ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы терминообразования1) Синтаксико-морфологический (образование сложных, сложносокращенных слов, аббревиатур) возникновение новых слов путем сращивания двух или нескольких лексических единиц, фразелогизма или сочетания самостоятельного слова со служебным. Сохраняются порядок слов, входящих в словосочение служебные слова и даже окончания. Например: лакоткань, стеклопластик, тепловыдение, теплостойкость, горнодобывающий, камнедробилка; стройфак, завлаб; техотдел, техосмотр; ГМО, ПЗУ и др. 2) Морфологический (аффиксальный: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный) – это образование новых слов от основ путем прибавления аффиксов. Аффиксация – это образование новых слов от основ или целых слов с помощью словообразовательных аффиксов. Внутри этого способа различаются следующие типы суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный способы. Суффиксация – присоединение к основе слова суффикса. Однако суффикс может присоединяться к целому слову: рыхлить-рыхлитель, шлифовать-шлифователь, передать-передатчик и т.д. При суффиксации могут образовываться слова того же класса: арматура-арматурщик, полимер-полимеризация: или другого класса: плавкий-плавкость, клетка-клеточный, определить-определение и т.д. Префиксация – это образование новых слов путем прибавления префиксов. В отличие от суффиксов, префикс прибаляется к целому слову и образует слова того же класса. Префиксация научно-технических терминов продуктивна в прилагательных: непрозрачный, сверхсильный, антинаучный и т.д. Участвует префиксация и в образовании существительных и наречий: антимагнит, невосприимчивость, безрезультатно, некритически, необоснованно. Суффиксально-префиксальный способ – это образование слов путем одновременного присоединения суффикса и приставок. При этом способе могут образоваться слова того же и другого класса: разминать – неразъемный, продувать-продувка и т.д. Безаффиксный способ словообразования особенно продуктивен в научно-технической терминологии. Этим способом образуются имена существительные от приставочных глаголов и имен прилагательных. При этом образующая основа без прибавления аффикса становится самостоятельным словом: выходить – выход, нагревать – нагрев, сплавлять – сплав, прицепить – прицеп, сбросить-сброс. 3) Лексико-семантический способ терминообразования выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом). 4) Заимствование - переход элементов одного языка в систему другого языка как следствие более или менее длительных контактов между этими языками 5) Лексико-синтаксическое терминоообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час). При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка. Основная литература с указанием страниц ОЛ: 2 [278-304] Дополнительная литература с указанием страниц ДЛ: 2[7-14]; 4[9-35]; 8[31-69]; 9[114-119] Контрольные вопросы 1. Какие слова могут быть терминами? 1. Что такое агнонимы? 2. Назовите основные способы образования терминов. 3. По каким признакам можно характеровать термины в структурном отношении? 4. Дайте определение простым терминам. 5. Что такое сложные термины? 6. Что такое составные термины? 7. Что такое литерные термины? 8. Что такое термины-эпонимы? 9. Что представляет собойсинтаксико-морфологический способ словообразования? 10. Назовите основные виды морфологического словообразования? 11. Что представляет собой лексико-семантический способ терминообразования? 12. Что такое заимствование? 13. Что представляет собой лексико-синтаксический способ терминообразования?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|