Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кратко охарактеризуйте основные типы рыночных структур и назовите главные черты совершенной конкуренции.




Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

− наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;

− возможность свободного доступа в различные производственные секреты;

− однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

− хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:

− единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

− нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

− диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

− заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

 

− существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

− продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

− экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

− вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

− тип продукта – дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:

− наличие нескольких фирм (продавцов);

− тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;

− контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

− наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

− очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).

В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы.

Характерные черты Модель рынка
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Типы продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный (не имеет близких заменителей)
Контроль над ценой Нет Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, без препятствий Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Вход в отрасль блокирован
Неценовая конкуренция Нет Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д. Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом реклама
Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, бытовой техники Местные предприятия коммунального хозяйства

 

2. Раскройте понятия и категории:

Ø Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

− Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

− Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

− Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

− Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

− Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

− Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

− Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

− Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Ø Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Ø Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Ø Барьеры для вступления в отрасль:

1. Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использование современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая, автомобильная, в отраслях пищевой промышленности чайная, например. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

2. В тоже время следует отметить, что во многих отраслях, в частности пищевой и легкой промышленности эффективный размер предприятия может быть достигнут на основе небольшой, но достаточной доли на рынке. Поэтому высокая степень отраслевой концентрации - чистые монополии или олигополия - неоправданы с позиций эффекта масштаба в достаточно большом количестве отраслей.

3. Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, общественный транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля за ценой.

4. Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс», «Смирновская водка» и др. Монополистическая власть, полученная благодаря патентов, может усиливаться. Дело в том, что прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.

5. Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» с контролируемыми свеклосахарными хозяйствами, «Де Бирс компани оф Эфрика» являясь собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли.

6. Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и наконец недобросовестная конкуренция.

7. В тоже время следует отметить, что барьеры ограничивающие вступление в отрасль, являются весьма значительными в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде они могут быть преодолимы.

Ø естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Ø антимонопольное законодательство — антитрестовское — законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.

3. ВЕРНО/ НЕВЕРНО: Совершенная конкуренция – это идеальная рыночная структура и в чистом виде не встречается.

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Модель совершенной конкуренции в действительности встречается крайне редко. Она представляет собой скорее некую абстракцию, чем описание реально существующих рынков, к которой они приближаются в большей или меньшей степени. Лучше других отвечают требованиям совершенной конкуренции некоторые рынки сельскохозяйственной продукции. Задействованные на них многочисленные мелкие производители одновременно являются акцептантами цены ("ценополучателями") и регуляторами объема своих продаж. В туризме близкая к описанной модели структура сложилась на рынках услуг таксистов в крупных городах, мотелей и малых отелей в больших туристских центрах. Эти рынки нельзя считать абсолютно конкурентными. Мотели, например, устанавливают разные цены в зависимости от местоположения, качества обслуживания или оформления интерьеров. Таким образом они прибегают к дифференциации продукта и используют сравнительное преимущечтво, что противоречит исходным посылкам совершенной конкуренции. Вместе с тем они не имеют власти над рынком и не в такой мере различаются, чтобы диктовать цены, какие пожелают. Мотели меняют расценки на проживание в пределах, заданных извне. При такой структуре рынка форма кривой спроса, построенной для небольшого отдельно, взятого мотеля, меняется. Она выгибается, принимая наклонное положение сверху вниз направо.

 

 

4. ТЕСТ: Можно ли утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его прибыль:

a) снизится;

b) возрастет;

c) останется без изменений;

d) может увеличиться, снизиться или остаться прежней.

5. ЗАДАЧА: В одной из отраслей в России самая крупная фирма выпускает 40% продукта, а остальное производство распределено равномерно между шестью другими фирмами. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?

Решение:

Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рыночная доля продавца может вычисляться как отношение не только объема продаж, но и численности занятых, размера активов или добавленной стоимости данного предприятия к суммарному значению показателя для рынка в целом.

В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статистическом мониторинге состояния рынка, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Великобритании, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3,6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или предприятиях, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 г. для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) крупнейших продавцов.

Индекс концентрации

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi - рыночная доля i -той фирмы; k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k<n< i="">, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0<yik=n</yi</n<> очевидно Yk=1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Данный коэффициент позволяет не только сопоставить уровни концентрации различных отраслей или рынков, но и проанализировать их

динамику, установить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти.

Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его "нечувствительности" к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR4 будет одинаковым и равным 80% в двух совершенно различных случаях: когда одно предприятие контролирует 77% рынка, а остальные 3 - по 1% или когда 4 равномощных предприятия владеют по 20% рынка каждый. Поэтому в статистической практике в последние годы стали все шире использоваться другие показатели, характеризующие уровень концентрации в целом для рассматриваемой совокупности предприятий.

Коэффициент концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей продавцов. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика.

HHI=

В соответствии с различными значениями данных коэффициентов выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45%; HHI < 1000.

 

ОТВЕТ: Так как коэффициент концентрации Герфиндаля-Гиршмана более 2000 и менее 10000, данный рынок считают высококонцентрированным

 

ЗАДАНИЕ 2.

ТЕМА: «Основные макроэкономические проблемы: безработица»

1. Безработица и ее виды. Каковы, по вашему мнению, издержки и выгоды безработицы для экономики страны.

Безработица — неотъемлемый элемент рынка труда. Население делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.

Трудоспособное население — это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики.

Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполные рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

К рабочей силе относятся и занятые, и безработные.

В экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, региональную.

Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск нового места работы и длится от 1 до 3 месяцев.

Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу.

Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и вы-свобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных