ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы и виды бюджетного анализа.Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий. Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др. Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться: 1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; 2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; 3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее; 4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.); В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета. В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению. Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния: 1) абсолютно устойчивым; 2) нормальным; 3) неустойчивым; 4) кризисным. Нами предлагаются следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов. 1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если Рм < Дс + Др, где Рм — минимальные расходы бюджета; Дс — собственные доходы бюджета; Др — регулирующие доходы бюджета. 2) Нормальное состояние Рм = Дс + Др. 3) Неустойчивое состояние Рм = Дс + Др + ДД, где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.). 4) Кризисное состояние: Рм > Дс + Др Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета. 1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях: Дс: Д = 60-70%, Др: Д =30-40%, З: Р= 10-15%, где Д — общая сумма бюджетных доходов; Р — общая сумма бюджетных расходов; З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета). 2) Нормальное состояние бюджета: Дс: Д = 40-50%, Др: Д =50-60%, З: Р= 30-35%, 3) Неустойчивое состояние: Дс: Д = 5-10%, Др: Д =90-95%, З: Р= 40-50%, Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д. Для анализа бюджета предлагаем использовать следующие бюджетные коэффициенты: 1) Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов: Кр.с = Др: Дс 2) Коэффициент автономии: Ка = Дс: Д. 3) Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами: Ко.р = Дс: Рм 4) Коэффициент бюджетного покрытия: Кб.п =Д: Рм 5) Коэффициент бюджетной задолженности Кб.з = З: Р. 6) Коэффициент бюджетной результативности региона: Кб.р = Дт: Ч, где Дт — территориальные бюджетные доходы, Ч — среднегодовая численность населения региона. 7) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения Кб.о = Р: Ч. С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований: • анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства; • анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года; • анализ показателей сводного финансового баланса; • анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов; • анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств. Анализ исполнения бюджета включает: • анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства; • анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы; • анализ исполнения долговых бюджетных обязательств; • анализ кассового исполнения бюджета. Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением Бюджетный анализ включает: 1) анализ исполнения бюджета; 2) анализ финансового состояния территории. Цели бюджетного анализа: - оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета; - обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий; - обоснование параметров показателей при формировании бюджетов; - выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета; - выявление резервов при составлении и исполнении бюджета; - обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете; - определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов. Анализ территориальных бюджетов позволяет определить: · уровень финансовой самодостаточности территории; · уровень устойчивости территориального бюджета; · факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет; Финансовые и контролирующие органы проводят: · анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд; · анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; · анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций. Методы и инструментарий для анализа бюджета: 1. Метод сравнения Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости. 2. Метод группировки Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей. 3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. 4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться: 1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; 2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; 3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее; 4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.
К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Закрепленные доходы — это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|