Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ландшафты в сказках




Это — внутренние ландшафты. Узнать их не трудно, если исходить, опять-таки, из самого языка.

Возьмём слово страна, земля. Мы говорим: нужно "крепко стоять на земле", нужно "иметь почву под ногами", "уметь стоять на ней". В материалистическом чувственном познании мы стоим на верной почве фактов. Ходить — значит делать успехи в покорении этого материалистического, чувственного мира — "он шёл и шёл...". Ехать верхом по земле значит: закономерно образовывать свой разум, идя успешно вперёд.

А вот и море: можно "утонуть", "погрузиться". Это мир непостоянного, где теряют почву под ногами. Это олицетворяет душевное сознание, которое выходит за границы чувственного. Как волнуются чувства, так же движется и колеблется наш душевный мир между материальным чувственным миром и потусторонним духовным миром.

Река: текущие, стремящиеся силы в духовном.

Луг: область эфирных жизненных сил, вызывающих рост.
Королевские заповедные луга (куда нельзя было вступать, запрещённые луга). В древности это были ухоженные лужайки, вокруг царского замка. Вступать на них без приглашения, разбивать на них палатки — это было равносильно объявлению войны. В сказке — это особенно охраняемые пространства жизненных сил, вызывающих рост в окружении внутренней, господствующей силы.

Лес: его зелёные сумерки вызывают предчувствия и боязливые чувства. Он — образ внутренней переходной области, где всё становится таинственным, где можно заблудиться, но и найти верную дорогу. Кто не находит в определенных ситуациях выхода, — может видеть во сне, что он заблудился в лесу. Дети часто переживают свои собственные силы роста, свою вегетативную внутреннюю жизнь в образах всё снова возвращающихся снов о лесах... В этой области ищут пути развития. Давно забытое предчувствие древней уверенности встаёт в нас. "Праматерь" приближается к нам или "всезнающий старец", о которых мы ничего больше не знали. Как охотник охотится во внешнем лесу, так же — ищущий духа — во внутреннем "лесу" (человека). Он переживает и догоняет добычу на охоте: он убивает дикие страсти и познаёт инстинкт, который поможет ему служить.

Дерево: образ жизненных сил в нас, вызывающий рост. Растёт же человек как дерево, и как разветвляется нервный ствол, так же растёт эфирная сила роста, обновляясь всё снова и снова —в человеке. Сад: область многообразных эфирных сил роста, где ухаживают за жизненными посаженными зародышами, где они вырастают и где созревают внутренние плоды. В противоположность этому:

Пустыня, степь. В языке: во мне всё опустело и запущено — запустение в своей жизни означает стать беспутным. Жить в пустыне, значит: стать внутренне бесплодным в творчестве, одиноким и бедным внутренне.

Болото: где начинают терять почву под ногами, становятся неуверенными в осознании своих чувств и в душевном сознании. Смотри также: погибнуть в болоте, попасть в болото.

Гора: внутренняя высота. Мы говорим о повышенном настроении — мы хорошо настроены — смотрим сверху вниз — познаём возвышающееся над всем сознание, — любим вдыхать воздух горных высот. Противоположность этому: долина, низменность.

Свободное поле играет особую значительную роль в сказках об Иване. Под ним подразумевается сфера свободы. В эпоху развития души сознательный человек должен стремиться из внутренней свободы — к истине. Как воспринимается эта сфера свободы — как добро или как зло, это показывает развивающееся дальше действие в сказке. В свободном поле всегда совершаются различные затруднения и идущее вперёд развитие.

Часто ключ всего драматического элемента заключается в этом решающем факте. Очень много выясняется, если проследить этот образ в его движении на протяжении всей сказки.

Свободный мир: он связан с этим, но ещё не есть сфера самой свободы.

Деревня и город: картина взаимной социальной деятельности. Город, самое большое человеческое поселение, означает па языке образов — самую большую социальную общность. (Василиса Премудрая идёт в город.)

Белокаменные палаты: дворец из белого камня. Камень — это образ материального уплотнения, белый камень обозначает просветление материи (смотри на русских иконах белокаменные дома позади фигур святых).

Кость. Надкостница обладает способностью заменять костную субстанцию. В костном мозгу образуются новые кровяные клетки. Там берёт своё начало весь процесс крови. Поэтому кость с её живым мозгом является образом обновляющих и пробуждающих сил.

"Откуда ты пришла, русская кость?" — спрашивает Баба-Яга в сказке. Это означает: ты, русский, пробуждающий всё и всех, откуда ты пришёл? Ивана убивают, косточки его разбрасывают в чистом поле, пока его не разбудят вновь: цельность импульса Иоанна (Ивана) ещё раз разбивается пред его конечным действием, братья завладевают его внутренним содержанием. Но и в том, что разбито, живут пробуждающие силы. Они действуют всюду, пока он не восстанет из смерти и не обретёт новой силы действия. (В 8 томе N 5 говорится: "За тридевять земель, в тридесятом царстве, сидит на своей башне Василиса Кирбитьевна и из одной косточки в другую переливается мозг". С ней вместе Иван побеждает Кащея Бессмертного.)

Кащей Бессмертный: это совершенно иной образ. Он — это скелет, выпавший из живого организма (смотри сказку N 5 и N 23). Кащей Бессмертный — это образ смерти.

Цифры: их надо брать в их внутреннем качестве. Ни одна из них не имеет здесь количественного значения во всех процессах. Объяснить их значения в этих рамках — невозможно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных