ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Врачевание в классическую эпоху.В VI в. до н. э. Древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания — аюрведа (учение о долгой жизни). Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были врачеватели Чарака (I—II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I—II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию. Представления о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце. Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии. Представления о причинах болезней в классический период истории Древней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господствовавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь. Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя. Исходя из этих воззрений, здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (а также влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды, неопрятности и т.п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, мочи. Лечение болезней: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и, в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства. Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по своему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире. Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне–, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Соблюдалась чистота во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали. В древних индийских текстах впервые описана и операция удаления помутневшего хрусталика — катаракты. Давались советы беременным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описывались отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку). Предпринимались первые попытки предупреждения заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье. Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману». О занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением. Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место занимал г. Таксила. Согласно буддийской традиции в нем в течение семи лет учили медицине. Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. Плата взималась также в зависимости от социального положения. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара. Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.). Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Шан-Инь) сформировалось в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки — Хуанхэ. К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в. В истории врачевания Древнего Китая четко определяются два больших периода: 1) период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVII—III вв. до н.э.), когда формировались философские концепции, шло становление традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция; 2) период Империи Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии. Философские основы китайской медицины: 1. Конфуцианство — философско-этическое учение, созданное в Древнем Китае на рубеже VI и V вв. до н.э. Конфуцием (551—479 гг. до н.э.). Основным содержанием конфуцианства являются доктрины о «благородном человеке» (цзюнь-цзы), благородном правителе, иерархической упорядоченности общества и почитании предков (сяо). Во II в. до н.э. конфуцианство стало государственной идеологией Китая. 2. Даосизм — религиозно-философское учение, основоположником которого считается цзы. В даосизме развито учение о достижении бессмертия. В поисках «эликсира жизни» даосские монахи изучали строение тела человека, составляли лекарственные средства и снадобья, занимались врачеванием и гаданием, создали оздоровительную гимнастику и боевые искусства. Даосизм распространился в Китае во II в. до н.э. Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (около II в. до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено. Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Понятие «традиционная китайская медицина» включает традиционный метод чжэнъ-цзю терапии прижигание, систему дыхательных упражнений (ци-гун), точечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традиционную китайскую гимнастику. При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования: 1. Осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного; 2. Прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов; 3. Подробный опрос больного; 4. Ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами. Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То, который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь». Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — исследование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|