Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. Философия, ее место и роль в жизни человека и общества
| |
|
|
Тема 1.1. Предмет философии. Философия как любовь к мудрости и как разновидность мировоззрения.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Философия – это мнение о предмете философии и природе философской проблемы. Философия как разновидность мировоззрения.
|
| Специфика философского знания.
|
| Предмет и методы философии.
|
| Функции философии в культуре.
|
| Основной вопрос философии
|
Практическая работа:
Семинарское занятие по теме «Философия как явление культуры»:
1.Культура как феномен.
2.Типы философствований: мифологическое, религиозное, научное житейское и философское.
3.Специфика философского мировоззрения.
|
|
|
Самостоятельная работа:
Составление электронной презентации на тему: «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей»
|
|
|
Раздел 2. История развития философии как науки.
|
|
|
|
Тема 2.1. Выдающиеся философы мира: эпоха Античности.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Философия Античности: периодизация, основные черты.
|
| Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.
|
| Философия Сократа. Философская система Платона.
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Представители философии Античности, произведения и идеи»
Составление электронной презентации на тему «Выдающиеся философы Античности, их вклад в мировую философию» (по выбору студентов)
|
|
|
Тема 2.3. Выдающиеся философы мира: философия эпохи Средневековья, Возрождения.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Теоцентризм средневековой духовной культуры.
|
| Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения
|
| Эпоха научной революции. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Представители философии Средневековья и Возрождения, произведения и идеи»
Составление электронной презентации на тему «Выдающиеся философы Средневековья и Возрождения, их вклад в мировую философию» (по выбору студентов)
|
|
|
Тема 2.4. Выдающиеся философы мира: философия Нового времени.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. Критическая философия И. Канта
|
| Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
|
| Антропологический материализм Л. Фейербаха
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Представители философии Нового времени, произведения и идеи»
Составление электронной презентации на тему «»Выдающиеся философы Нового времени, их вклад в мировую философию» (по выбору студентов)
|
|
|
Тема 2.5. Русская философия.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Западники и славянофилы в русской философии
|
| Русская религиозная идеалистическая философия
|
| Русский космизм. Судьба русской философии в XX веке
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Представители Русской философской мысли, произведения и идеи»
Составление электронной презентации на тему «Отражение проблем российской действительности в произведениях представителей русской философии» (по выбору студентов)
|
|
|
Тема 2.6. Философия XX века.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Место и роль философии в культуре XX века
|
| Философское открытие З. Фрейда. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
|
| Экзистенциализм
|
| Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм
|
Самостоятельная работа:
Заполнить таблицу «Представители философии XX века, произведения и идеи»
Составление электронной презентации на тему «XX век как время многообразия философских направлений, течений» (по выбору студентов)
|
|
|
| Контрольная работа по разделам 1-2.
|
|
|
Раздел 3. Структура философии: учение о бытии, познании, человека.
|
|
|
|
Тема 3.1. Философское осмысление бытия. Материя. Материальное единство мира.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Формирование представлений о бытии в истории философии.
|
| Содержание и основные формы категории «бытие».
|
| Материя (материальное бытие), подходы к пониманию.
|
| Структура и характерные черты материи.
|
Практическая работа:
Изучение философских текстов по теме «Способы и формы бытия человека в мире»:
1.Деятельность как фундаментальный способ бытия человека в мире.
2.Практика и ее миропреобразующий характер.
3.Творчество как наддеятельностный способ бытия человека в мире.
|
|
|
Тема 3.2. Понятие и структура диалектики. Законы диалектики.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
|
| Структура диалектики и ее основные функции.
|
| Детерминизм и индетерминизм.
|
Практическая работа по завершению дефиниции соответствующими понятиями по теме «Законы и категории диалектики»:
1.Законы диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей
б) закон взаимопревращения качественных и количественных изменений
в) закон отрицания отрицания.
2.Категории диалектики.
|
| |
Тема 3.3. Сознание, его происхождение и сущность.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Понятие сознание. Общие подходы к пониманию.
|
| Основные элементы и уровни структуры сознания.
|
| Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание.
|
| Структура общественного сознания.
|
Практическая работа по завершению дефиниции соответствующими понятиями по теме «Сознание»:
1.Способы описания сознания в философии.
2.Сознание в материализме
3.Идеальное как продукт и как условие бытия сознания.
|
|
|
Тема 3.4. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания
|
| Многообразие форм познания. Сенсуализм и рационализм
|
| Субъект и объект познания. Практика - критерий истины
|
Практическая работа:
работа с философскими текстами по теме «Познание»:
1.Виды познания.
2. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.
3.Проблема источника познания: сенсуализм, рационализм.
|
|
|
Тема 3.5. Проблема человека, личности в философии.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
|
| Антропосоциогенез. Концепции взаимоотношения природного и социального в формировании человека.
|
| Проблема смысла и содержания бытия человека.
|
Практическая работа:
Семинарское занятие по теме «Человек как проблема философии»:
1. Способы описания человека в истории философии.
2. Проблема определения сущности человека.
|
|
|
Тема 3.6. Человек и проблема ценностей, проблема смысла жизни. Свобода и ответственность.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Внутренний мир человека: мораль, красота и др.
|
| Свобода и ответственность – вечная дилемма.
|
| Справедливость и право, религия и вера.
|
Самостоятельная работа по разделу №3:
Доклад на тему: «Проблема смысла жизни человека».
Составление кроссворда по разделу №3.
|
|
Раздел 4. Социальная философия
|
|
| |
Тема 4.1. Общество как саморазвивающаяся система
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Понятие о цивилизации как типе общественного порядка
|
| Структура общества. Соотношение общества и индивида
|
| Духовная жизнь общества. Понятие культуры
|
| Глобальные проблемы современности
|
Практическая работа:
Составление таблиц по теме «Общество: основы философского анализа»:
1. Специфика философского анализа общества.
2. Сферы общественной жизни.
3. Философские концепции общества: натурализм, теория общественного договора, исторический материализм, идеализм, современные концепции.
|
|
|
Тема 4.2 Философия культуры
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Понятие культуры в философии.
|
| Социальная обусловленность культуры.
|
| Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».
|
Тема 4.3 Место философии в духовной культуре и ее значение
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличия философии от искусства, религии, науки и идеологии.
|
| Структура философского творчества. Философия и смысл жизни. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
|
| Самостоятельная работа по разделу №4:
Эссе: «Философия и смысл жизни»
|
| |
| Итоговая форма аттестации – дифференцированный зачет
|
| |
| Всего
|
|
|
| | | | | |