Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






октябрявеликий князь прибыл в Новгород.

Василий III получил жалобы псковского наместника князя Ивана Михайловича Репнина-Оболенского на псковичей и жалобы псковичей на наместника.

В 1510 году дьяк Никита Суморок Путятин послан был во Псков для приведения жителей его к присяге великому князю Василию Ивановичу.

24 января Василий III прибыл во Псков. Здесь он “рассудил” горожан с наместником. Псков присоединен к Московскому государству. Наместниками во Пскове поставлены боярин Григорий Давыдов и конюший Иван Челяднин. Позднее игумен Псковского Печерского монастыря записал в повести, что Псков “ бысть плене не иноверными, но своими единоверными людьми. И кто сего не восплачет и не возрыдает?”. Из Пскова в Москву отправлены два колокола, один из них – вечевой собора Святой Троицы, символ былой независимости Псковской республики. Оба колокола установили на только что построенной колокольне Иван Великий.Затем на жительство в Москву были переселены 300 псковских семей “лучших людей” (бояр и купцов).

Псков в то время был одним из крупнейших торговых и ремесленных городов страны. Местный летописец замечал: “ Псков же град тверд стенами и людей бе множество в нем ”. По своей величине он был третьим городом России после Москвы и Новгорода. В 1510 году только в одном Среднем городе Пскова насчитывалось 6500 дворов.

Псковские каменщики-строители, иконописцы и колокольные «литцы» славились на всю страну. В Псковской земле, больше чем где-либо в стране, выращивалось льна и конопли — важнейших технических культур, которые пользовались спросом на мировом рынке.

С 13 по 16 февраля Василий III выдавал жалованные грамоты монастырям (Никольскому, Гдовскому и Петропавловскому, что находится на острове Верхнем в Псковском озере), располагавшимся на ключевых позициях псковско-ливонской и псковско-ганзейской торговли.

В августе стояла “ паводь великая ” (“ много портило мельниц и прудов ”).

8 сентября Василий III отправился в трехмесячную поездку по монастырям и городам Юрьеву, Суздалю и Владимиру.

Осенью началась эпидемия “ мор бысть на Москве и по всей земле ”.

В 1511 году Василий III назначил наместниками во Псков хорошо известных псковичам князей Петра Шестунова и Семена Курбского. “ И начаша те наместники добры быти до пскович, и псковичи начаша кои отколе копиться во Пскове, кои были, разошлися ”.

Эпидемия — “ поветрие во многих городах русских ”.

Василий III Иванович снова ввел должность и чин оружничего. Оружничий— должностное лицо в Русском государстве XVI – XVII веках. Заведовал великокняжеской, а позже царской оружейной казной. Должность оружничего занимали бояре или окольничие. Этот чин был в большом почете еще у древних русов. При дроблении Руси на уделы чин оружничего сохранился лишь в самых значительных уделах.

Первым оружничим Василий III назначил боярина А.М.Салтыкова.

21 июля в Москву, по пути к сыну в Казань, приехала Нур-Салтана, жена крымского хана Менгли-Гирея. Ханша, тепло встреченная Василием III, гостила в городе целый месяц.

3 августа Василий III назначил митрополитом Варлаама, архимандрита Симонова монастыря.

В 1511 году Дмитровский князь Юрий Иванович внес вклад в Макарьев монастырь (село Пирогово - "Свистуха") — современная заречная часть города Калязина. Макарьев монастырь, известный как Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь, обязанный своим появлением монаху Кашинского Клобуковского монастыря Макарию (в миру Матвей Васильевич Кожин). Троицкий Калязинский монастырь стал украшением города Калязина, центром его экономической и духовной жизни.

В 1512 году был составлен “Русский хронограф” (предположительно, автор его — игумен Филофей). “... Росийская земля, божиею милостью... растет, и младеет, и возвышается, ей же, Христе милостливый, дажь расти, и младети, и расширятися и до скончаниа века ”.

Голодный год — “ бысть дорого жито по всей земле Русстей, и многие люди з гладу мерли ”.

28 апреля под Вишневцами литовские и польские войска нанесли поражение крымским татарам. После этого татары повернули на русские земли.

В мае крымские татары совершили набег на Калугу. Предание гласит, что удельному князю Семену Ивановичу, возглавившему оборону, было видение блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, который ободрял его такими словами: “ Не боитесь!”. "Калужская летопись..» так повествует об этом событии: " Напали на город (Калугу) агаряны. Против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно говорит громким голосом: "Дайте мне топор вострый, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов", и схватив (топор) ушел. Тогда как князь Си­меон в то время с насада (судна) на Оке, и агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий и укреплял его и все войско словами: "Не бойтесь". В тот же час князь победил агарян и прогнал их. А праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: "Оборонил князя Симеона от псов". Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на город Калугу. "
Так была спасена не только Калуга, но и все Мос­ковское княжество от гибельного нашествия сыновей Крымского хана Менгли-Гирея.

14 ноября в литовские земли отправились передовые московские отряды князя Ивана Михайловича Репни-Оболенского.

19 декабря начался поход московских ратей на Смоленск. Взять город штурмом не удалось. Осада длилась шесть недель. Под стенами Смоленска погибли 2 тысячи русских воинов.

 

 

В 1512 году Василий II возобновил войну с Литвой. Два года спустя московская рать под командованием воевод Челяднина и Голицы после месячной осады захватила Смоленск и направилась к Орше. Здесь 8 сентября 1514 года произошла крупнейшая битва русско-литовских войн.
Литовское 35-тысячное войско (в его составе была и польская тяжелая пехота) во главе с князем Острожским переправилось через Днепр и утром 8 сентября было уже на левом берегу. Московское войско насчитывало, по данным летописей, 80 тысяч человек, но эта цифра выглядит преувеличенной. Челяднин рассчитывал атаковать неприятеля сразу после переправы, пока литовцы не успеют выстроиться в боевой порядок, отрезать их от мостов и уничтожить. Однако Острожский успел занять оборонительную позицию.
Московская конница под командованием воеводы Горлицы повела наступление на левый фланг литовцев, но была контратакована литовской конницей. С фланга отряд Горлицы попал под огонь польской пехоты. Московские воины дрогнули. Литовская кавалерия во главе с Острожским на их плечах врубилась в строй неприятельской пехоты. В это время левофланговый отряд московской конницы опрокинул литовскую конницу, но попал под огонь артиллерии. Во фланг его атаковали польские латники. Московская конница была прижата к болотистой долине реки Крапивны и почти полностью уничтожена.
Челяднин, стоявший с пехотой в центре, попытался атаковать левый фланг литовцев, преследовавший московскую конницу, но попал под удар литовской конницы и польской пехоты правого фланга. Остатки рати Челяднина и Горлицы отступили к Смоленску. Сил для взятия Смоленска у Острожского не было. Когда литовский воевода убедился, что ворваться в крепость на плечах разбитого под Оршей неприятельского войска не удастся, он также отступил.
Война продолжалась с переменным успехом. В 1519 году три московские рати от Пскова, Смоленска и Стародуба-Северского вторглись в Литву. Они дошли до Вильно, взять которое, однако, не смогли. В 1522 году было подписано перемирие, оставлявшее за Москвой Смоленск и другие завоеванные города.

 

В 1513 году к северу от Москвы на высоком берегу речки Серой в небольшом селе Старая Слобода, названном позже Александровской Слободой был построен Покровский (ныне Троицкий) собор. Эту дату принято считать временем основания города Александрова.

24 января вдовствующая королева польская Елена Ивановна пыталась бежать на родину, но была арестована и вскоре скончалась при неизвестных обстоятельствах. После этого ее брат Василий III объявил войну Литве.

14 июня московские рати отправились во второй поход на Смоленск. Поход возглавил сам Василий III. В течение длительного времени войска осаждали город; почти все лето обстреливали его из пушек; разрушили стену, Крыношеевскую башню, но взять Смоленск так и не смогли. Когда наступили “ дни студеные ”, московская рать вернулась домой.

В 1514 году старец Филофей, насельник Спасо-Елизарова мужского монастыря, в послании (датируется приблизительно) Василию III сформулировал теорию “Москва — Третий Рим”, в которой описал историческое значение Москвы как всемирного политического и церковного центра. Вторым Римом считалась Византия, но, приняв в 1439 году унию, Византия изменила христианству и пала.

2 февраля в Москву прибыл посол германского императора Г. Поммер. Между государствами был заключен договор о дружбе, скрепленный золотой печатью великого князя.

В феврале было принято решение о новом (третьем) походе на Смоленск.

В мае в Москве “ поновлена ”, как сказано в летописи, икона Владимирской Божией Матери. Для нее также изготовили киот, украшенный золотом и серебром.

В июне Василий III с братьями Юрием и Семеном подошел к Смоленску. Андрей остался в Москве, а Дмитрий отправился в Серпухов, чтобы возглавить оборону против крымских татар.

29 июня началась осада Смоленска. “...от пушечного и пищального грохота и людских криков и воплей, а также от встречной стрельбы из пушек и пищалей колебалась земля, и люди друг друга не видели и не слышали, и казалось, что весь город поднимается в пламени и клубах дыма ”. На второй день осады владыка с наместником Сологубом обратились к Василию: “государь князь великий!...не погуби города”. Всем, кто не желал служить Москве, была дана возможность беспрепятственно покинуть город.

1 августа после окончания осады Смоленска Василия III торжественно въехал в город. Смоленск присоединен к Московскому государству.

Состоялось перенесение из Смоленска в Москву чудотворной Смоленской иконы Богородицы “одигитрии”.

8 сентября Михаил Львович Глинский тайно вступил в переговоры с Сигизмундом. Изменник был схвачен. Глинского заковали и отправили в Москву.

Московские полки потерпели поражение от литовцев под Оршей. После Оршинского сражения почти на век была проведена граница с Великим княжеством Литовским.

Литовский князь Константин Острожский осадил Смоленск. Наместнику Василию Васильевичу Шуйскому удалось отразить приступ и подавить восстание тех смоленцев, которые хотели вновь переметнуться к Сигизмунду.

Ганзейцы опять получили право на свободную торговлю в Новгороде и Пскове, а также право проезда в Архангельск и Холмогоры.

Василий III распорядился построить в Москве 10 каменных церквей.

В 1515 году в Смоленске основан Вознесенский женский монастырь.

28 января псковский наместник Андрей Васильевич Сабуров с отрядом псковичей и детей боярских напал на литовский город Рославль и, взяв “ много добра... и полону ”, вернулся во Псков.

В марте крымский царевич Магомет-Гирей (Мухаммед-Гирей) и киевский воевода Андрей Немирович напали на Чернигов, Стародуб и Новгород-Северский. В Крым было уведено множество пленных.

В апреле умер крымский хан Менгли-Гирей, до конца жизни стремившийся сохранять добрые отношения с Русью. Однако в последние годы жизни, в силу его преклонных лет, с ним не считались. В Крыму начал править его сын — Магомет-Гирей.

В июне к Магомет-Гирею с поздравлениями в связи с восшествием на престол и предложением продолжить переговоры был отправлен Кожух Карачеев с грамотой Василия III.

Переговоры о мире с Магомет-Гиреем завершились тем, что он потребовал себе восемь новгород-северских городов и настаивал на возвращении Смоленска Сигизмунду. Москва эти условия не приняла.

27 августа окончательно завершена роспись Успенского собора Кремля.

9 сентября скончался преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский).

Аника Строганов устроил в Соли Вычегодской свой первый солеварный промысел.

В окрестностях Серпухова старцем Давыдом основана Вознесенская мужская пустынь.

Нил Столбенский, постриженник псковского Савво-Крыпецкого монастыря, основал Серемскую пустынь.

В 1516 году в Москве был голод.

15 июня сын крымского хана Муххамедд-Гирея Богатыр-Салтан совершил набег на рязанские и мещерские земли и, захватив полон, вернулся восвояси.

9 августа был заключен союзный договор Москвы с Данией против Швеции и Польши.

В Москву отправился инок Афонского монастыря Максим Грек (Михаил Триволис) для перевода греческих книг.

В 1517 году итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый) завершил возведение вместо деревянного каменный храм во имя первосвятителя Петра, митрополита Московского. Храм Высоко-Петровского монастыря стал прообразом столпообразных храмов аналогичной архитектуры в русском зодчестве.

12 февраля после того, как епископ Протасий оставил кафедру, епископом рязанским поставлен Сергий — архимандрит придворного Андронникова монастыря.

10 марта в Москве подписан мирный договор с Тевтонским орденом. Орденский дипломат накануне переговоров писал: “ Если Польша помирится с Москвой, то Орден не может ждать ничего другого, кроме как или поклясться жить в мире или уйти прочь ”. Воинственным тевтонцам пришлось согласиться на мирную жизнь.

В апреле в Москву прибыл посол императора Максимилиана — Сигизмунд Герберштейн, автор будущих “Записок о Московии”. Целью его поездки было стремление убедить Москву в необходимости совместных действий против Турции.

В своих “Записках о Московитских делах” Сигизмунд Герберштейн рассказывает и об истории России, и о нравах, и об обычаях и традициях. Он пишет: “ В каждом доме и жилище, на более почетном месте, у них имеются образы святых, нарисованные или литые; и когда один приходит к другому, то, войдя в жилище, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища где образ. Увидев его, он трижды осеняет себя знамением креста и, наклоняя голову, говорит: “Господи, помилуй”. Затем приветствует хозяина следующими словами: “Дай Бог здоровья”. Потом они тотчас протягивают друг другу руки, взаимно целуются и кланяются ”.

22 апреля к турецкому султану Селиму I отправлен гонец Д. Степанов с предложением мира и дружбы. Но до Царьграда он так и не доехал: на Дону его убили татары.

В июля датские купцы получили жалованную грамоту на постройку дворов и свободу торговли в Иван-городе и Новгороде.

В августе подкупленные литовцами крымские татары совершили набег на Тулу и Беспуту, но были разбиты князьями В. С. Одоевским и И. М. Воротынским.

В октябре возобновилась война с Литвой. Гетман Острожский взял в осаду Опочку. Воеводы Федор Васильевич Оболенский и Иван Васильевич Ляцкой отбили литовцев от стен города.

Возмужавший рязанскийИван Иванович попытался восстановить независимость своего княжества от великогокнязя. Но строптивого князя взяли под стражу, а его мать заточили в монастырь. Из Рязани выведены многие жители, а на их место поселены москвичи.

Кирилл Новоезерский, который двадцать лет питался травой и кореньями и босой скитался по пустыням, начал помышлять о покое и основал свой монастырь в Белозерском крае.

Под 1518 годом летопись говорит: “ В лето 7026 царя Магмед Аминя Казанского в животе не стало, и князи и все люди Казаньского царства прислали бити челом государю великому князю Василию Ивановичу всеа Русии сегитя, чтобы их пожаловал, дал им государя. И царь и государь всеа Русии умилосердился ”. В Казань был отправлен царевич Шигалей (хан Шах-Али).

4 марта в Москву для перевода церковных книг прибыл приглашенный из Афонского монастыря Максим Грек. Первая переведенная им книга — “Толковая Псалтырь”.

В марте Василия III провел переговоры с магистром Ливонского ордена Альбрехтом о совместных действиях против Польши.

В июне папа римский Лев Х, провозгласивший пятилетнее перемирие между всеми христианскими государями, направил Василию III буллу об участии в “крестовом походе” против турок. Кроме того, он предлагал России вступить в лоно католической церкви.

2 июля прошла торжественная церемония переноса икон Спаса и Богоматери из Владимира в Москву.

В августе в Москве Николаем Немчином (оружейником, нанятым в Инсбруке) отлит 40-пудовый колокол для псковского Троицкого собора – взамен увезенных оттуда в 1510 го­ду двух колоколов. Этот колокол — единственный дошедший до нас из тех колоколов, которые время от времени посылали московские государи в завоеванные ими города для умилосердствования ограбленных церквей, в знак примирения.

Московские войска безуспешно осаждали Полоцк.

В 1519 году Василий III получил послание гроссмейстера Тевтонского ордена с предложением присоединиться к антитурецкой коалиции, создаваемой западными державами. Василий отказал гроссмейстеру.

В марте в Москву прибыло посольство крымского хана Магомет-Гирея. Была подписана грамота о мире и взаимопомощи в борьбе против своих недругов Сигизмунда и “Ахматовых детей” (Астрахани).

В мае великий князь Василий совершил поездку по монастырям.

11 мая в Москве, за Торгом, в монастыре Святого Ильи была заложена каменная церковь, “а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвищо Мужило”. Церковь была освящена 2 сентября 1520 года.

В июле Магомет-Гирей и Василий III начали совместные военные действия против Польши и Литвы.

Тевтонский орден начал войну с Польшей. Гроссмейстер Ордена настаивает на оказании помощи Ордену со стороны России. Ему были посланы деньги на наем 1 тысячи пехотинцев.

В 1520 году в небе появилась комета — “ явися на небеси звезда хвостата ”. Явление этой кометы считалось недобрым знаком, “ сиа бо знамениа являетца не на добро, но на зло, или на мор, или на развращение, или на глад ”.

17 мая на Вознесение случился большой пожар в Нижнем Новгороде.

В сентябре погорело Запсковье.

В октябре Крым и Польша заключили мирный договор, который содержал пункт о совместных действиях против Москвы.

Иван Клементьев, сын новгородского посадника, торговец солью, основал на одном из островов Онежского озера Климецкий монастырь.

В 1521 году Углич вошел в состав великого Московского княжества.

14 февраля скончался брат великого князя, удельный князь Угличский Дмитрий Иванович. Жители княжества просили похоронить любимого правителя в Угличе, но Васи­лий III распорядился о его погребении в Архангельском соборе Кремля, рядом с родственниками – таков был неписаный закон. Так как у Дмитрия Ивановича не было сыновей, Углич вошел в состав великого княжества Московского. В 1533 году у Василия III родился второй сын, Юрий; Угличское княжество было передано ему в удел.

Из Казани изгнан царевич Шигалей (хан Шах-Али). В Казани сел брат крымского хана Сахиб-Гирей.

Крымские татары нарушили договор. 28 июня, прорвав заслон князя Дмитрия Бельского, крымские татары подошли к Москве. Василий III отправился на Волок — собирать войско. Крещеный татарский царевич Петр, оставленный властвовать в Москве, смалодушничал и от лица великого князя дал Магомет-Гирею обязательство уплачивать Крыму дань. Позорная грамота была изъята у крымцев во время осады Рязани благодаря мужеству и отваге рязанского воеводы Ивана Васильевича Хабара. Кроме того, Хабар ухитрился выкупить у крымцев чуть живого воеводу Федора Васильевича Лопату-Телепнева Оболенского. Во время набега татары взяли огромный полон.

Появление степняков в 1521 году под стенами Москвы было ознаменовано чудесным явлением. Христианские историки называют это чудесами Владимирской иконы Божией Матери. Видение татарам, будто у стен Москвы стоит огромное русское войско. Татары не решились на бой и повернули назад. В честь этого чуда Владимирской иконы Божией Матери позднее был установлен ее третий праздник, который отмечается 25 мая.

В июле, в связи со смертью турецкого султана Селима I и восшествием на престол Сулеймана, прозванного впоследствии Великолепным, в Царьград из Москвы был отправлен дьяк Третьяк Губин с приветственной грамотой.

21 августа выборгский губернатор Ролов Матсон в послании королю Швеции, Дании и Норвегии Христиану II упоминает нападение морских разбойников на Ниен, русский торговый пункт на Неве. В атаке участвовал один корабль в сопровождении четырех яхт.

1 сентября по поручению Василия III новгородские наместники заключили перемирие с Ливонией на 10 лет.

Спустя год после появления кометы начался мор во Пскове. 15 сентября, по обычаю, для избавления от несчастья была построена “обыденная” (в один день) церковь в память святого Варлаама Хутынского.

В декабре в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере сослан митрополит Варлаам, вызвавший неудовольствие великого князя.

В 1522 году заключено перемирие между Литвой и Москвой с условием подтвердить права Василия III на владение Смоленском. Перемирие заключено на пять лет без отпуска пленных.

27 февраля 1522годамитрополитом поставлен Даниил, в прошлом игумен Иосифова-Волоколамского монастыря.

За ратные подвиги во время нападения крымских татар рязанский наместник князь Иван Васильевич Хабар был пожалован из окольничьих в бояре. Дело было так: крымский хан Мухаммед-Гирей с огромным войском вторгся в центральные районы страны. Русские заслоны на Оке были прорваны у Серпухова и Каширы, воеводы перебиты или пленены. По некоторым данным, татары дошли до подмосковного села Воробьева. Василий покинул столицу и вынужден был дать хану грамоту с обещанием "дани и выхода". Однако грамоту эту хитростью заполучил и уничтожил рязанский наместник — князь И. В. Хабар. Татары с полоном вернулись восвояси. Этот набег Мухаммед-Гирея был, по счастью, единственным неприятельским вторжением за время правления Василия.

Все лето продолжалась эпидемия во Пскове. На одном только кладбище было похоронено 11,5 тысяч жителей. Из Москвы прибыл митрополичий гонец со святой водой; за один день была поставлена церковь во славу Покрова Богородицы. Вскоре “ поветрие уже нача переставати ”. С целью предотвратить распространение эпидемии был организован первый на Руси карантин.

В декабре Дмитрий Герасимов (Митя Малой) закончил перевод на русский язык учебника латинской грамматики “Донатус”.

В 1523 году в Москве присоединено Новгород-Северское княжество. Присоединение Северского княжества, положило конец уделам в русском государстве. Князь Новгород-Северский Василий Иванович Шемячич, подобно рязанскому князю, был вызван в Москву, обвинен в тайных сношениях с Литвой и заключен в темницу.

В июне 1523 годаВасилий III в дополнении к своему завещанию пишет о своем давнем обете – в честь взятия Смоленска основать под Москвой Девичий монастырь (впоследствии Новодевичий). В грамотесказано, что если он не успеет в случае неожиданной кончины выполнить обещание, то наследник должен выделить 3 тысячи рублей на строительные работы и передать в вотчину монастырю одно или два села.

Скончался святой князь Иван (в иночестве — Игнатий) Андреевич Угличский.

9 октября в только что выстроенный Троицкий собор в Калязине были перенесены мощи чудотворца Макария Калязинского.

Для ослабления Казани Василий III запретил русским купцам ездить туда торговать.

Для “стеснения” Казани построен в устье Суры город Васильсурск. Разгром чувашей, попытавшихся воспротивиться строительству.

В 1524 году в связи с постоянными грабежами русских купцов по дороге на самую большую, известную еще с XIII века Арскую ярмарку Василий III запретил поездки на ту ярмарку близ Казани. По его указу новая ярмарка была основана близ Васильурска, затем переведена в Желтоводскому (Макарьеву) монастырю. Так близ монастыря Макария Унженского возникла крупнейшая Макарьевская ярмарка. (В дальнейшем ее и перевели в Нижний Новгород).

3 апреля после восшествия на престол Густава Вазы Василий Ш подписал со Швецией перемирие.

Казань признала вассальную зависимость от Турции.

13 мая в Москве началось строительство “Девича монастыря” (Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь) в честь присоединения Смоленска великим князем к Москве. Некоторые историки полагают, что монастырь был своего рода московским подворьем Покровского Суздальского монастыря, в который вскоре была заточена жена великого князя Соломония, ведь руководила надзором за возведением монастыря старица из Суздаля Елена Девочкина.

29 мая московские полки отправились в поход на Казань.

В июле инок Марк Ворона основал в 12 километрах от Череповца Успенскую обитель.

Голодный год.

В 1525 году в Новгороде случилось стихийное бедствие. “ Ни ветром, ни бурею, но повелением творца своего Бога весной вода в Волхове десять дней шла встреч течения ”.

В марте в Испанию отправилось посольство во главе с князем И. И. Засекиным-Ярославским.

В апреле завершилось возведение Новодевичьего Богородице-Смоленского женского монастыря.

В Вильно началось книгопечатание.

Русский посол в Риме Дмитрий Герасимов сообщал итальянскому историку и географу Павлу Иовию (Джовио): “ Хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к северу и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, туда можно добраться на кораблях до страны Китай, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли ”. С подачи Герасимова была опубликована книга о России и карта. Некоторые путешественники пробовали воспользоваться выводами русского ученого — до сегодняшнего дня у берегов Новой Земли стоит голландский корабль, замерзший во льдах в 1595 году.

12 мая сгорела вся Вологда с 30 церквями.

24 мая на Церковном Соборе обвинен в ереси Максим Грек, допустивший ошибки в переведенных и исправленных им книгах. Ученого-книжника предали церковному суду по обвинению в еретичестве, отрицании права русской церкви на автокефалию и шпионаже в пользу Турции. Грека приговорили к ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, но ходили слухи (записанные Сигизмундом Герберштейном), что его утопили. С тех пор Максим Грек в Москве не появлялся. Оставшиеся 30 лет жизни он провел в различных монастырях – сначала в заточении, затем на покое. Максим Грек стал самым плодовитым из русских писателей XVI века: его наследие включает более 300 переводов и оригинальных сочинений. Полное собрание его произведений не издано до сих пор.

Те, кто с “ним же были в совете”, получили суровое наказание: Ивану Берсеню Беклемишеву отрубили голову, Петра Муху Карпова заточили в темницу, а Федко Жареному вырезали язык.

Заручившись поддержкой митрополита Даниила, Василий III “бесплодия ради” развелся с Соломонией Сабуровой. Двадцатилетнее супружество оказалось бездетным, что очень беспокоило великого князя, так как в случае его смерти права на престол должны были перейти к братьям, с которыми он был не в ладу. Это обстоятельство отразилось на отношении Василия с Соломонией, которая долгие годы тщетно прибегала к помощи знахарей. По другим источникам, бесплодным был сам Василий.

28 ноября по просьбе Василия III митрополит Даниил насильно постриг в монахини бесплодную жену Соломонию Сабурову. Постриженная в монахини Соломония отправлена в Каргополь. В летописях говорилось о том, что сделала Соломония по своей воле: “ Благовернаа великаа княгини Соломонида, видя неплодство чрева своего, яко ж и древняа Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ ”. Из Каргополя Соломония принявшая после пострижения имя Софии была переведена в Покровский Суздальский монастырь. Интересно, что позднее по Москве поползли слухи, что у Соломонии в монастыре родился сын, названный Георгием, который умер и был тайно похоронен в усыпальнице Покровского монастыря, в гробнице Анастасии Шуйской. Уже в ХХ веке, в 1934 году гробница была вскрыта. Никаких останков там не оказалось, а лежал сверток тканей, перетянутых пояском с кисточками. Возможно, что, опасаясь за жизнь сына, Соломония, тайно отдала его кому-то на воспитание, а сцену смерти и похорон лишь разыграла. Бытует предание, будто разбойник Кудеяр, упомянутый в ряде фольклорных источников, и был сыном Соломонии.

Голодный год в Московской земле. “ Бысть засуха велика... и мгла бысть велика четыре недели: солнца и луны не видеша ”.

В 1526 году в Москве, Вологде, Тотьме “ множество людей маломощных с голоду мерло ”.

21 января Василий III “красоты ради лица и благообразия” женился на Елене Васильевне Глинской — племяннице заточенного в тюрьму Михаила Львовича Глинского. При описании свадьбы в летописи впервые упоминается государева капелла (светский хор) — “певчие дьяки”. В угоду семнадцатилетней жене великий князь сбрил бороду, велел носить дворцовой прислуге одежду на манер литовско-польской и ввел в России псовую охоту по европейскому образцу. Пример великого князя был подхвачен горожанами, но через четверть века Церковный Собор проклял приверженцев новых обычаев.

В июле к Василию III перешел один из виднейших магнатов Великого княжества Литовского — князь Федор Михайлович Мстиславский. Ему были даны “в отчину” Ярославец, Кременец и волости Суходрев, Мышега, а также “в кормление” Кашира.

В конце года “ мор страшен ” был в Новгородской земле.

В 1527 году Василий III после поездки в тихвинский Богородицкий монастырь “поставил” в Москве три каменные церкви.

27 февраля Сигизмунд I подписал мирный договор между Литвой и Москвой.

8 октября на рубеже реки Оки отбит татарский набег. Его возглавлял Ислам-Гирей без ведома своего брата, крымского хана Саадат-Гирея, с которым Русь тогда поддерживала мирные отношения.

В ответ на выступление татар в Москве были утоплены их послы — даже для того времени это был исключительный случай. Позднее Василий III объявил расправу над послами бунтом черни, отрицая свою причастность к случившемуся.

В 1528 году основан Болдинский Троицкий мужской монастырь. Основатель монастыря Герасим Болдинский затем основывает еще три монастырские обители: Усекновения Иоанна Предтечи вблизи Вязьмы, Богородицкий Введенский в Брынском лесу на реке Жиздре, Рождественский Богородицкий в Сверковых лугах.

Мурзе Тенишу Кугушеву пожалованы поместья в Мещере. От мурзы произошел княжеский род Тенишевых.

В 1529 году утвержден изданный Сигизмундом “Литовский статут” — свод законов, регламентировавших жизнь княжества. В нем также были закреплены условия, необходимые для зачисления в шляхетское сословие. Условия были таковы, что некоторые слои населения исключались из шляхты.

В июле в Москву прибыли посланцы Литвы с предложением о заключении вечного мира на основе действовавшего договора. Было подписано перемирие на пять лет.

В вологодских землях основана Арсениево-Одигитриевская мужская пустынь.

В 1530 году в Москве выстроены первые осадные башни на колесах, которые можно было перевозить на большие расстояния. Сооружения получили название “гуляй-городов”. Впоследствии, при взятии Казани в 1552 году, “гуляй-города” сыграли большую роль.

В связи с тем, что с молдавским господарем Петром Рарешом установились дружеские отношения, Василий III в феврале 1530 года просил крымского хана пропускать на Русь молдавских послов. Московский князь писал Ислам-Гирею (сыну Магомет-Гирея): “ Мы Петра Стефановича, воеводу волошского, взяли к себе в приательство ”.

Поход московских ратей на Казань. Хотя город сдался и стоял “ часа три без людей ”, из-за спора Михаила Глинского и Ивана Бельского кому первому вступать в Казань, все завершилось трагедией для русских войск. Черемисы захватили русский лагерь; погибли воевода Федор Лопата-Оболенский, князь Иван Дорогобужский. Разгневавшись, Василий III приказал заключить Ивана Бельского в темницу.

В ночь с 25 на 26 августа 1530 года у Василия III Ивановича и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иван IV Васильевич (Грозный). По преданию, по русской земле прокатился гром, молния блеснула, земля поколебалась. По слухам, настоящим отцом Ивана IV был князь Иван Овчина-Оболенский.

4 сентября игумен Иоасаф, святой Даниил Переяславский и столетний инок Касьян Босой крестили в Троице-Сергиевом монастыре младенца Ивана Васильевича. Обряд крещения прошел необычайно торжественно.

Недалеко от Дорогобужа преподобным Герасимом основан Болдинский монастырь. Предположительно, строительством монастырских укреплений руководил выдающийся зодчий Федор Савельевич Конь, построивший впоследствии Смоленскую крепостную стену. Воздвигнутые в Болдине собор, колокольня и трапезная палата входили в число лучших архитектурных сооружений Московского государства. Все эти здания окружала крепостная стена длиной около километра с угловыми башнями и дозорными вышками. Этот монастырь в конце XVI века владел около 100 сел и деревень и был крупнейшим вотчинником во всей Смоленской земле.

2 октябрь архидьякон Василия III Силуян был посажен архимандритом крупнейшего новгородского Юрьева монастыря.

27 ноября в присутствии Василия III и Елены с новорожденным сыном и бояр освящена церковь Параскевы Пятницы (у Покрова) и установлен в честь этого события церковный праздник.

В1531 году в документах впервые упоминается Разрядный приказ, ведавший всеми вопросами военного дела.

В феврале крымские татары совершили набег “ на тульские и одоевские места ”.

Случились сильные пожары в Коломне, Костроме, Нижнем Новгороде и Великом Новгороде, где сгорела вся Софийская сторона.

Нашествие саранчи на западнорусские земли.

15 августа на Успеньев день присягу московскому государю, Елене Глинской и наследнику Ивану принесли новгородцы. В честь этого события в детинце была поставлена церковь Успенья. В церкви находился придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи.

1 октября великокняжеские посланцы в Новгород Великий — дьяки Яков Шишкин, Афанасий Курцов и Митя Великий — организовали в городе пожарную службу и охрану, “ повелели решетки... ставити по всему граду и огневщики уставили ”. Для уменьшения “разбоев” у решеток поставили стражу.

В это время было известно не менее 20 видов каш. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов.

Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили кашу на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир зачастую так и назывался — “кашей”. Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, поэтому о молодых, затеявших женитьбу говорили “заварили кашу”. А уж если свадьба по каким-либо причинам расстраивалась, то виноватых осуждали словами “с ними каши не сваришь”.

В 1532 году московские полки вновь отправились походом на Казань.

Иван Москвитин, сын Федора, получил в Краковском университете степень бакалавра. По всей видимости, это был будущий русский первопечатник.

3 сентября в Коломенском, под Москвой, завершено строительство церкви Вознесения.

В начале осени в Москву прибыло посольство индийского падишаха Бабура с предложением “ дружбы и братства ”. Предложение о дружбе Василий принял, а предложение послов о “братстве” было встречено прохладно, поскольку никто не знал, действительно ли Бабур — владыка Индии, государем “ на Индийском государстве или просто урядником ”. Любопытно, что осторожность и осмотрительность Василия была обоснованной, так как за время движение посольского каравана Бабур уже умер.

30 октября Елена Глинская родила второго сына, которого по старинной московской традиции назвали Юрием. Крестным отцом его, как и Ивана, стал игумен Даниил. Позднее выяснилось, что ребенок родился неполноценным — “ несмыслен и прост и на все добро не строен ”.

Максим Грек, “в темнице затворен”, написал послание князю московскому, которое начиналось словами “ Самодержцу всея Русии и многих иных Океянских язык господину...”. Это было первое определение Руси как океанической, морской державы.

В 1533 году случались многочисленные пожары. Голодный год.

2 февраля Василий III женил своего младшего брата Андрея на Ефросинии, дочери князя Андрея Хованского. Из всех братьев великого князя только Андрей был женат и имел наследников.

В летописи сказано, что 25 апреля в Хутынском монастыре под Новгородом ночью у гроба св. Варлаама сама собой загорелась свеча. Так как монастырь поддерживал политику великих князей, кусочек чудесной свечи был отправлен в Москву. Там, если верить летописцу, она горела 9 недель, не умаляясь в размерах.

4 июня в небе появилась комета (“ звезда с долгим хвостом ”) — предвестница несчастий на Руси.

23 июня над Московским государством пронесся сильнейший ураган, после которого уже до сентября не выпало ни одного дождя. “ Леса выгореша и болота водные высохша... мгла толь бе велика, якоже и птиць въблизи не узрит, а птици на землю падаху ”.

10 августа по обвинению в отравлении Василия III арестован князь Михаил Глинский, дядя великой княгини Елены Глинской. Князь был водворен в ту же палату, где уже сидел за побег к польскому королю в 1514 году и был освобожден после вокняжения племянницы. На сей раз выйти на свободу не удалось и через месяц он умер в темнице.

30 августа на 85-м году жизни скончался преподобный Александр Свирский — основатель Троицкого монастыря на реке Свири. Считается, что это единственный русский святой, который еще при жизни сподобился лицезреть саму Пресвятую Троицу. Об удивительном смирении Александра Свирского ходили легенды. Известна такая история. Однажды эконом зашел к нему и попросил благословить какого-нибудь праздного монаха пойти в лес и нарубить дров. “Я празден...” — ответил игумен и сам отправился в лес заготовлять дрова.

В сентябре в Москве прошли казни за порчу денег. Виновным “ лили олово в рот, руки секли ”. В стране в то время остро не хватало серебряных денег. Фальшивомонетчики придумали следующее: они обрезали края серебряных монет, а затем переплавляли эти кусочки с большими добавками недрагоценных металлов. Тем не менее, и переплавленные, и обрезанные монеты из чистого серебра принимались населением при расчетах.

Простудившись на охоте в Подмосковье, заболел Василий III. У него началось острое воспаление надкостницы. Лекари прикладывали к больному месту “ муку пшеничную с медом пресным и лук печен, и от того болячка нача рдетися ”.

23 ноября великого князя привезли в Москву. Это было сделано тайно, чтобы население и иностранцы не узнали о его недуге. (Незадолго до этого через Москву-реку напротив Новодевичьего монастыря специально перекинули мост.) Под тяжестью “каптаны” (возка), в которой ехал великий князь, спешно выстроенный мост начал проваливаться, но свита на руках удержала каптану от падения в реку. Ответственных за строительство городовых приказчиков Дмитрия Волынского и Алексея Хозникова чудом спасшийся Василий III распорядился не наказывать. Сразу по прибытии Василия в Кремль состоялся его совет с митрополитом, боярами и братьями, на котором было составлено окончательное завещание великого князя (до нас оно не дошло).

Согласно духовной грамоте Василия III, наследником престола объявлен трехлетний Иван Васильевич, а опекунами — Дмитрий Федорович Бельский и Михаил Львович Глинский.

3 декабря, по легенде, умирающий Василий III сказал трехлетнему сыну Ивану: “Вручаю тебе скипетр великой России”. Таких торжественных слов перед смертью больше не произносил ни один из русских монархов – Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Романов умерли скоропостижно, Петр I на смертном одре говорить не мог и т. п.

4 декабря, приняв схиму, умер великий князь московский и всея Руси Василий III Иванович. Впервые в Московском государстве верховная власть сосредоточилась в руках женщины. Правительницей стала Елена Глинская. Василий III оставил в наследство государство, территория которого составляла 2 800 000 кв. километров, а численность населения — несколько миллионов человек.

К этому времени вся русская торговля и промышленность сосредотачивается в Москве. Сюда ведут и отсюда идут все важнейшие торговые дороги, здесь издаются правительственные распоряжения, здесь живут богатейшие русские купцы. Москва “дает торговле вес, меру, монету, направление”. Двумя основными сословными группа в Московском государстве были служилые и тяглые люди. Процветание торговли в Москве привело к выделению из общей массы тяглых людей особого торгового сословия. А вскоре и само торговое сословие разделилось на пять основных групп: гостей, гостиную и суконную сотни, черную сотню и посадских людей. Первые три группы, а это были наиболее богатые купцы, занимавшие привилегированное положение среди купечества Москвы, представляли из себя замкнутые корпорации, имевшие своих голов и старшин. Низший разряд купечества представляли в Москве черные сотни, в других городах посадские люди. Число московских черных сотен, например, в царствование Михаила Федоровича было 10. Каждая сотня представляла собой общину, пользовавшуюся до некоторой степени самоуправлением и несшие определенные повинности при сборе налогов в казну.

Наряду с записанными в государево тягло и принадлежащими к одной из пяти групп купечества, существовали многочисленные торговые слободы, не тянувшие тягла и потому свободные от всех финансовых тягот профессионального купечества. Это были слободы, принадлежавшие патриарху, монастырях и крупным боярам. Жители этих слобод занимались ремеслами и торговлей и продавали свои товары значительно дешевле купечества, записанного в тягло. Это неравенство подрывало торговлю остального купечества.

Два главных гостиных двора, Старый и Новый, в Москве принадлежали государству. Дворы располагались недалеко от Кремля и лавки в этих дворах сдавались внаем купцам. Посреди Нового двора находилась открытая площадь, на которой были установлены весы. Около весов стояли чиновники, надзиравшие за торговлей и собиравшие пошлины. Гостиные дворы существовали преимущественно для оптовой торговли. Эта площадь являлась и своего рода центральной биржей: здесь собирались купцы для решения своих проблем.

Рядом со Старым и Новым дворами находился Персидский двор, где торговали купцы, приезжавшие как из Персии, так и других восточных и азиатских стран. Кроме того, существовали Английский, Шведский, Литовский, Армянский и Греческий дворы.

 

 

Великий князь Василий III Иванович
 

 

Иван III, по примеру своих предков, составил завещание, в котором поделил свои владения между своими пятью сыновьями. По форме это завещание было похоже на старые княжеские душевные грамоты, но по сути своей оно окончательно устанавливало новый порядок единодержавия в Московском государстве. Старшего своего сына Василия Иван III делал прямо государем над братьями и ему одному давал державные права. Василий получил один 66 городов, а четверо его братьев -- только тридцать, и притом мелких. Василий один имел право бить монету, сноситься с другими государствами; он наследовал все выморочные уделы бездетных родственников; только его детям принадлежало великое княжение, от которого отказались заранее его братья. Таким образом Василий был государем, а его братья и прочая родня -- подданными. Такова основная мысль завещания Ивана III. Василий III наследовал властолюбие своего отца, но не имел его талантов. Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец. Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий. Покорив Новгород, Иван оставил прежнее самоуправление в Пскове. Внутренняя жизнь Пскова не давала тогда поводов к вмешательству в его дела. Во Пскове не было внутренних усобиц. Находясь на окраине Русской земли, в постоянном страхе от литвы и немцев, Псков крепко держался Москвы, был ей послушен и всегда имел у себя, вместо самостоятельного князя, московского наместника. При таких условиях псковское вече не могло сохранить за собой прежнего самостоятельного политического значения; оно стало органом местного самоуправления под главенством московского государя. Однако послушание псковичей великому князю не обеспечивало их от притеснений со стороны московских наместников. Псковичи жаловались на своих "князей" в Москву, а наместники жаловались на псковичей. В 1510 г., после одной из таких ссор, Василий III уничтожил вече во Пскове, взял в Москву вечевой колокол и вывел из Пскова на жительство в московские волости 300 семей псковичей, а на их место прислал столько же семей из московских городов. Псков не оказал великому князю никакого сопротивления: псковичи только слезами оплакивали потерю своей вековой вольности и жаловались, что город их поруган и разорен, "а псковичи бедные не ведали правды московские". То же было и с Рязанью. Иван III, овладев одной половиной Рязани, другую оставил за малолетним рязанским князем Иваном, но управлял Рязанью за него, как его дед. Московская опека продолжалась и при Василии III. Однако, возмужав, рязанский князь стал тяготиться зависимостью от Москвы и мечтать о самостоятельности. Заметив это, Василий арестовал князя Ивана, а его волость присоединил к Москве (1517). Как и во Пскове, рязанцев толпами выводили в московские волости, а на их место селили москвичей. Такой "вывод" из покоренных земель делали для того, чтобы уничтожить в них возможность восстаний и отпадении от Москвы. Наконец, оставались еще князья Северной земли, перешедшие к Ивану III от литовского великого князя со своими волостями. Василий III, воспользовавшись их распрями, выгнал этих князей из их городов и взял их владения к Москве (1523). Таким образом, все так называемые "уделы" были упразднены, и в Московском государстве остались только простые служилые князья, которые в своих вотчинах не имели уже никаких державных прав и служили великому князю, как простые бояре. Внешняя политика Василия была продолжением политики предшествующего княжения. Москва по-прежнему притягивала к себе выходцев из Литвы (князья Глинские), а Литва, как и ранее, не могла примириться с уходом князей из литовского подданства. Дважды вспыхивала война между Василием III и литовским великим князем Сигизмундом Казимировичем. Василий III овладел в 1514 г. Смоленском, имевшим важное военное значение. Как ни старались литовцы, эта крепость осталась в московских руках, и Литва была вынуждена заключить (в 1522 г.) перемирие с уступкой Смоленска Москве до "вечного мира" или "докончания". Но этого "докончания" так и не было достигнуто в течение более чем столетия, ибо Литва и Москва никак не могли размежевать между собой спорные промежуточные между ними русские волости. Татарские отношения после падения Золотой Орды не стали легче для Москвы. Дружба с Крымом при Василии III прекратилась, а влияние Москвы в Казани не было прочно. И со стороны Крыма, и со стороны Казани на русские области совершались постоянные набеги. На южных границах Московского государства грабили крымцы; в местах нижегородских, костромских и галицких -- казанские татары и подчиненная им мордва и черемиса. От татарской и черемисской "войны" русские люди не могли жить спокойно у себя дома и не имели возможности колонизовать ни плодородной черноземной полосы на юге от Оки (так называемого "дикого поля"), ни лесных пространств за Волгой по рр. Унже и Ветлуге. Вся восточная и южная окраина государства была в постоянном страхе татарских набегов. Мало того, если татарам удавалось не встретить на границах Руси московской сторожевой рати, они устремлялись в центральные русские волости и добирались даже до самой Москвы. Василию III оставалось только сторожить свои границы и при случае вмешиваться во внутренние дела татар и укреплять среди них свое влияние. В Казани это и удавалось. Крым же, к сожалению, был так далек от Москвы, что нельзя было хорошо следить за крымцами и влиять на них. Московское правительство ограничивалось тем, что посылало в Крым посольство с "поминками", т.е. подарками, которыми думало задобрить и замирить врага; а в то же время ежегодно летом на южной границе государства (шедшей по берегу средней Оки и потому называвшейся тогда "берегом") ставились войска, чтобы стеречь "берег" от внезапных набегов. Сверх того, в наиболее опасных местах строили на Оке и за Окой недоступные для татар каменные крепости (Калуга, Тула, Зарайск) и помещали в них войска. Василий III был женат на Соломонии из боярского рода Сабуровых и не имел детей. Он, однако, никак не хотел оставить великого княжения своим братьям (Юрию и Андрею), так как, по его мнению, они и своих уделов не умели устроить. Поэтому, с разрешения митрополита (Даниила), он заставил свою жену постричься в монахини (с именем Софьи) и отправил ее на житье в Суздальский женский Покровский монастырь. Сам же женился вторично, взяв за себя княжну Елену Васильевну Глинскую, из рода литовских выходцев. В этом браке у него было два сына, Иван и Юрий. Старшему из них было всего 3 года, когда Василий III заболел случайным нарывом и умер, не дожив до 60 лет. Отношения к боярству. Властный, требовательный и строгий, Василий не обладал достоинствами Ивана III, но зато еще более его любил власть и умел показать свое могущество и самовластие всем его окружавшим. При нем простые удельные отношения подданных к государю исчезают. Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь". Такой казалась власть государя иноземцам; но пойманные ими фразы назначались не только для того, чтобы политически возвысить государя в дипломатических сношениях с иноземцами; внутренние отношения действительно менялись, и власть московского государя росла не только по отношению к удельным князьям как власть единого властителя сильного государя, но и в отношениях подданных. Эта перемена, отношений к подданным резче всего сказалась изменениями в быте боярства. В Москве издавна, благодаря богатству московских князей и другим причинам, собралось многочисленное боярство: со времени Ивана Калиты с юга и с запада приезжали сюда именитые бояре и мало-помалу около московского великокняжеского стола столпилось больше слуг, чем у кого бы то ни было из других русских князей. Основанием отношений между князем и боярами до половины XV в. в Москве был договор; боярин приходил "служить князю", а князь за это должен был его "кормить", -- вот главное условие договора. Сообразно с этим каждый служилый боярин имел право на "кормление" по заслугам и вместе с тем право отъезда и участия в совете князя. До половины XV в. интересы боярства были тесно связаны с интересами князя: боярин должен был стараться об усилении своего князя, так как чем сильнее князь, тем лучше служить боярину и тем безопаснее его вотчина. Князья в свою очередь признавали заслуги бояр, что видим из завещания Дмитрия Донского, в котором он советует детям во всем держаться совета бояр. Словом, московские князья и бояре составляли одну дружную политическую силу. Но с половины XV в. изменяется состав московского боярства и изменяется отношение боярства к государю. С этого времени в княжение Ивана III и Василия III, в эпоху окончательного подчинения и присоединения уделов, замечается прилив новых слуг к московскому двору: во-первых, это удельные князья, потерявшие или уступившие свои уделы московскому князю; во-вторых, это удельные князья, которые ранее потеряли свою самостоятельность и служили другим удельным князьям; наконец, это бояре -- слуги удельных князей, перешедшие вместе со своими князьями на службу к московскому князю. Толпа княжеских слуг увеличивалась еще новыми пришельцами из Литвы, -- это были литовские и русские князья, державшиеся православия под властью литовских владетелей и после унии 1386 г. стремившиеся перейти со своими уделами под власть православного государя. Все перечисленные пришельцы скоро стали в определенные отношения к старым московским боярам и друг к другу. Эти отношения выразились в обычаях местничества. Так называется порядок служебных отношений боярских фамилий, сложившийся в Москве в XV и XVI вв. и основанный на "отечестве", т.е. на унаследованных от предков отношениях служилого лица и рода по службе к другим лицам и родам. Каждый князь или боярин, принимая служебное назначение, справлялся, не станет ли он в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому по происхождению, и отказывался от таких назначений, как от бесчестящих не только его, но и весь его род. Такой обычай "местничаться" разместил мало-помалу все московские боярские роды в определенный порядок по знатности происхождения, и на этом аристократическом основании большие роды княжеские, как самые знатные, стали выше других; они занимали высшие должности и являлись главными помощниками и сотрудниками московских государей. Но бывшие удельные князья, пришедшие на службу к московскому государю и ставшие к нему в отношении бояр, в большинстве сохранили за собой свои удельные земли на частном праве, как боярские вотчины. Перестав быть самостоятельными владельцами своих уделов, они оставались в них простыми вотчинниками-землевладельцами, сохраняя иногда в управлении землями некоторые черты своей прежней правительственной власти. Таким образом, их положение в их вотчинах переменилось очень мало: они остались в тех же суверенных отношениях к населению своих вотчин, сохраняли свои прежние понятия и привычки. Делаясь боярами, эти княжата приносили в Москву не боярские мысли и чувства; делаясь из самостоятельных людей людьми подчиненными, они, понятно, не могли питать хорош их чувств к московскому князю, лишившему их самостоятельности. Они не довольствуются положением прежних бояр при князе, а стараются достигнуть новых прав, воспользоваться всеми выгодами своего нового положения. Помня свое происхождение, зная, что они -- потомки прежних правителей русской земли, они смотрят на себя и теперь, как на "хозяев" русской земли, с той только разницей, что предки их правили русской землей поодиночке, по частям, а они, собравшись в одном месте, около московского князя, должны править все вместе всей землей. Основываясь на этом представлении, они склонны требовать участия в управлении страной, требуют, чтобы князья московские советовались с ними о всех делах, грозя, в противном случае, отъездом. Но служилые князья не могли отъехать, как отъезжали бояре удельных князей, т.е. не могли переехать на службу от одного удельного князя к другому; теперь уделов не было и можно было отъехать только в Литву или к немцам под иноверную власть, но и то и другое считалось изменой русскому государству. В конце концов, их положение определялось так; допуская местничество, московские князья не спорили до поры до времени против права совета, но старались прекратить отъезд; вместе с тем самый ход исторических событий все более и более мешал отъезду, а право совета иногда не осуществлялось. С царствования Ивана III, именно со времени его брака с Софьей Фоминишной, которую не любили бояре за ее властолюбивые стремления, начинают раздаваться жалобы со стороны бояр, что государь их не слушает. Время Василия III было еще хуже для бояр в этом отношении, еще более увеличивалось их неудовольствие против князя. Выразителем боярского настроения может служить Берсень-Беклемишев, типичный представитель боярства начала XVI в., человек очень умный, очень начитанный. Он часто ходил к Максиму Греку и беседовал с ним о положении дел на Руси, причем высказывал откровенно свои взгляды. Он говорил, что все переменилось на Руси, как "пришла Софья", что она переставила все порядки, и потому государству стоять недолго; князь московский не любит, как бывало прежде, советоваться с боярами и решает дела "сам третей у постели", т.е. в своем домашнем совете, состоявшем из двух неродовитых людей. Эти речи Беклемишева были обнаружены следствием, и за них ему отрезали язык. Так, в начале XVI в. стали друг против друга государь, шедший к полновластию, и боярство, которое приняло вид замкнутой и точно расположенной по степеням родовитости аристократии. Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. В этом историческом процессе столкнулись, таким образом, две силы, далеко не равные. За московского государя стоят симпатии всего населения, весь склад государственной жизни, как она тогда слагалась; а боярство, не имея ни союзников, ни влияния в стране, представляло собой замкнутый аристократический круг, опиравшийся при своем высоком служебном и общественном положении лишь на одни родословные предания и не имевший реальных сил отстоять свое положение и свои притязания. Однако, несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих этих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном, когда в крови погибла добрая половина бояр.

Родители: Иван III (1440-1505+), Софья Палеолог;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Василий Васильевич Темный | Тема1. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных