Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Князь Василий Темный




Московские великие князья, а затем и русские цари особо почитали Белозерье. Великий князь московский Василий Васильевич в ходе борьбы за великокняжеский престол со своим дядей Юрием Звенигородским был схвачен, ослеплен (отсюда прозвище Василия — Темный) и сослан в Углич сыном князя Юрия Дмитрием Шемякой. Затем Шемяка принудил Василия Темного дать «проклятые грамоты» об отказе от дальнейшей борьбы под страхом проклятия и в 1447 г. изгнан с семьей из Москвы в Вологду.

Кирилловский игумен Трифон благословил Василия Темного на московский престол и снял клятву. «Государь,— сказал Трифон,— тот грех на мне буди и на моей братии и на главах наших, что еси целовал крест и крепость дал на себя князю Дмитрею Шемяке поиде, государь, з богом и с своею правдою на свою вотчину на великое княжение на Московское, а мы, государь, за тебя бога молимся и за твоих детей и благославляем».

К Трифону присоединился и тогдашний игумен Ферапонтова монастыря Мартемиан.

Разве мог Василий II и его потомки, владевшие московским великокняжеским престолом, все это забыть?

«Сыновьям своим и внукам накажу, чтобы делали все для блата обители сей»,— говорил великий князь и многократно доказывал делами верность своему слову.

Интересную и важную особенность княжения Василия Васильевича отметил Н.И. Костомаров: «Пользуясь зрением, Василий был самым ничтожным государем, но с тех пор, как он потерял зрение, все остальное правление его отличается твердостью, умом и решительностью». С Василия Темного началось возвышение Московской Руси, а женитьба его сына Ивана на племяннице последнего византийского императора (Византия уже была захвачена турками) позволило позаимствовать у Византии государственную символику — черного двуглавого орла — и провозгласить Москву Третьим Римом.

Все независимые летописцы в один голос обвиняли Московского князя Василия Темного в том, что тот велел умертвить своего кузена, Дмитрия Шемяку. Придворный летописец был, естественно, лишен возможности прямо обвинить своего патрона. Однако ему удалось вставить в летопись достаточно очевидный намек: по его словам, Василий Темный получил сообщение о смерти кузена, будучи в церкви, посвященной святым, имя которых, кстати, носит небольшой город. Назовите этих святых.

Ответ: Борис и Глеб.

Источники: Борисов - "Иван III"

Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца, Великого князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 г., осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей, так называемой шемякинской смуты. Она была первой и последней во время княжения потомства Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этой борьбы Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Его оспаривали, по обычаям старины, дядя Василия - Юрий Звенигородский и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия от отца к сыну. Но народ, помогая в этой борьбе Василию, ясно показывал этим, насколько им дорог законный Государь.
Несмотря на эти внутренние безпорядки, «смирный, добрый и всегда уступчивый» Великий князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исидор (грек, поставленный Константинополем, вопреки воле Великого князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 г. был взят турками. Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом, древнем Риме, Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», - как писал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать, как скала, против Флорентийской унии - несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней.
«Это одно из тех великих решений, - писал историк С. Соловьев, - которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Великого князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 г., повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных