Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика диагностики мотивационной сферы




Диагностика "Лесенка побуждений"

 

 

Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные. Мотивы учения выбраны как занимающие основную часть деятельности подростка.

 

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:


1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

 

Обработка результатов:

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии.

 

В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника.

 

Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) "учительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) "родительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) "товарищеский мотив" — стремление заслужить уважение своих товарищей.

 

Инструкция (устно)

Давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь".

Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Здесь указаны разные причины.

 

Разложи их перед собой.

 

Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.


Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Наклей её на самом верху листа.

 

Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой.

 

Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно. Нужно использовать все 8 «ступенек».


Мы закончили лесенку "Зачем я учусь".

 

 


 

 

Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы узнать что-то новое.
Я учусь в Школе пионерского актива потому, что мне просто нравится учиться.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы получать грамоты, дипломы и призы.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы уметь жить интересно.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы научиться быть полезным людям.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы учителя были довольны мной.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы своими делами радовать родителей.
Я учусь в Школе пионерского актива для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

 

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

 

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми. Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой. Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2. 1. Опросник «Чувство новизны» Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:  
а) построил бы его по типовому проекту б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино в) построил бы такой, которого нет ни у кого 0 1 2
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:  
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми б) сочиняю сам сюрприз для гостей в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино 0 2 1
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:  
а) оригинальную б) трудную в) простую 2 1 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:  
а) красивое б) точное в) необычное 1 0 2
5. Когда я пишу сочинение, то:  
а) подбираю слова как можно проще б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова 1 2
6. Мне хочется, чтобы на уроках.  
а) все работали б) было весело в) было много нового 1 0 2
7. Для меня в общении самое важное:  
а) хорошее отношение товарищей б) возможность узнать новое («родство душ») в) взаимопомощь 0 2 1
8. Если бы я был поваром, то:  
а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны б) создавал бы новые блюда в) старался бы мастерски готовить все известные блюда 0 2 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:  
а) «Седьмое чувство» б) «Поле чудес» в) «Очевидное—невероятное» 0 1 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:  
а) наиболее удобный маршрут б) неизведанный маршрут в) маршрут, который хвалили мои друзья 0 2 1

2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

2. Лицо — зеркало души (М. Горький).

3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).

4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
Арест

в) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
Водопадб) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник — родник

1. глаз — слеза

2. огонь — костер

3. шторм — наводнение

 

 

24—27
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?

3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

1. Консервная банка.

2. Металлическая линейка.

3. Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных