ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первый наставник цесаревича
Царских сыновей учили домашние учителя. Наставником у Николая был все тот же Победоносцев, который воспитывал и его отца Александра III. Он являлся обер-прокурором Священного синода и одновременно воспитателем наследника престола. Победоносцев был человеком крайне консервативных взглядов даже для своего времени. Незыблемые принципы, которые он проповедовал, сводились к двум постулатам: самодержавие и православие. Все, что не вписывалось в эти понятия, он отвергал и называл крамолой. Даже намеки на какие-либо реформы вызывали у него раздражение. Он называл их «…базаром прожектов… шумихой дешевых и низменных страстей». «Конституция, – внушал он своему воспитаннику, – это первая и самая ужасная язва… Газеты – царство лжи; избирательное право – роковая ошибка, парламент – это институт для удовлетворения личных амбиций и тщеславия его членов». Победоносцев, будучи, по существу, министром по вопросам религии, проводил очень жесткую конфессиональную политику. Подвергались гонению евреи, мусульмане, протестанты, католики… Именно Победоносцев подписал в 1901 году документ об отлучении Л.Н. Толстого от церкви. «Царь, – внушал Победоносцев наследнику престола, – это помазанник Божий. Божий промысел не допускает вмешательства народа в управление государством. Следовательно, царь, который не правит единолично, не исполняет обязанности, возложенной на него Всевышним». Наставления и уроки этого убежденного реакционера сослужили Николаю плохую службу, когда он, став императором, пытался претворить его идеи в реальную жизнь.
Наследник престола
Прошло детство, отрочество и юность. Какими же знаниями, кроме наставлений Победоносцева, овладел ко времени своего совершеннолетия наследник престола? К 22 годам он великолепно ездил верхом, еще лучше танцевал, метко стрелял, в совершенстве владел (лучше, чем русским) английским, немецким и французским языками. Его приучили вести дневник, куда он записывал все свои устремления, размышления и деяния. Собственно, дневник – это зеркало его жизни, документ, свидетельствующий об интеллекте и интересах наследника в зрелые годы. В мае 1890 года он делает такую запись в дневнике: «Сегодня окончательно и навсегда прекратил свои занятия». Таким образом, учеба закончилась к 22 годам. Что дальше? Следовало ожидать, что цесаревич будет вникать в премудрости государственного управления. Ознакомится с положением дел в образовании, исследует направление, по которому идет Россия и сопоставит ее развитие с другими странами, задумается о нуждах народа и попробует найти какое-либо решение, чтобы облегчить их жизнь. Словом, работы для человека, который не сегодня, так завтра станет во главе государства, непочатый край. Однако все эти проблемы интереса у наследника не вызывают. Его, судя по документам, больше всего привлекал праздный образ жизни. Вставал он поздно, с головной болью после очередного кутежа. «Как всегда после бала, – пишет он в дневнике, – чувствовал себя ненормально. В ногах слабость. Встал в 101/2; я уверен, что у меня сделалась своего рода болезнь – спячка, т. к. никакими средствами добудиться меня не могут». Зимой он завсегдатай катка, где катается с сестрой Ксенией и тетей Эллой. «На катке очень весело, – пишет он. – Я во всю мочь развлекался». Ужинали в ресторане или у кого-то из знакомых, где хозяева устраивали для высоких гостей развеселые концерты. Особой страстью Николая были светские развлечения. В январе 1890 года он 20 раз был в театре, опере или балете, иногда дважды в день. Наследник был желанным гостем на званых вечерах, где собравшихся развлекал оркестр императорского флота. Два-три раза в неделю цесаревич отправлялся на бал. «Пение, пляски продолжались до первого часа… сели за ужин в 31/2 утра». Были у Николая и «серьезные» обязанности. Когда ему исполнилось 19 лет, Александр III выделил под его начало эскадрон казаков. Но, по сути, военная служба цесаревича больше походила на игру в солдатики. Он садился на белого коня, прикладывал к козырьку руку, а мимо него рысью носились казаки. После такого представления начиналась попойка. 25 июня 1887 года он пишет в своем дневнике: «Было принято соответствующее количество влаги, пробовал шесть сортов портвейна и слегка надрызгался, лежали на лужайке и пили, был отнесен офицерами домой».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|