Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества




 

Основные черты Традиционное общество Индустриальное (современное) общество
Доминирующий тип мотивации социального действия Традиционный Целерациональный
Ведущие статусы Преимущественно аскриптивные, социальная мобильность практически отсутствует Преимущественно достиженческие, высокая социальная мобильность
Ролевой набору:*=;■?=.! личности Маловариативный Поливариативный
Институциональная подсистема Малодифференциро-ванная, обеспечиваю­щая включение индиви­да главным образом в одну общность (нату­ральное хозяйство) Глубоко дифференци­рованная, обеспечиваю­щая включение индиви­да одновременно в несколько общностей, организаций
Нормативный порядок "г у ■-ГС- Основан на жестком воспроизводстве ранее сложившихся традиций с широким применение, ем репрессивного права Рациональное нормо­творчество с учетом меняющейся ситуации и интересов людей
Доминирующий способ легитимации Формирование веры в незыблемость суще­ствующего нормативно­го порядка и недопус­тимость любых его изменений Формирование веры в способность человека изменять мир в соответствии со своими интересами и нравственными принципами
Способность общества к изменениям Общество малоподвиж­но, инерционно Общество подвижно, открыто для нововведе­ния

появления этих концепций — структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному оце­нить само общество в целом. Суть этих изменений:

• резкое возрастание роли знания и информации, появление
и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших пре­
образовать быт, трудовую деятельность человека;

• смена доминантных секторов экономики: вместо индустри­
ального сектора главным становится обслуживание, охва-

534


тывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством — торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;

• изменение социальной структуры общества, увеличение тех
слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

• изменение социокультурных потребностей населения, их цен­
ностных ориентации.

Особенно важным является изменение ценностных ориентации.

Под руководством американского социолога Р. Инглхарта было про­ведено крупномасштабное исследование ценностных ориентации населения 43 стран, представляющего 70% населения Земли в 1970—1ЭЭ5 гг. В результате исследования был сделан вывод, что каждому типу общества соответствуют различные ценности: «В ран-неиндустриальном обществе акцентирование экономической дос-тижительности вышло на беспрецедентные уровни. Если традици­онные общества отвергали социальную мобильность и индивиду­альное экономическое накопление как недостойные, то общества эпохи модерна, индустриальные общества придали экономической достижительности положительную сущность. «Капитан индустрии» стал культурным героем; а Верховный суд США в XIX в. истолковы­вал «стремление к счастью» как «свободу накопления собственно­сти»... По мере превращения для большинства людей вероятности голода из насущной заботы в почти незначащую перспективу цен­ности переменились. Экономическая безопасность по-прежнему же­лаема, но она более не является синонимом счастья. В передовых индустриальных обществах люди стали проявлять все большую оза­боченность проблемами качества жизни, порой отдавая защите ок­ружающей среды приоритет перед экономическим ростом. Таким образом, акцентирование экономической достижительности, резко возрастая с процессом модернизации, затем, однако, с наступле­нием постмодернизации, выравнивается. В обществах, где более всего постматериалистов, ниже темпы роста по сравнению с теми, где подавляющим образом преобладают материалисты, зато, по тен­денции, более высокие уровни субъективного благополучия. С по­стмодернизацией ослабляется акцентирование не только самого экономического роста, но и создающего его возможность научно-технического развития; с обеспечением выживания акцент сдвига­ется на максимизацию субъективного благополучия»*.

К. Маркс основой своей типологии обществ сделал различия производственных отношений и, соответственно, выделял обще­ства с примитивно-присваивающим способом производства (пер­вобытнообщинные); с азиатским способом производства, характе­ризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю; рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда

* Инглхарт Р. Постмодерн/, меняющиеся ценности и изменяющиеся общест­ва // ПОЛИС. — 1997. — № 4, с. 16.

535


рабов; общества феодальные с производством, основанным на эк­сплуатации прикрепленных к земле крестьян; общества буржуаз­ные, отличающиеся переходом к экономической зависимости фор­мально свободных работников наемного труда; общества коммуни­стические или социалистические, в которых предполагалось уста­новление равного отношения всех к собственности на средства про­изводства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Ряд исследователей считают определяющими для характеристи­ки различных видов общества систему политических отношений, формы государственной власти. По типу государственного устрой­ства различаются, например у Аристотеля, монархии, тирании, ари­стократии, олигархии и демократии. В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода от рассмотрения само­го государства к осмыслению системы его взаимоотношений с граж­данским обществом. Соответственно отмечается существование то­талитарных обществ, в которых государство определяет все основ­ные направления социальной жизни, и демократических обществ, в которых население может влиять на государственные структуры.

Итак, типология такого сложного социального образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует попы­таться понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор и насколько предложенная им типология продвинула его в этом творческом поиске.

.'. Га-

vr: -j к-

Ч/ОГ!


Раздел IX.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных