ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. По полярности или знаку· положительные - вызывают приятные переживания; · отрицательные - вызывают неприятные пережвания; и нейтральные. II. Классификация эмоций по их влиянию на процессы жизнедеятеяности · стенические - вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество); · и астенические - сковывают активность, провоцируя пассивное поведение (страдание, беспокойство, страх). III. Классификация эмоций по качеству Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард (род. 1923),создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на: фундаментальные и производные. К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Давайте дадим краткую характеристику этих фундаментальных эмоций: · Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. · Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. · Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака - это эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. · Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблоговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии. · Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласование жизненных позиций, взглядов и поведения. · Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. · Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. · Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. · Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами(предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. · Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. IV. Классификация эмоций по длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают: · собственно эмоции - Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации; Проявляются во внешнем поведении. · настроения – общее эмоциональное состояние, не относящиеся к конкретному предмету и окрашивающее в течение определённого времени всё поведение человека. -Может удерживаться достаточно долго, определяют общий эмоциональный тон человека. - И может меняться довольно часто. Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо. · аффект - быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее. Самоконтроль резко снижен; На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом: -расстраиваются мелкие движения, -проявление выразительных реакций не контролируется. Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта. Например, -посчитать до 10, -глубоко подышать, -заняться механической работой и т. п. Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно. - Человек полностью утрачивает контроль над собой, - его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают: -разбитость и опустошенность, -упадок сил, -иногда человек засыпает. · тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий. Состояние тревоги возникает, кагда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда. Тревога способна изменить течение познавательных психических процессов. При этом наблюдается два возможных выхода: 1. мобилизация – повышение концентрации внимания с ростом эффективности деятельности мышления (при незначительно выраженной тревоге); 2. дезорганизация – снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня деятельности мышления (при интенсивной тревоге). · Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий. Может иметь две формы выражения: -агрессия -или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость. · Стресс -(англ. stress - давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как: - устойчив, - длительно сохраняется - и имеет разнообразные причины. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он определил стресс - как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические каждому стрессору эффекты. Селье назвал эту модель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом. С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация для человека. Сущность стресса состоит в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования. Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса: -с одной стороны это жизненно необходимая приспособительная реакция, которая помогает человеку адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, -а с другой причина страданий, болезней и переживаний. Итак, под действием стрессора возникает общий адаптационный синдром, в котором Г. Селье выделил 3 фазы: 1. фаза тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям; 2. фаза сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации; 3. фаза истошения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. Один и тот же стрессор может вызвать у людей различные реакции. А тормозить или усиливать стрессовое состояние могут: -наследственность, пол, возраст, -иммунитет, -воспитание, -актуальное состояние и др. Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с уважением и пониманием. Потому - что стресс может и положительно воздействовать на организм. (В таком случае говорят об эустрессе.)
· Тревога – Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределённости с дефицитом информации и непрогназируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий. · страсть – сильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти; · чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций; Высшие чувства.
Ч увства можно подразделить на: - нравственные, - интеллектуальные - и эстетические. Нравственные (моральные) чувства - свидетельствуют об отношении человека к другим людям, - и обществу. В основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения. В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности. Примерами таких чувств являются -любознательность, -сомнение, - радость открытия, -любовь к истине и др. Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости. Примерами является -чувство прекрасного, -эстетического наслаждение, -чувство юмора и др. Чувства человека отличаются стабильностью. Эмоциональные свойства Эмоциональные свойства - это устойчивая характеристика индивидуальных особенностей эмоционального реагирования, типичных для конкретного человека. Выделяют следующие варианты эмоциональных свойств: · Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального «включения», импульсивность. Повышается при атеросклерозе, неврозах, гипертиреозе. · Эмоциональная реактивность - скорость эмоционального ответа. Комбинация астеничности и сниженной реактивности встречается при обсессивных (навязчивых) расстройствах.
· Эмоциональная лабильность - колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам. · Эмоциональная ригидность - неспособность изменить деятельность в соответствии с требованиями ситуации. · Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события. · Эмоциональное огрубление - неспособность определять уместность и степень проявления эмоциональных реакций. Проявляется в отсутствие сдержанности, деликатности, такта. Человек становится назойливым, расторможенным, хвастливым и т. п. · Тревожность относится к свойствам личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтральных, не содержащих реальной угрозы обстоятельствах. Это склонность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу и реагировать на такие ситуации проявлением состояния тревоги. · эмпатия - (греч. empatheia - сопереживание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания. Эмпатия это как способ сосуществования с другим человеком. Умение чувствовать изменения, происходящие в нём. Поэтому эмпатия является важной составляющей профессионально-значимых качеств медицинской сестры. Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотипности, так как оно очень важно для психологического благополучия человека. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Осознание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоравление. Эмпатия проявляемая медсестрой положительно влияет на состояние пациента. Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в которам он находится. Из всего сказанного следует, что эмпатия: -определяет качество взаимодействия, -создает понимание, -обеспечивает уважение, - позволяет преодолеть культурные барьеры. Поэтому эмпатию можно назвать социальным навыком, необходимым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности. Существуют различные тренинговые методы: -повышаюшие способность к эмпатии -и умение эффективно применять ее в обшении с пациентом.
Функции эмоций В целом можно выделить следующие функции эмоций: 1. Отражательно-оценочная функция Это важнейшая функция эмоций, оценочная, позволяет определить значимость тех или иных объектов и ситуаций. Причем очень часто такая оценка осушествляется в условиях дефицита времени или информации об объекте, однако эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Из неё вытекают остальные, более частные функции; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|