Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания по выполнению курсовых работ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Л.М. Капустина

«__»_____________2010г.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

080507 «Менеджмент организации»

080200 «Менеджмент» (бакалавриат)

 

 

Екатеринбург

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом УрГЭУ

Составители: Л. Н. Сурина, к. э. н., доцент


Методические указания по выполнению курсовых работ

 

Целью написания курсовой работы является использование полученных студентами в ходе обучения теоретических знаний и умений
в управлении конкретными экономическими ситуациями, в формировании предложений по их изменению с выгодой для предприятия (фирмы). Варианты экономических ситуаций приведены в приложении 1.

Экономическая ситуация – это такое состояние результатов хозяйственной деятельности, которое требует решения ряда взаимосвязанных и организационно оформленных производственных задач с помощью разнообразных методов экономического воздействия для достижения поставленной цели.

В ходе реализации поставленной цели решаются задачи:

Ø выбирается предприятие любой организационно-правовой формы, любой формы собственности и вида деятельности;

Ø осуществляется анализ его работы за выбранный период для выявления негативных моментов;

Ø производится моделирование изменения ситуации в лучшую сторону;

Ø составляется расчёт экономической выгоды от использования выбранного управленческого решения.

Тема курсовой работы формулируется студентом самостоятельно исходя из экономической ситуации, сложившейся на предприятии. Например, экономическая ситуация: высокая цена на продукцию предприятия по сравнению с ценами конкурентов, следовательно, тема курсовой работы может быть сформулирована таким образом: Совершенствование ценообразования на продукцию предприятия или Разработка ценовой стратегии (политики) предприятия и др.

Примерный план написания курсовой работы приведён в приложении 2.

Краткие требования к содержанию каждой структурной части состоят в следующем.

Во введении обосновывается выбор варианта экономической ситуации, актуальной для предприятия, цель и задачи курсовой работы, методы, используемые при ее написании.

Первая глава - аналитическая - посвящена анализу существующей экономической ситуации на предприятии. С этой целью проводится сбор следующей информации:

Ø наименование или фирменное наименование предприятия, форма собственности и организационно-правовая форма;

Ø предмет и виды деятельности;

Ø льготы по налогообложению;

Ø организационная структура управления;

Ø наименование производимой и реализуемой продукции (работ, услуг), ее номенклатура, объем, качество по сравнению с продукцией конкурентов, доля на рынке;

Ø среднесписочная численность работающих, в том числе по категориям, средняя зарплата,

Ø среднегодовая стоимость основных производственных фондов, их структура, фондоотдача и фондовооруженность,

Ø средние остатки оборотных средств, их структура, показатели оборачиваемости;

Ø формы расчетов с контрагентами и бюджетами разных уровней
(наличная, безналичная, бартер и др.)

Ø себестоимость единицы продукции (работ, услуг) и всего объема;

Ø цена единицы продукции (работ, услуг);

Ø рентабельность продукции (работ, услуг);

Ø валовая прибыль в расчете на единицу продукции (работ, услуг)
и весь объем;

Ø чистая прибыль в расчете на единицу продукции (работ, услуг)
и весь объем;

Ø прочие данные,

Показатели желательно иметь в динамике и оформить виде таблицы
с указанием темпов роста или прироста.

Анализ показателей должен выявить положительные
и отрицательные моменты в деятельности предприятия, внутренние
и внешние факторы, оказывающие влияние на неудовлетворительную экономическую ситуацию.

Вторая глава - это моделирование изменения сложившейся экономической ситуации, т.е. разработка, принятие и реализация обоснованных управленческих решений. По сложившейся экономической ситуации указываются причины ее возникновения, цель и задачи моделирования, варианты решения и выбор наиболее рациональных из них по какому-либо критерию.

Целью моделирования экономической ситуации может являться улучшение финансовых результатов деятельности предприятия, повышение качества продукции (работ, услуг), увеличение доли на рынке конкретного товара и т. д.

Экономическая ситуация решается с помощью постановки производс­твенных задач перед коллективом или конкретным исполнителем, участвую­щим в ее реализации. Под производственными задачами понимаются конк­ретные действия, мероприятия, которые необходимо осуществить
в опреде­ленных структурных подразделениях предприятия. Производственные задачи многолики, не изолированы друг от друга. Они могут сочетаться как во времени, так и в связи с внешней
и внутренней средой.

 

Производственные задачи должны отражать следующие моменты:

Ø задания о том, что необходимо сделать, как сделать, каких ре­зультатов добиться;

Ø каких и сколько необходимо выделить ресурсов (трудовых, матери­альных, финансовых);

Ø по результатам решения определить ответственность и виды поощрения коллективов или конкретных исполнителей.

При этом возможна разработка сценария будущего, "дерева целей" или использование других методов прогнозирования.

Используемые критерии, как правило, имеют количественную опреде­ленность и могут выражаться через такие показатели как прибыль, себесто­имость, рентабельность, доля на рынке, улучшение качества продукции (работ, услуг) по конкретному параметру и др.

Далее решается вопрос о целесообразности сохранения или измене­ния старой или создания специальной организационной структуры управле­ния предприятием, специального структурного подразделения или долж­ностных лиц для разработки и реализации новой экономической ситуации.

Выявляется круг внутренней и внешней информации, необходимой для решения неудовлетворительной экономической ситуации.

Определяется потребность рынка в продукции (работах, услугах) предприятия.

Проводится расчет необходимых трудовых, материальных
и финансо­вых ресурсов: увеличение или уменьшение численности работников, их зарплата, материальные затраты (на сырье, основные
и вспомогательные материалы, топливо и энергию на технологические цели и др.), затраты на проведение маркетинговых исследований, инвестиции на приобретение новой техники, технологии, патентов, ноу-хау и др., а также наличие собственных финансовых средств, возможность привлечения их со стороны и на каких условиях, в каком объеме.

В третьей главе определяется экономическая эффективность от из­менения экономической ситуации.

Для этого рассчитываются себестоимость единицы продукции (работ, услуг) в измененной экономической ситуации по калькуляционным статьям расходов или элементам затрат, а также возможные доходы предприятия. При этом необходимо обратить внимание на налоги и другие обязательные платежи, включаемые в себестоимость продукции, относимые на финансовые результаты, выплачиваемые из прибыли.

Сопоставление затрат и доходов предприятия предполагает разра­ботку бюджета доходов и расходов с определением недостатка или избытка (финансовый резерв) финансовых средств (приложение 3). Их недостаток - недопустимое явление. В этом случае считается, что цель моделирования экономической ситуации не достигнута, требуется новая постановка производственных задач и последующее их решение.

Расчет экономической выгоды в целом по экономической ситуации может быть представлен изменением показателей, характеризующих использование всех ресурсов под влиянием новой экономической ситуации и финансовых результатов деятельности предприятия (приложение 4).

В заключении подводятся итоги проделанной работы по всем разделам. При этом особое внимание следует обратить на обоснование экономической ситуации, выбор варианта управленческого решения на основе определенного заранее критерия и размер эффекта, который может быть получен при реализации новой экономической ситуации.

Образец титульного листа приведён в приложении 5.

 


Литература

 

1. Волков, О. И. Экономика предприятия: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / О. И.Волков, В. К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с

2. Гелета, И. В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080301 (351300) - Коммерция (торговое дело) и 080111 (061500) - Маркетинг / И. В. Гелета, Е. С. Калинская, А. А. Кофанов. - М.: Магистр, 2010. - 303 с.

3. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по группе специальностей "Экономика и упр." / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 407 с

4. Ерохина, Л. И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Соц.- культур. сервис и туризм" и "Коммерция" / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Т. И. Марченко. - М.: КНОРУС, 2009. - 299 с.

5. Кантор, Е. Л. Экономика предприятия: [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям] / Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова, В. Е. Кантор. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 219 с.

6. Коноплев, С. П. Экономика организаций (предприятий): учебник / С. П. Коноплев. - М.: Проспект, 2010. - 156 с.

7. Нечитайло, А. И. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. - М.: [Проспект: КноРус], 2010. - 304 с.

8. Самарина, В. П. Экономика организации: учеб. пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. - М.: КноРус, 2010. - 319 с.

9. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия): учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по финансово-экон. специальностям / Н. А. Сафронов. - 2-е изд., с изм. - М.: Магистр, 2009. - 255 с.

10. Сергеев, И. В. Экономика организаций (предприятий): учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова; под ред. И. В. Сергеева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 553 с.

11. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и др. экон. специальностям / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 527 с.

12. Смагин, В. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Смагин. - 2-е изд., испр. - М.: КноРус, 2009. - 159 с.

13. Фокина, О. М. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экон. специальностям / О. М. Фокина, А. В. Соломка. - М.: КноРус, 2010. - 230 с.

14. Фокина, О. М. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экон. специальностям / О. М. Фокина, А. В. Соломка. - М.: КноРус, 2009. - 229 с.

15. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)" / [Т. И. Николаева [и др.]; под ред. Т. И. Николаевой и Н. Р. Егоровой. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.

16. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521600 "Экономика" / В. К. Скляренко [и др.]; под ред. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.

17. Экономика предприятия (фирмы): учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [О. И. Волков [и др.]; под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 603 с.

18. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент орг." / [А. Е. Карлик [и др.]; под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтера. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 463 с.

19. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент орг." / [А. Е. Карлик [и др.]; под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтера. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 461 с.

20. Экономика предприятия: учеб. мультимедийн. компьютер. курс / Волгогр. гос. с.-х. акад. - Саратов: Диполь, 2009. - 1 с.

21. Экономика предприятия: электрон. учеб. / Т. А. Симунина [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 1 с.

22. Экономика фирмы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [А. С. Арзямов и др.]; под общ. ред. Н. П. Иващенко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 527 с

23. Экономика фирмы: учеб. для экон. специальностей вузов / В. А. Максимов [и др.]; Южн. федер. ун-т. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 572 с.

24. Экономический атлас организации (предприятия): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" и др. экон. специальностям / [В. Я. Поздняков [и др.]; под ред. В. Я. Позднякова и В. М. Прудникова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

 


Приложение 1

 

Варианты экономических ситуаций, предлагаемых для выполнения курсовых работ по дисциплине «Экономический менеджмент»

1. Снижение объёма продаж продукции и услуг на конкретном сегменте рынка.

2. Высокая цена продукции (услуг) по сравнению с конкурентами.

3. Рост издержек производства и обращения.

4. Отсутствуют квалифицированные кадры.

5. Снижается производительность труда.

6. Высокая текучесть кадров.

7. Задерживается выплата заработной платы.

8. Слабая заинтересованность работников в повышении результативности функционирования фирмы.

9. Снижение фондоотдачи.

10. Рост запасов товарно-материальных ценностей.

11. Недостаточно финансовых средств на осуществление инновационной деятельности.

12. Отсутствуют оборотные средства на оплату товарно-материальных цен­ностей поставщиков.

13. Снижается оборачиваемость оборотных средств.

14. Нарушаются сроки возврата заёмных средств.

15. Не удовлетворяется потребность рынка в конкретном виде товара.

16. Снижается рентабельность продукции.

17. Нарушаются сроки выплаты налогов.

18. Более низкая рентабельность продукции (услуг) по сравнению с кон­курентами.

19. Высокая материалоёмкость продукции (расход топлива, энергии, сырья, материалов) по сравнению с конкурентами.

20. Невыполнение сроков строительства.

21. Высокие издержки при торговле конкретными видами товаров по сравнению с конкурентами.

22. Высокий уровень затрат на покупку основных фондов.

23. Отсутствует стратегия ценообразования.

24. Неопределённость целей и задач развития фирмы.

25. Снижается прибыль предприятия.

26. Снижается рентабельность производства.


Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Введение.

1. Анализ деятельности предприятия и его место на рынке.

1.1 Характеристика товара, вырабатываемого предприятием (номенклатура, объём, качество, доля на рынке).

1.2 Использование ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

1.3 Слабые и сильные стороны в деятельности предприятия.

2. Моделирование изменения сложившейся экономической ситуации.

2.1 Цель, задачи и организация управления экономической ситуацией.

2.2 Варианты обеспечения изменения ситуации всеми видами ресурсов.

2.3 Материальная заинтересованность и ответственность
в выполнении производственных задач.

3. Экономическая выгода от изменения экономической ситуации.

3.1 Исходные данные для расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

3.2 Баланс доходов и расходов предприятия.

3.3 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.


Приложение 3

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных