Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика подготовки метода анализа конкретных ситуаций

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДНИЯ МЕТОДА case-study или метод анализа конкретных ситуаций

Методика подготовки метода анализа конкретных ситуаций

Первый этап – разработка или подбор ситуации.

Ситуация (коммуникативная, деловая) в которой отражается та или иная типичная проблема межличностного общения или жизнедеятельности организации является «ядром» метода. Ситуация представляет собой достаточный перечень данных об участниках взаимодействия, их социальных ролях, о социальной ситуации, о феноменологии возникшей проблемы.

Чем ближе задаваемая для обсуждения ситуация к реальности, тем выше ее обучающий потенциал. Поэтому целесообразно брать ситуации для обсуждения из реальной жизни людей, социальных групп, организаций (реальные ситуации). Примерами таких ситуаций могут быть:

- ситуации, описанные в литературе;

- ситуации, описанные в периодической печати;

- ситуации, описанные в документах;

- межличностные и межгрупповые конфликты;

- успешно и неуспешно проведенные переговоры;

- вступление в должность и т.п.

Вместе с тем, ситуации могут специально конструироваться для отработки гипотетических проблем, которые прогнозируются в будущем (конструируемые ситуации). Так, конструированию подлежат модели поведения человека в незнакомой этнической среде, в непривычных условиях деятельности, в новой должности и т.д.

Ситуации, подбираемые для обсуждения, могут качественно отличаться друг от друга. Например, в описании ситуации могут отсутствовать один или несколько элементов, необходимых для принятия решения. Целью группового обсуждения в этом случае будет выявление недостающих элементов и определение их качественно-количественных характеристик. Если в описании ситуации имеются противоречия, приведшие к не желаемому результату, то группе будет необходимо выявить эти противоречия, их причины и выработать способы их профилактики и преодоления.

Выделяют следующие виды ситуаций, используемых для группового обсуждения в рамках рассматриваемого метода (Котикова Д.С., 2009): ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение, ситуация-проблема.

Ситуация-иллюстрация - на конкретном примере из практики демонстрируются закономерность или механизм социальных явлений, поступков, действий должностных лиц, эффективность использования определенных приемов, методов, способов руководства, обучения, воспитания.

Например, группе может быть предъявлено описание реальной ситуации, в которой два специалиста, использующие различные способы деятельности, решают профессиональные задачи с разной эффективностью. Обучаемые побуждаются к поиску ответа на вопрос о причинах и факторах различий в эффективности деятельности героев описываемой ситуации.

 

Ситуация-оценка содержит описание конкретного события и поведения его участников. Задача обучаемых состоит в оценке причин, механизмов, значения и следствий события и обоснованности (адекватности, правильности) действий героев обсуждаемого сюжета.

 

К примеру, обучаемым может быть предъявлена ситуация из фильма «Доживем до понедельника», в которой один из учеников сжигает сочинения одноклассников, а педагоги различным образом реагируют на его поступок. Задачей обсуждения в этом случае ставится оценка правильности стратегий реагирования на подобные паттерны поведения.

 

Ситуация-упражнение предполагает предъявление обучаемым подробного описания конкретной ситуации, для решения которой им необходимо обращаться к специальным источникам информации: компьютерным базам данных, учебникам, справочникам, нормативным документам, ведущему, экспертам, а также проводить собственные исследования.

 

Примером такой ситуации может быть описание случая из жизни педагогического коллектива школы, в котором остро столкнулись позиции сторонников традиционных и активных методов обучения, а руководство жестко и бескомпромиссно заняло одну из позиций. Отстаивая эту позицию, директор использовал «административный ресурс». Противники диктат выразили открытое неповиновение. Обучаемые должны обосновать правомерность действий сторон.

Ситуация-проблема в том и состоит, что обучаемым предъявляется проблема, которая реально стояла или стоит в той или иной области практики и предлагается выявить ее причины, психологические механизмы, значение и следствия, оценить правомерность и эффективность действий участников, и выработать систему мероприятий по решению проблемы.

Предлагаемые для обсуждения ситуации могут различаться различной степенью проблемности. Проблемность ситуации определяется степенью достаточности содержащейся в ее описании информации для принятия решения.

При предъявлении ситуаций целесообразно варьировать степенью ихпроблемности и познавательной трудности через характер выдаваемойинформации.

Таким образом, описание ситуации может быть полным, частичным, фрагментарным.

Так, могут быть следующие варианты:

- обучающиеся получают всю необходимую информацию –подобное положение, как правило, в практической деятельности невстречается;

- обучающиеся получают не всю информацию, необходимо анализировать конкретную ситуацию и собрать дополнительную информацию – такие случаи в практике встречаются довольно часто;

- обучающиеся бегло обрисовывают конкретную ситуацию, не даваявсей необходимой информации, что соответствует условиям практическойдеятельности.Такие ситуации рассчитаны на разный уровень сформированности

профессионального мышления.

Практика использования метода анализа конкретных ситуаций показывает, что предлагаемые для обсуждения ситуации должны отвечать следующим требованиям:

- они должны соответствовать реальной жизни, предстоящей практике специалистов, или носить вероятностный характер, быть достаточно типичной;

- одна должна содержать в себе проблему;

- она не должна быть однозначной;

- она должна восприниматься эмоционально позитивно.

Второй этап – предъявление ситуации для обсуждения. Способы введения обучаемых в ситуацию могут быть различными, среди которых наиболее часто применяются:

- текстовое описание ситуации;

- устное доведение необходимой информации;

- рассказ участника событий;

- деловых бумаг, документов, писем, отчетов, докладных записок, планов, приказов, директив, распоряжений, набор фотодокументов, графиков, схем, таблиц, отражающих рассматриваемые процессы и явления;

- магнитофонные записи бесед, интервью, радиопрограммы и т.п.;

- видеозапись реального или разыгранного в ролях события;

- разыгрывание «в лицах» события специально назначенными лицами или участниками обсуждения;

- киноэпизоды художественных или документальных фильмов и т.д.

Третий этап – анализ ситуации.

Анализ ситуации может осуществляться в индивидуальном режиме или по схеме.

 

  СХЕМА АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1. Обобщение Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат событий? 2. Проблема Краткая в одно предложение (9-10 слов) формулировка, отражающая суть проблемы. 3. Участники событий а) Люди – все участники событий, их роль, статус, характеристика б) Организации – всесторонняя характеристика организации, в которой разворачиваются события – ее природа, характер бизнеса, внешнее окружение и особенности. 4. Хронология событий Указание фактов и событий без оценки в обратном хронологическом порядке. 5. Концептуальные вопросы Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации (концептуальные аспекты мотивации, планирования, оценки труда и персонала и т.д.). Их выявление должно сопровождаться «подкреплением» фактами (цитатами из текста). 6. Альтернативные решения Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации. 7. Рекомендации Ясно и точно описать выбранный курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса. 8. План действий (первые шаги) Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.   Источник: Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Е.А. Ак-сенова, Т.Ю. Базаров, Лукьянова Н.Ф. и др. – М.-Берлин: ИПК Госслужбы – DSE, 1999. – 154 с.    

 

 

При индивидуальном анализе ситуации каждый обучаемый самостоятельно исследует ее, выясняет важную для принятия решения информацию, выявляет возможные альтернативы.

В случае организации анализа ситуации по схеме мозгового штурма обучаемые высказывают любые, пришедшие на ум соображения, касающиеся оценки проблемы и способов ее оптимального разрешения. Высказанные предложения не подвергаются критической оценке, а принимаются для дальнейшего обсуждения. При этом главенствует принцип «Совершенно абсурдных идей не бывает». Идея, высказанная одним участником, может навести на мысль другого. Поэтому, необходимо стремиться получить как можно больше всяких идей, считая, что в данном случае «количество важнее качества».

Четвертый этап – выбор альтернатив. На этом этапе в ходе группового обсуждения высказываемых альтернатив решения ситуационной задачи выбирается наиболее эвристическое.

Пятый этап – разработка оптимальной модели решения проблемы, содержащейся в обсуждаемой ситуации. На этом этапе может быть, например, выработана модель выхода носителя конкретной социальной роли из конфликта с носителями других ролей, эффективные способы поведения человека в случае изменения социального статуса, быстрого вхождения в контакт с незнакомыми людьми и т.д.

Если занятия проходят в большой учебной группе (больше 15 человек) и группа разбивается на подгруппы, в которых организуется вся описанная выше работа, то возникает необходимость в шестом этапе – этапе презентации разработанных решений и обсуждения их на пленарном заседании.

Примерная методика проведения занятия с использованием методаАКС включает в себя следующие этапы (Котикова Д.С., 2009):

1-й этап (10-15 мин.): введение в изучаемую проблему. Ведущий обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и практике; указывает связь проблемы с различными видами деятельности;

2-й этап (3-5 мин.): постановка задачи. Учебная группа делится на несколько подгрупп. Ведущий определяет круг задач для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), границы анализа и поиска решения, устанавливает время и режим самостоятельной работы;

3-й этап (30-35 мин.): групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, дает рекомендации;

4-й этап (20-25 мин.): групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о событии, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предлагаемую альтернативу решения. После выступлений представителей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для данной

ситуации;

5-й этап (15-20 мин.): итоговая беседа. Ведущий выделяет общий положительный результат коллективной работы участников над ситуацией, обращает внимание на позиции подгрупп при анализе, сопоставляет их с тенденциями в реальной практике, выделяет правильные или ошибочные решения, обосновывает оптимальный подход к подобным ситуациям, обращает внимание на круг знаний и навыков, необходимых для их решения, рекомендует литературу для самостоятельной работы.

Этапы проведения метода анализа конкретных ситуаций для удобства можно представить в виде таблицы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Обработка результатов теста

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных