Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности




 

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший. На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в професси­онально-технические училища и средние специальные учебные заведения (техникумы, медицинские, педагогические и другие специальные учили­ща), где завершается также и общее образование.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной про­грамме. Он сочетается с многообразными формами использования физи­ческой культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодичес­кими массовыми физкультурными мероприятиями, а также регулярными занятиями по личному выбору самих учащихся в своем коллективе физи­ческой культуры, в коллективах физической культуры спортивных обществ, в детско-юношеских спортивных школах и многих других внешкольных уч­реждениях. Бесперебойное функционирование этой системы обеспечено материально-техническими средствами, квалифицированными педагоги­ческими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта практической работы и дос­тижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте особенно велико. В основном оно заключается в следующем:

v создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания, накапливаются надежные предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;

v постоянно поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях, а впоследствии - эффективность любой общественно полезной деятельности;

v рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт и учащиеся постепенно приобщаются к спортивной деятельности;

v последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно то обстоятельство, что система использова­ния средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает дли­тельное (в течение 10-12 лет) планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им не только достаточно высокого уровня общей физической подготовленности ко вся­кой общественно полезной деятельности, но и базовой профессиональ­но-прикладной и спортивной подготовленности. Все это становится фун­даментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важ­но учитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задач физического развития, образования и воспитания. Необ­ходимо исходить из того, что повседневная двигательная активность явля­ется естественной потребностью растущего организма и непременным ус­ловием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Од­нако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, вне­школьных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток дви­гательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполни­мым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Опыт же школ, хорошо организую­щих использование средств физической культуры, позволяет судить о ре­альной возможности подойти к успешному решению проблемы гиподина­мии, обострившейся в последнее время в связи с не всегда рациональным использованием ценностей научно-технического прогресса.

Важно также постоянно иметь в виду, что в школьном возрасте еще продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Этот процесс в определенной степени зависит от внешних условий жизни и характера осуществляемой учащимися деятельности, в значительной мере от направленного использования средств физической культуры. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физичес­ких упражнений в период усиленного развертывания естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядоче­нию и интенсификации соответствующих процессов, достижению в конечном счете значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах, когда пики есте­ственного развития тех или иных функций просрочены, добиться подоб­ных результатов трудно и даже невозможно.

В результате улучшения физического развития и укрепления здоровья достигается существенное улучшение работоспособности учащихся. Дока­зано, что занимающиеся в достаточном объеме правильно организованны­ми физическими упражнениями успешнее справляются с учебными на­грузками. Они могут работать более качественно и напряженно, меньше устают на уроках в течение учебного дня и, как правило, добиваются хо­рошей успеваемости. Достигнутая степень работоспособности переносит­ся в зрелый возраст и, подкрепляемая дальнейшим использованием средств физической культуры, сохраняется длительное время, обеспечивая высо­кую эффективность выполняемой работы. Физическая культура в школь­ном возрасте имеет большое значение и для обучения необходимым в жиз­ни двигательным умениям, навыкам, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Ус­тановлено, что способность к обучению двигательным действиям также имеет в этом возрасте благоприятные этапы для быстрого и полноценного освоения новых, перестройки ранее усвоенных недостаточно совершен­ных двигательных действий. В процессе направленного использования этой способности создаются наилучшие условия для всестороннего развития всех двигательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специаль­ными двигательными действиями, дальнейшего физического совершен­ствования их в зрелом возрасте.

Наконец, не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, в формирование миро­воззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной

и эстетической культуры, волевой устремленности. Многообразная прак­тика использования физической культуры в школьном возрасте направле­на в конечном счете на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорово­го быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспо­собности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов те­кущей деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.

Столь ответственная перед обществом практика должна отмечаться вы­сокой степенью организованности и представлять стройную систему дея­тельности, в которой каждое конкретное действие имело бы определенное назначение и предопределяло бы достижение заранее намеченного результа­та. Системообразующим началом такой деятельности является четко сфор­мулированные задачи физического воспитания и использование других форм физической культуры. Ими определяется содержание, обусловливаются соответствующие средства, а также методы и методические приемы.

Без знания возрастных особенностей детей невозможно правильно осу­ществлять физическое воспитание. Наиболее типичными из них являются следующие:

1. Непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики.

2. Незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, легкая ранимость.

3. Высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.

Требования к учету возрастных особенностей:

- содействовать прогрессивному их изменению;

- принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных