, а сокращают в первую очередь, поэтому их среди безработных очень много. Работа не только экономически, но и социально необходима для многих женщин. Они не хотят быть оторванными от коллектива и общения с людьми. Быт засасывает, а работа позволяет ей всегда быть в «форме». Сравнивая кругозор и уровень интеллектуального развития работающих и неработающих женщин, психологи отдают предпочтение первым. Хотя, конечно же, необходимость дополнительного заработка для семьи остается основным мотивом трудоустройства для 80% работающих женщин в нашей стране. Большинство женщин в СССР трудились на непрестижных и малооплачиваемых рабочих местах и даже на тех участках, где их труд запрещен законодательно — в ночные смены, во вредных условиях. Доля женщин на руководящих постах невысокая: в промышленности при переходе от низшего звена управления к высшему она снизилась в конце 80-х с 30 до 8%. Часто они трудились там, где возможен режим неполной занятости, гибкий график. Поэтому велик удельный вес учителей, воспитателей, медицинских работников. Социальные льготы, предоставляемые женщинам, имеющим маленьких детей (отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста с сохранением рабочего места, оплачиваемый бюллетень в случае болезни ребенка и т. п.), по замыслу призваны были помочь им справиться со своими ролями. Но чем больше льгот, тем выше финансовые расходы предприятия, а чем чаще женщина отпрашивалась с работы для ухода за ребенком (обычно во время его болезни), тем ниже была ее производительность. В итоге женщины становились «невыгодными» работниками. Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел. Посему у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. И не известно, где она устает больше. Снять двухкратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая плата за работу женщины вне дома. Социологи говорят не о двух, а о трех основных ролях, которые приходится выполнять женщине: супружеской, родительской, профессиональной. А психологи добавляют, что в результате у нее может возникать чувство неудвовлетворенности одной из них, что ведет иногда к депрессии. Работа вне дома, как оказалось, компенсирует стресс, она помогает женщине легче преодолевать напряжение в супружеских отношениях. Но выяснилось и другое: когда женщина чрезмерно увлекается работой и забывает о доме, напряженность в семье растет. Она забрасывает не только хозяйство, но и воспитание детей. У мужа и детей растет неудовлетворенность. Считается, что из двух зол — плохое выполнение профессиональной роли или родительской и супружеской — женщине следует выбрать первое. Общество традиционно закрепило за ней роль хозяйки и воспитателя. Хотя профессионально большинство женщин не уступает мужчинам, но их зарплата во всех странах как минимум на 30% меньше. Поэтому главным добытчиком все равно остается мужчина. Таким образом, у большинства женщин неудовлетворенность жизнью наступает, когда они не справляются с родительской и супружеской ролями, а у мужчин — с профессиональной. Работающая женщина тратит меньше времени на домашнее хозяйство и досуг, чем неработающая. Важнейший фактор, определяющий затраты времени на хозяйство, является возраст и число детей в семье. Другой фактор — характер отношений между супругами и их культурный уровень. Чаще помогают женам более молодые мужья и с более высоким уровнем образования. Когда дети достигают школьного возраста, помощь резко уменьшается. Мужья несколько больше помогают женам по мере увеличения числа детей в семье. В современных семьях, где оба супруга работают, наибольшее напряжение в выполнении ролей испытывает женщина. Поэтому она предпочитает ограничивать число детей, а не отказываться от работы. Большинство женщин мирятся с тем, что мужья мало участвуют в домашнем заботах. Они находят убедительные аргументы: 40% опрошенных в 1985 г. российских женщин объясняют тем, что рабочий день мужа продолжительнее их собственного; 22% — тем, что труд мужа утомительнее той работы, которую выполняют они сами; 16% видят причину отстраненности мужа от домашних обязанностей в его загруженности другим делом — ремонтом машины, строительством дачи*. * Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 44.
Мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки, с ними обсуждают учебные дела, взаимоотношения с товарищами, свои занятия в свободное время. Для женщины удовлетворенность браком значительно сильнее связана с помощью мужа в уходе за ребенком, нежели с его помощью по дому. Сравнивая разные страны, ученые пришли к выводу: если в уходе за детьми американские и российские отцы участвуют меньше, чем матери, то в процесс социализации, нравственного воспитания, развития социальных навыков отцы и матери вносят равный вклад.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|