Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные показатели работы транспорта




Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Показатели работы транспорта делят на количественные и качественные[1]. Некоторые показатели 1-3 групп будут рассмотрены ниже, а показатели 4 группы рассматриваются в дисциплине «Экономика отрасли».

Условно их можно разделить на следующие группы:

1. Показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы:

- объем перевозок грузов = ΣР (т), где Р – вес груза;

- объем перевозок пассажиров = ΣN (пасс.), где N – количество пассажиров;

- грузооборот = ΣP×L (т·км), где L – дальность перевозки груза;

- пассажирооборот = ΣN×L (пасс. км);

- объем отправления;

- объем прибытия.

Учет по этим показателям обычно ведется нарастающим итогом за каждые сутки, декаду, месяц, квартал и год. Грузооборот и пассажирооборот иногда называют продукцией транспорта.

Поскольку на транспорте грузовые и пассажирские перевозки осуществляются одновременно, возникает необходимость общей оценки его работы по грузовым и пассажирским перевозкам совместно. Этой цели служит приведенный грузооборот:

где kприв. – коэффициент перевода пассажирооборота в грузооборот.

На различных видах транспорта применяют различные значения этого коэффициента. На железнодорожном, водном и автомобильном до сих пор используют kприв.=1. На воздушном транспорте применяется kприв.= 0,09.

2. Показатели материально-технической базы:

Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. К этой группе можно отнести следующие показатели:

- протяженность путей сообщения, которая характеризуется следующими показателями:

протяженность эксплуатационной длины сети – Lэ (км);

приведённая эксплуатационная длина пути – Lприв. = kприв.·Lэ (км),

где коэффициент приведения 1 км эксплуатационной длины различных видов транспорта к 1 км длины железных дорог kприв.=Lэ/Lж.д. с учетом сопоставления уровней пропускной и провозной способности магистралей:

для усовершенствованной автомагистрали kприв = 0,45,

для автодороги с обычным твердым покрытием kприв = 0,15,

для речного пути kприв = 0,25,

для магистрального газопровода kприв = 0,30,

для нефтепровода среднего диаметра kприв = 1,0

- густота сети,

территориальный показатель густоты сети: ds = 1000 × Lэ/S,

измеряется отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ (км) к 1000 км2 площади территории S (км2).

Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у региона, численность населения которого N больше. Тогда можно использовать

показатель густоты сети по населению: dN = 10000 × Lэ/N,

характеризующий транспортную обеспеченность населения, измеряемый отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ к 10000 чел.

Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории с учетом и площади, и численности населения используется

обобщенный показатель густоты сети:

Вместе с тем, очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства, тогда используется

универсальный показатель густоты сети:

где Sо – обжитая площадь (км2); Q – объем предъявляемых к перевозке грузов (тыс.т)

Для комплексной оценки транспортной обеспеченности региона, имеющего пути сообщений различных видов транспорта используется

комплексный показатель густоты сети:

- суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,

- суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

- пропускная способность сети – максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу времени через сечение дороги;

- провозная способность сети – общее количество тонн грузов (пассажиров), провозимых в единицу времени через сечение дороги.

3. Показатели эксплуатационной работы

- средняя грузонапряженность даёт основу для определения возможностей повышения пропускной и провозной способностей сети. Если грузонапряжённость высока – идёт интенсивная эксплуатация сети. Чрезмерное увеличение грузонапряжённости усложняет работу транспорта на данном участке, следовательно, необходимо расширение сети в данном направлении. Малая величина грузонапряжённости говорит о неэффективности использования участка пути и может служить основанием для его закрытия. Грузонапряжённость характеризуется

показателями интенсивности использования транспорта

- средняя дальность перевозок,

средняя дальность перевозки 1-ой т груза рассчитывается по всему грузообороту и по отдельным родам грузов:

 

, (км)

средняя дальность перевозки 1-го пассажира определяется по общему пассажирообороту и по отдельным видам сообщений (дальнее, пригородное, городское):

, (км)

 

- скорость доставки,

средняя скорость доставки грузов: , (км/ч), где tп – время в пути

средняя скорость доставки пассажиров: , (км/ч),

где (ΣN·tп) и (ΣP·tп) – суммарные затраты времени соответственно в (т ч) и (пасс. ч) на перевозку грузов или пассажиров на всем пути следования;

- использование грузоподъемности подвижного состава,

- время оборота подвижного состава,

- среднесуточный пробег подвижного состава

4. Показатели экономической эффективности и финансовые

- себестоимость перевозок, определяется по отдельным видам транспорта, категориям перевозок и родам грузов. При любой системе ценообразования себестоимость может рассматриваться как нижняя допустимая граница цены. Установление цены по себестоимости позволит вернуть вложенные средства, но не обеспечит возможности для расширения производства. Себестоимость состоит из затрат на погрузо-разгрузочные работы, складирование, услуги по повышению качества перевозок и т.п. В себестоимость входят затраты на топливо, горюче-смазочные материалы и другие переменные расходы, необходимые для перемещения единицы продукции на каждый километр пути, а также для нормальной организации процесса транспортировки грузов и пассажиров. В себестоимость также входят налоги.

себестоимость перевозок грузов, за 10 т×км:

себестоимость перевозок пассажиров, за 10 пасс×км:

где: Эгруз., Эпасс. – текущие эксплуатационные расходы за определенный период, соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам.

- производительность труда,

- фондоотдача,

- фондоемкость,

- доходы,

- расходы,

- прибыль,

- рентабельность




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных