Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Орфоэпические нормы современного русского языка




Предисловие

Проблемы культуры речи занимают важное ме­сто в общеобразовательной подготовке любого специалиста. Свободное владение речью в различных ситуациях, в том числе в профессиональном общении, сегодня возможно лишь при сознательном, целенаправленном обучении языковым, коммуникативным, этикетным нормам. Подбор справочного и дидактического материала в предлагаемом пособии основан на современной концепции культуры речи, рассматриваемой как трехуровневая система и включающей владение языковыми, ситуационными и этико-этикетными нормами (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев).

В итоге изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны научиться общаться более эффективно, чем они это делали раньше: овладеть нормами русского литературного языка и навыками практического использования его стилистических ресурсов; получить теоретические знания об условиях успешности в сфере межличностных и публичных коммуникаций; приобрести умение создавать тексты научного, делового стиля, публицистического стилей в соответствии с их жанровыми канонами.

Предлагаются темы, изучаемые на практических и семинарских занятиях. Усвоение сведений о структуре и функциях языка, русском языке и его месте в типологии мировых языков остается за рамками пособия. Будучи частью программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», соответствующая информация, в зависимости от конкретных учебных планов, дается в лекционном разделе курса либо изучается самостоятельно.

В минимальном и необходимом объеме в пособие входит справочный материал. Во 2-ое издание включены темы «Выразительные средства», «Язык художественной литературы», «Публичная речь». Ряд тем переработан.

Литература

Основная литература

1. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000;

2. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.,1999.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

 

Дополнительная литература

 

1. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. Учебник. Флинта, 2011.

2. Быков Л.П., Купина Н.А. Лингвистический натурализм массовой литературы как проблема ортологии // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 104-111.

3. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: МарТ, 2002.

5. Вепрева И.Т. О кодифицированной норме в современной культурно-речевой ситуации: норма и мода // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 111-119.

6. Дементьев В.В. Беседа светская // Антология жанров. М., 2007.

7. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008.

8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск. 1999. Раздел 4.3. (о комплиментах).

9. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

10. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.,1996. С.130-150.

11. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

12. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М., 2012.

13. Сиротинина О.Б. Узуальная норма и её роль в развитии языка // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 490-499.

14. Тарасенко Т.В. Этикетные речевые жанры: опыт описания (на примере описания жанра поздравления) // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002

15. Шмелева Т.В. Многоязычие (нов)городских улиц // Язык в контексте гуманитарных знаний. Великий Новгород, 2008.

 

Справочная литература

 

1. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – 5-е изд., стереотип. М., 2005.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум. М., 2005.

3. Скворцов Л.И.. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 2010.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь современного русского языка. 4-е изд., дополненное. – М., 2004. (можно другое издание).

5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. М., Астрель, 2003 (М.,2004).

6. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Изд. 4-е, стереотип. М., 2010.

7. Словарь иностранных слов и выражений / Автор-сост. Е.С. Зенович. М., 2000.

8. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка. 2-е изд., испр. – М., 2001.

9. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 1994.

Вопросы к экзамену (теоретическая часть)

 

1. Русский язык среди языков мира.

2. Культура языка и культура речи. Современная языковая ситуация в России.

3. Современная концепция культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи.

4. Уровни владения языком и типы речевой культуры.

5. Русский литературный язык в системе национального языка. Внелитературные формы языка.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Динамичность и изменчивость норм.

7. Норма и вариантность. Норма и кодификация. Словари современного литературного языка.

8. Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эффективного слушания.

9. Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия.

10. Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты.

11. Понятие функционального стиля. Стилистическая норма. Окрашенные и неокрашенные стилистические средства.

12. Функциональные стили русской речи. Межстилевое взаимодействие в современной языковой ситуации.

13. Группировки текстов В.Г. Костомарова.

14. Культура межличностных коммуникаций. Условия успешности коммуникации. Постулаты Г. Грайса. Правила речевого поведения Р. Лакофф. Максимы вежливости Дж. Лича.

15. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Роль внеязыковых факторов.

16. Устное деловое общение: общие правила, основные жанры.

17. Язык служебных бумаг: стилевые черты, языковые формулы. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

18. Жанры служебных документов по функции и структуре.

19. Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания.

20. Подстили и жанры научного стиля. Логическая схема и композиция собственно научного текста. Аннотирование и реферирование как виды речевой деятельности в научной сфере.

21. Коммуникация в сфере СМИ. Стилевые черты языка средств массовой коммуникации и отбор языковых средств.

22. Жанры публицистического стиля. Реализация информативной и воздействующей функции СМИ в текстах разных жанров.

23. Особенности устной публичной речи. Оратор и аудитория. Основные виды аргументов.

24. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи: средства достижения.

25. Язык художественной литературы (художественный стиль).

26. Церковно-религиозный стиль.

27. Русский речевой этикет.

План стилистического анализа текста (практическая часть экзамена)

 

1. Опишите текст в аспекте экстралингвистических факторов: форма общественного сознания / сфера общения, функция языка, цель говорящего.

2. Определите стиль и жанр текста. Назовите стилевые черты и средства их создания.

3. Подробно прокомментируйте стилеобразующие (стилистические) средства лексико-фразеологического уровня. Выделите среди них окрашенные неокрашенные единицы. Охарактеризуйте стилистические приемы и изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте.

4. Выражено ли в тексте авторское «я»? Присутствуют ли авторские оценки? Если да, то назовите средства их выражения.

5. Выделите смысловую доминанту и доминирующую эмоцию (для художественного и публицистического текстов).

 

Примечание

В ходеизучения отдельных тем студенты выполняютиндивидуальные задания. В пособии они помечены знаком ☻. Полезно ознакомиться с ними сразу и выбрать то, которое вызовет интерес.

Тема 1. Орфоэпические нормы современного русского языка

 

Литература:

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008. С. 37-40.

Справочная литература

2. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – 5-е изд., стереотип. М., 2005.

3. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. М., Астрель, 2003 (М.,2004).

4. Скворцов Л.И.. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 2010.

 

Задание 1. Прочитайте слова правильно: [э] или [о] после мягких согласных?

Справка. Произношение [э] или [о] после мягких согласных не всегда можно объяснить правилами. Тот факт, что буква «ё» практически не применялась много лет и последовательно не применяется до сих пор, способствует неправильному восприятию звукового облика многих слов. Таким образом, произношение слов следует запоминать.

Афера, белесый, безнадежный, бесхребетный, бесшерстный, блеклый, бытие, желчный, житие, иноплеменный, маневры, маневренный, наемник, недоуменный, никчемный, одноименный, опека, оседлый, осетр, предрекший, скабрезный.

Задание 2. Составьте и прочитайте вслух рассказ на тему «Один день из жизни ученого», используйте 10 слов из списка (см. ниже), в которых следует произнести твердый или мягкий согласный.

Справка. Традиционное (твердое) произношение многих слов изменилось. Мы больше не говорим сигар [э]та, пион [э] р или муз[э]й. Но возникла противоположная тенденция (не закон!) – сохранять в новых заимствованиях произношение, близкое к языку-источнику, то есть полумягкое. В этой ситуации произношение многих слов приходится запоминать.

 

Индексация, компьютер, академия, тезис, продюсер, термин, тенденцияа, прессинг, бутерброд, декада, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, альтернатива, анестезия, гротеск, декан, идентичный, индекс, крепдешин, нейрохирург, пастельные тона, сервис, синтез, стратегия, патент, свитер, фанера, эссенция.

Задание 3. Ниже приведены написания, отражающие широко распространенные ненормативные варианты произношения. Напишите и произнесите слова правильно, распределив «исходный материал» между тремя группами: а) неоправданное выпадение гласного или согласного; б) ненужное прибавление гласного или согласного; в) перестановка звуков и букв. Найдите единственное слово, написанное без ошибки.

 

*Беспрецендентный, инциатива, дермантин, дикообраз, подскользнуться, скурпулезный, компроментировать, инциалы, конъюктура, интригант, конкурентноспособный, инцидент, будующий, перетурбация, продьюсер, экскорт, юристконсульт, ньюанс.

Задание 4. Назовите, какое значение соответствует каждому из омографов.

Справка. Русское ударение является разноместным, то есть может падать на на разные слоги в слове: мАятник (первый слог), послЕдний (второй слог), крокодИл (третий слог) и т.д. Благодаря этому ударение может различать разные слова, которые пишутся одинаково: мУка – мукА.

 

Броня, ведение, видение, зАнятый/ занятОй, заговор, запасный / запасной, мокрота, наголо, община, острота, отзыв, парить, провидение, проклятый, трусить, характерный, языковая, проясниться.

Задание 5. Расставьте ударения в словах каждой из 4-х колонок.

Справка 1. В сфере ударения действуют две противоположные тенденции:

а) ассоциация по смежности: ударение в производном слове такое же, как в производящем: бАр – бАрмен, обеспЕчить – обеспЕчение; б) ассоциация по сходству: ударение ставится так же, как в словах с такой же приставкой, суффиксом, окончанием:под мостОм – как под столОм, под окнОм и т.д. Возможны ненормативные ассоциации: неправ. обеспечЕние по аналогии с лечЕние; неправ. прОдана по аналогии с прОдан, прОдано, прОданы.Не всегда ясно, какая из ассоциаций победит в конкретном случае.

Справка 2. В длинных словах прослеживается стремление говорящих ставить ударение ближе к середине слова, отсюда ненормативные варианты типа неправ. икОнопись. Правильно: пОслушница, Иконопись.

Справка 3. Существуют тенденции в разных гр. формах.

В сущ. в форме р.п. ед.ч. т енденция ставить ударение на окончании. Норма – старый вариант (ударение на основе): бАнта, тОрта, Яслей, жЕзла, из аэропОрта. Норма – новый вариант (ударение на окончании): гербА, бинтА, тиражА, гуляшА. В глаг. прош. времени ж.р. – ударение на окончании: началА, забралА, взялА, налилА, отдалА, переждалА. Но! клАла, постлАла… В кр. причастия ж.р. – ударение на окончании, в других формах – на основе: создан – созданА; нАчат, нАчато, начатА. Но! нАбрана. В личных формах глагола тенденция к переносу ударения на корень. Норма – старый вариант (ударение на окончании): включИт, звонИт. Норма – новый вариант (ударение на основе): дрУжит, грУзит. В глаголах на -ировАть ударение чаще на последнем слоге: маркировАть, пломбировАть, бомбардировАть. Но! блокИровать, дозИровать, газИровать. В глаголах на -ить со значением изменения состояния чаще -Ить: усугубИть, облегчИть, приободрИть. Но! упрОчить, принУдить.

Справка 4. Запомните тенденции и обратите внимание на особые случаи:

-мЕтрия (например, сейсмомЕтрия, но! симметрИя, асимметрИя); -грАфия (например, флюорогрАфия, но! полиграфИя); -мия в общеупотребительных (гастронОмия); -мИя в терминах (пандемИя). Но! метонИмия; -провОд (например, газопровОд) Но! электропрОвод.

 

апартаменты баловать вероисповедание диспансер завидно некролог откупорить пломбировать ракушка сироты сосредоточение черпать умерший усугубить духовник исчерпать медикаменты нефтепровод созыв квартал (о времени) кварталы домов обеспечение оптовый принудить таможня украинский ходатайствовать эксперты алкоголь газированный досуг кашлянуть клала новорожденный корысть приданое свекла столяр уведомить феномен фетиш христианин   гастрономия дремота еретик кинематография наотмашь поутру предвосхитить премировать средства туфля трубопровод шасси облегчить позвонишь  

 

Задание 6. Выделите слова, произношение которых в литературном языке допускает варианты. Равноправны ли варианты? Обязательно укажите справочник, которым Вы пользовались.

 

Августовский, дефис, каучук, мастерски, медикаменты, мышление, партер, плесневеть, ржаветь, бомбардировать, творог, закупорить, пиццерия, квартал, кухонный, таможня, маркетинг.

 

Задание 7 (на повторение). Прочитайте текст.

 

Я специалист по маркетингу, заведую отделом. Очень занята, особенно по средам. В этот день, кроме консультирования оптовых покупателей и просмотра каталогов, у меня работа в экспертной комиссии.

Люблю свое предприятие, свое дело. Мне интересны все нюансы договорного процесса. Недавно, в результате довольно сложных маневров, мы подписали долгосрочный контракт, который облегчит нам выход на международный рынок. Среди наших партнеров – фирмы с солидным уставным капиталом. Директор недавно сказал: «Необходимо углубить и упрочить позитивные тенденции». Значит, есть они, эти тенденции.

Не понимаете таких, как я, трудоголиков? Вы правы. Не дело – регулярно обедать в пиццериях, носить не то, что красивее, а то, что удобнее, и т.д. Надо находить время и для отдыха, и для друзей и, конечно, для семьи. Вчера я пообещала детям: на деньги, что клала в банк этой зимой, едем к морю!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных