ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прошлое и наше преданиеВ сложившейся ситуации нам следует прежде всего обратиться к прошлому - к нашему преданию, но не "археологически", не с невозможным, нереалистичным и бесполезным желанием просто "воссоздать" прошлое, а с стремлением уяснить замысел Церкви. Вся церковная история - в каком-то смысле история миссии, то есть отношения Церкви к миру и действия ее в нем. И, всматриваясь в прошлое, мы разглядим ритм, который, полагаю, можно определить как ритм кризисов и консолидаций. Посмотрим, например, на книгу Деяний апостольских, самое раннее описание церковной жизни. Она начинается с почти идиллической картины первой общины в Иерусалиме. Церковь растет, люди к ней тянутся, она живет в мире. Трудности - такие, как случай с супругами, пытавшимися солгать и обмануть, - быстро разрешаются. А потом наступает кризис, возникший из радикальной перемены во внешнем культурном и духовном - контексте, в котором живет Церковь. Неожиданно Церковь сталкивается с новыми проблемами, нарушающими ее первоначальную мирную жизнь. Встают вопросы о миссии к неевреям, об обрезании, проблемы, связанные с еврейским образом жизни, которые ранее даже не обсуждались. Это, другими словами, - кризис роста, всегда болезненный и трудный. Апостол Павел - носитель и символ кризиса - знал, что, не пройдя через него, Церковь останется незначительной иудейской сектой и никогда не бросит вызов всему миру, не станет вселенским "вопросительным знаком по отношению ко всему в мире сем, тем, чем она действительно стала после этого первого кризиса. После этого начался период консолидации. С середины третьего века мы видим последовательные -усилия собрать, укрепить, организовать, определить жизнь Церкви, дать ей ясные и устойчивые принципы - апостольское преемство, апостольское учение, апостольские традиции, канон Священного Писания. Накануне обращения Константина Церковь уже существует как четкая организация, "привыкшая" к своей вселенской миссии, с отлаженным механизмом решения каждодневных проблем. Но тут происходит новый кризис, на этот раз вызванный обращением императора и - через него - всего греко-римского общества. Империя, бывшая для Церкви символом антихриста, блудницей, новым Вавилоном, стала христианской. Мало того, она стала христианской вследствие прямого вмешательства Самого Христа, избравшего Константина на роль второго Павла". И снова вся церковная жизнь радикально меняется. Церковь не только обретает мир и безопасность, но и богатство и привилегии, блеск новых базилик, горы золота и серебра, политическую власть, новый социальный статус. Епископов, только вчера находившихся в тюрьмах или в укрытиях, приглашают приехать в Никею за счет государства, осыпают почестями и подарками. Все это так ново, так неслыханно! Неудивительно, что это ведет к кризису в самом сознании Церкви. Лучшее доказательство нового кризиса - великий монашеский исход четвертого века. В то время, когда христиане, казалось бы, могли наконец пользоваться и наслаждаться всей возможной властью, - лучшие из христиан, в огромных количествах, уходят в пустыни. Но важно отметить, что именно этот исход становится началом новой консолидации, творческого "приспособления" Церкви к новым условиям в мире. Ибо без монашеского исхода и брошенного монахами вызова Церковь подпала бы опасности слишком легко принять свой новый, привилегированный "статус" - статус государственной религии, отождествляющей себя с культурой, потерявшей силу своей эсхатологической молитвы "Да приидет Царствие Твое". Именно монахи, сохранившие христианский максимализм и вносившие его в самую "ткань" империи, заложили основы "православного мира" с его внутренним и творческим напряжением между "небом" и "землей". Именно то, что христианский мир, несмотря на все свои недостатки и пороки, никогда не сводил человека ни к чему - будь то экономика, общество или культура, потому что всегда помнил вечное и божественное предназначение человека, всегда полагал своей главной ценностью Царство Божие, - и делало этот мир христианским. Этот мир знал, что человек - грешное существо, призванное к небесной славе, к чести вышнего звания. Постхристианство Наша сегодняшняя ситуация - тоже ситуация кризисная, и суть этого кризиса должна дать направление и смысл наших миссионерских действий. Основа кризиса заключается в том, что христианский мир, берущий начало с обращения Константина, и возникшая потом "симфония" между Церковью, с одной стороны, и обществом, государством и культурой - с другой, кончились. Прошу вас не понять меня неправильно. Не христианству, не Церкви и не вере пришел конец, но миру, который, пусть временами номинально, относил всю свою жизнь ко Христу и имел своим высшим критерием христианскую веру. Все мечты о его восстановлении обречены. Ибо даже если христиане смогли бы вновь получить власть в государствах и обществах, это не превратило бы автоматически эти общества и государства в "христианские". То, что случилось, произошло на гораздо более глубоком уровне. Невозможно отрицать факт, что мы больше не живем в христианском мире. Мир, в котором мы живем, обладает собственным стилем и культурой, собственным этосом и, самое важное, собственным мировоззрением. И христиане все еще не определили и не сформулировали последовательно христианское отношение к этому миру и его мировоззрению и разделены в своих реакциях на него. Одни просто принимают это мировоззрение и капитулируют перед секуляризмом. другие же, чья нервная система не выдержала потрясения от перемен, в этой новой ситуации впадают в панику. Если реакция первых понемногу подводит к исчезновению самой веры, то реакция последних угрожает нам превращением Православия в секту. Человек, чувствующий себя абсолютно комфортно в секулярном и нехристианском мире, вероятно, перестал быть христианином, по крайней мере в традиционном смысле этого слова. Но тот, кто одержим ненавистью к современному миру и страхом перед ним, также выпал из подлинной православной традиции. Ему нужна безопасность секты, уверенность в том, что в центре мирового падения хотя бы он лично спасен. В обоих подходах очень мало христианства и Православия. Одни забывают, что Царство Божие "не от мира сего", а другие, похоже, помнят, что "совершенная любовь изгоняет страх" (1 Ин. 4:18). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|