ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О ПОДПИЩИКАХ И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ1. Если кто грамоту от государя напишет сам себе воровски или в подлинной государевой грамоте и в иных в каких приказных письмах что переправит своим вымыслом, без государева указа и боярского приговора, или думных и приказных людей и подьяческой руки подпишет, или сделает у себя печать таковую, какова государева печать, и такого за такую вину по сыску казнить смертью.
Глава V О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРАХ, КОТОРЫЕ СТАНУТ ДЕЛАТЬ ВОРОВСКИЕ ДЕНЬГИ 1. Которые денежные мастера станут делать медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро станут прибавлять медь или олово или свинец, и тем государевой казне станут приносить убыток, и тех денежных мастеров за такое дело казнить смертью, залить горло.
Глава Х О СУДЕ 1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси судить боярам и окольничим и думным людям и дьякам, и всяким приказным людям, и судьям, и всякие расправы делать всем людям Московского государства, от большего и до меньшего чина, вправду. Также и приезжих иноземцев, и всяких приезжих людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судить и расправу делать по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делах по дружбе и по недружбе ничего не прибавлять, не убавлять и ни в чем другу не дружить, а недругу не мстить и никому ни в чем ни для чего не норовить, делать всякие государевы дела, не стыдясь лица сильных, и избавлять обидящего от руки неправедного. 2. А спорные дела, которые в приказах рассмотреть будет невозможно, переносить из приказов на доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси и к его государевым боярам, и окольничим, и думным людям. А боярам и окольничим и думным людям сидеть в палате и по государеву указу государевы всякие дела рассматривать всем вместе. 3. Если который судья истцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец станет бить челом государю до суда, что ему перед тем судьей искать правды невозможно, также если и ответчик до суда же станет бить челом, что истцу его судья друг или свой и отвечать ему перед тем судьею невозможно, и тех истца и ответчика тому судье, на кого будет такое челобитье, не судить, а судить их иному судье, кому государь укажет. 4. А если который истец или ответчик на судью свойством или не дружбою станет бить челом после суда, и тому челобитью не верить, и дела из приказа в приказ не переносить, чтобы в том истцу и ответчику лишней волокиты не было. 5. Если который боярин или окольничий, или думный человек, или дьяк, или иной какой судья, истца или ответчика по посулу, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватого оправдает, и если будет это достоверно установлено, и с тех судей взять сумму иска истца в трехкратном размере, и отдать истцу, да и пошлины и пересуд и правый десяток взять в пользу государя с них же. Да за ту же вину у боярина, и у окольничего, и у думного человека отнять честь. А если который судья не из думных людей такую неправду учинит, и того наказать торговой казнью, и впредь ему дела не вести. 6. Да и в городах с воеводами и дьяками и всякими приказными людьми за такие неправды поступать так же. 9. Если такое дело челобитчик на судью затеет напрасно и обвинен он по делу, а не по посулу, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бить кнутом нещадно. Да на нем же в пользу того, кого он ложно обвинит, взыскать бесчестье в трехкратном размере, да его же посадить в тюрьму до государева указа. 20. А которым людям доведется о судных своих и о иных каких делах бить челом государю, и тем людям о тех своих делах челобитные свои подавать в приказы боярам и окольничим и думным и всяким приказным людям, кто в котором приказе ведет дела. А если ему в приказе суда не дадут или против его челобитья указа ему не учинят, и ему о том бить челом и челобитные подавать государю, и то в челобитных своих описывать, что он о том деле наперед того в приказе бил челом, а указа ему в приказе не учинено. А не бив челом в приказе, ни о каких делах государю никому челобитных не подавать. А если кто станет о каком деле бить челом и челобитные подавать государю, в приказе не бив челом, и таких челобитчиков за то наказывать, бить батогами. А кто почестнее, того посадить в тюрьму на неделю, чтобы на то смотря иным неповадно было так делать. 28. Если боярин, или окольничий, или думный человек обесчестит словом митрополита или архиепископа, или епископа, и за бесчестье митрополита, и за архиепископа и епископа боярину и окольничему, и думному человеку платить митрополиту за бесчестье четыреста рублей, архиепископу триста рублей, епископу двести рублей. А если кому платить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти головою, если это будет достоверно установлено. 29. Если боярин, или окольничий, или думный человек обесчестит архимандрита или игумена, или иной иноческий чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье согласно указу государя. 30. Если патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимандрита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом стольник, или стряпчий, или дворянин московский, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярский городовой, или иноземец, или дворовый человек, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, их за такое бесчестье подвергнуть наказанию: за патриарха бить батогами, за митрополита — посадить в тюрьму, за архиепископа и епископа — тоже в тюрьму посадить. 31. Если патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимандрита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглый человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной какого-нибудь чина, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, их за то подвергнуть наказанию: за патриарха назначить торговую казнь да посадить в тюрьму на месяц, за митрополита бить батогами да в тюрьму посадить на четыре дня, за архиепископа и епископа бить батогами и в тюрьму посадить на три дня. 91. Если боярина или окольничего или думного человека обесчестит стольник, или стряпчий, или дворянин московский, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярский городовой, или иноземец, или дворовый человек, и на них боярам и окольничим и думным людям по суду или по сыску взыскать бесчестье. А будет кому из тех чинов боярину или окольничему, или думному человеку за бесчестье платить будет нечем, и их бить кнутом. 92. Если бояр и окольничих, и думных людей обесчестит словом из гостиных и суконных и черных сотен и слобод тяглый человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или монастырский слуга, или иных чинов люди, кто-нибудь, или холоп боярский, а по суду и по сыску это будет достоверно установлено, и их за боярское и окольничих и думных людей бесчестье бить кнутом да их же сажать в тюрьму на две недели. 93. Если кто какого-нибудь чина обесчестит стольников, или стряпчих, или дворян московских, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей боярских городовых, или иноземцев, или дворовых людей, или подьячих, или иных всяких чинов людей, которые государевым денежным жалованьем верстаны, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, и им на тех людях, кто их обесчестит, взыскать за бесчестье. 94. Если кто обесчестит именитых людей Строгановых, или гостя, или из гостиных и суконных и казенных и черных сотен и слобод и городовых посадских людей, или ямщиков, или крестьян дворцовых сел и черных волостей, или боярских людей, или помещиковых и вотчинниковых крестьян, или гулящих людей, а по суду или по сыску это будет достоверно установлено, и им взыскать за бесчестье Строгановым по сто рублей человеку; гостю по пятьдесят рублей человеку; гостиной сотни большой статьи по двадцать рублей человеку; средней статьи по пятнадцать рублей человеку; меньшей статьи по десять рублей человеку... Если кто государевых крестьян станет бить и при этом изувечит, глаз выколет или руку, или ногу переломит, или иное какое увечье сделает, и на том получать государевым крестьянам за увечье и за бесчестье по десять рублей человеку. Если кто государева крестьянина побьет, а увечья никакого не причинит, и на том получать государевым крестьянам за бой и за бесчестье по два рубля человеку; боярским служилым людям по пяти рублей человеку. А деловым людям и монастырским и помещиковым и вотчиннико-вым крестьянам и бобылям за бесчестье и за увечье назначить такое же возмещение, как и за крестьян государевых дворцовых сел. Гулящим людям по рублю человеку. 99. Если кто-нибудь обесчестит непригожим словом чью жену, или дочь девку, или сына неверстаного, какого-нибудь чина, и женам, и дочерям девкам, и сыновьям неверстаным по суду и по сыску взыскать за их бесчестья: жене в двукратном размере оклада мужа; дочери девке в четырехкратном размере отцовского оклада; сыну неверстаному в половину отцовского оклада. 105. А кому судьи велят предстать перед судом, и истцу, и ответчику, став перед судьями, выступать с иском и отвечать вежливо и смирно и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорить и между собой не браниться. А если перед судьями истец или ответчик между собой побранятся, и кто кого из них обесчестит непригожим словом, и того, кто перед судьями кого обесчестит словом, за судейское бесчестье посадить в тюрьму на неделю. А кого он словом обесчестит, и тому велеть с него взыскать за бесчестье по указу. Если кто кого перед судьями из дерзости рукою ударит, а не ранит, и на том велеть тому, кого он ударит, взыскать в его пользу за бесчестье в двойном размере. А если он перед судьями на кого замахнется каким-нибудь оружием или ножом, а не ранит, и ему за то подвергнуть наказанию, бить батогами, а если ранит, то его бить кнутом. А если раненый от той раны умрет, или он на суде его убьет до смерти, и его за то самого казнить смертью безо всякой пощады; да из того же имущества убийцы и из вотчин взять кабальные долги убитого. А если станут бить челом убитого жена или дети о бескабальных долгах, и им в том отказать. А если такой убийца из суда уйдет и окажется сильным, поймать себя не даст, и такого, где бы он ни был пойман, по тому же казнить смертью. А если он перед судьями кого ранит или кого убьет до смерти, обороняя себя, для того, что тот, кого он ранит или убьет, сам его перед судьями наперед стал бить, а скажут про то судьи, и такого никакой казнью не казнить, потому что он то совершил, обороняя себя. 135. Если кто беспоместный и безвотчинный или иноземец кормовой, или кто-нибудь похвалится на кого смертным убийством в глаза или за глаза, и тот, на кого он похвалится, станет на него государю бить челом, и на него дать суд, а с суда сыскать. Да будет в сыску обыскные люди скажут по челобитчике, и по тому сыску того, кто на кого похвалится убийством, бросить в тюрьму на три месяца. А как он в тюрьме те урочные месяцы отсидит, и на него тому, на кого он похвалялся, взять расписку за его рукою в том, что ему над тем, на кого он похвалялся, впредь никакого зла не делать. А если он, в том дав на себя расписку, сворует, того, на кого он похвалялся, убьет до смерти, и его самого казнить смертью. А если кто на кого в похвальбе смертного убийства станет государю бить челом, а сыскать невозможно, и им в том дать суд и по суду вынести решение, до чего доведется. 146. Если который недельщик, норовя кому по посулу или по дружбе, истцов с ответчиками к суду вскоре ставить не станет или сверх указа возьмет лишнее хоженое, и в том на него будут челобитчики, и это будет достоверно установлено, и тому недельщику за то назначить наказание, бить батогами нещадно, а лишнее хоженое велеть с него взыскать и отдать челобитчику. А если он так сворует во второй или в третий раз, и его бить кнутом и из недельщиков выкинуть. 153. А несудимых грамот в города никому не давать для того, что от несудимых грамот в городах всяким людям чинятся штрафы и обиды и убытки великие. А если кому такие несудимые грамоты в города даны в прошлых годах, и такие несудимые грамоты отставить, и у кого такие грамоты объявятся, и у тех людей те грамоты взять, и присылать к государю к Москве в те приказы, из которых приказов те грамоты тем людям даны. 167. А посылать повальным обыском сыскивать по таким делам, в которых делах у истца с ответчиком не будет ближних общих ссылок. А если истец с ответчиком на суде сошлются оба на общую правду, хотя на одного человека, и по общей ссылке дело и рассматривать. А сверх той общей ссылки повальным обыском сыскивать не посылать, чтобы от того истцу и ответчику лишней сложности и волокиты не создавать. 168. Если истец и ответчик оба сошлются на кого из виноватых, а после того в том же суде, сверх той общей ссьыки, станут подавать иные ссылки, и судьям у них тех последних ссылок не принимать, а рассматриват)-дело по первой общей ссьыке. 169. Если в каком деле истец и ответчик оба сошлются по одной ссылке на общую же правду на трех человек, и из тех людей один станет сказывать ложно, а два станут его уличать, что он говорит ложно, и в таком деле верить двум, а одного отставить. 170. Если которая общая ссылка по посулам или по чему-нибудь, преступив закон Божий, солжет и оговорит кого не по вине и в том на ту общую ссылку от того, кого оговорят без вины, будет челобитье, и это будет достоверно установлено, что та общая ссылка солгала, и той общей ссылке за то учинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно, и убытки того, кого оговорят без вины, велеть взыскать и отдать челобитчику. 198. Если кто приедет к кому-нибудь на двор насилием, скопом и заговором, с воровским умыслом и учинит над тем, к кому он приедет или над его женою, или над детьми, или над людьми смертное убийство, и это будет достоверно установлено, и того, кто такое смертное убийство учинит, самого казнить смертью, а всех его товарищей бить кнутом и сослать, куда государь укажет. 199. Если они над тем, к кому они приедут, смертного убийства не учинят, только его чем обесчестят или убытки какие учинят, и на них тому, кого они обесчестят и убытки учинят, велеть бесчестье и убытки взыскать в двукратном размере, да им же за тот их воровской приезд назначить жестокое наказание, бить кнутом. А если кто из тех воровских приезжих людей в те поры кого ранит, и если это будет достоверно установлено, и того, которой ранит, у одного отсечь руку, а товарищей его, которые с ним приезжали, бить кнутом и отдать на поруки, что им впредь так не воровать. А за бесчестье и за увечье взять с них со всех по тому же в двукратном размере. 200. Если тот, к кому они таким умышленном приедут, обороняя себя и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти и привезет тех побитых к судьям и будет достоверно установлено, что он то убийство учинил поневоле, себя обороняя, и ему того в вину не ставить. А кого он убьет, то будет считаться, что в том убийстве нападающий сам виноват — не приезжай в чужой дом с насилием. 201. Если кто сам кого спровоцирует и учинится между ними бой, и в том бою того, кто наперед нападет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, станет бить челом об увечье, а тот, на кого он станет бить челом, не будет отрицать и скажет, что он его ранил, себя обороняя, и будет достоверно установлено, что тот бой начался от того челобитчика от самого, и ответчика в том бою не винить, и за увечье с него в пользу раненого ничего не взыскивать, потому что тот раненый сам неправ. 203. Если кто кому чего должен по кабалам, или по записям, или по иным каким крепостям, а заплатить будет ему того долга вскоре невозможно, потому что он в убожество впал и изволением Божиим от пожара, или имущество его каким-нибудь образом потонуло, или его разбойники, или тати, или иные какие лихие или воинские люди разорили и имущество его разграбили, и таким должникам во всяких долгах давать срок по рассмотренью на год и на два или на три, а больше трех лет в таких долгах срока не давать. И в тех долгах брать с них поручные записи в том, что им те долги тем людям, кому они должны, заплатить в указанные сроки, без всякого переноса, и никуда не сбегать, и не изменять, ни в какие иные государства не отъезжать, а поручителями его в том велеть в поручную запись писать людей добрых, которым бы в том можно было верить, и по тем поручным записям велеть тем должникам долги платить тем людям, кому они чего должны, в указанные сроки, без всякого переноса, без процентов. А если который должник в указанный срок того долга не заплатит, и в лицах его не будет, и тот долг взять с его поручителей и отдать тому, кому тот должник чем должен, без процентов. 206. Если кто у кого возьмет денег взаймы или чего-нибудь для торговли и тот долг растратит своим безумием, пропьет или проворует каким-нибудь образом, и это будет достоверно установлено, а откупиться ему будет нечем, и его отдать истцу головою до выкупа. 224. Если кто станет на нивах своих жечь солому или на лугах траву, и в то время огонь разгорится и пожжет чужие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскать. И если по сыску будет установлено, что он сделал то хитростью, пустил огонь по ветру и чужие нивы или огороды не спас от огня своею леностью, а спасти от огня было можно, и на нем истцам убытки их велеть взыскать по сыску. 225. Если по сыску такое пожжение произошло без хитрости, что свои нивы или траву зажег в тихое время, а после того огонь разжегся от ветру, а ветер пришел бурей или вихрем вскоре, и за такое пожжение ответчикам по истцовым искам не платить, потому что такое запаление учинится изволением Божиим, а не умышленном ответчика. 226. Если у кого загорится двор ненарошным делом, и от того и иных людей дворы погорят, и тому, чей двор сначала загорится, никому ничего не платить потому, что дому его запаление произошло не по его умышлению. 247. Если кому-нибудь случится у кого занять денег рублей пять, или шесть, или десять, или хлеба, или иного чего-нибудь за ту же цену в селе или в деревне, или кто какое угодье в наем отдаст за ту же цену, и будет он грамотен, и крепость на себя сам напишет или кому велит написать, а сам руку приложит, хотя и без послухов, и таким крепостям потому же верить, и суд по ним давать. 250. А вотчинные и дворовые купчие, и закладные, и данные, и иные всякие крепости в больших делах всяких чинов людям велеть в Москве и в городах писать и при послухах писать на площади площадным подьячим, а в селах и деревнях и по подворьям таких крепостей в больших делах, кроме сговорных свадебных записей и духовных и заемных памятей, никому не писать. 256. А давать по заемным кабалам, суд в течение пятнадцати лет, а сверх пятнадцати лет по кабалам суда не давать. 263. Если кому истцового иска заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, то, оценив ту вотчину, отдать истцу в платеж. А если те пустые вотчины истец взять не захочет, и ту вотчину продать сторонним людям, кто ее купить захочет, и деньги отдать в платеж истцу. 265. Если стрельцам заемных денег по кабалам или истцовых исков платить будет нечем, и их истцам и в истцовых исках головою не выдавать, а платить за них истцам из государева денежного жалованья на год по четыре рубля. А пока они от долгов своих освободятся, и им служить с одного хлебного жалованья. 274. А если кто у кого возьмет внаем лошадь или иное что да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда будет достоверно установлено, что он то наемное испортил, и истцам велеть на нем за то наемное взять цену по оценке сторонних людей, а то, что он испортит, отдать ему. 276. Если кто станет с кем торговать в складчину, и один из товарищей поедет куда с деньгами или с товарами для торговли в другую местность, и на дороге его воры ограбят, и товары и деньги отберут у него без остатка, а товарищ его тех товаров и денег своей половины станет с него требовать по суду и на суде будет достоверно установлено, что его разбойники ограбили и товары и деньги отобрали без остатка, и товарищу его тех товаров и денег с него требовать не велеть потому, что ему такое разграбление произошло по невольному случаю. 281. Если кто на кого пустит собаку нарочным делом, и та его собака того, на кого ее пустит, изъест или платье издерет, и в том на него будут челобитчики, и по суду это будет достоверно установлено, и с него велеть взыскать в пользу истца за бесчестье и увечье и убытки в двойном размере. А если это установить будет невозможно, и им в том в суде дать крестное целование. 282. Если кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, взыскав указанную цену, отдать истцу. 283. Если кто собаку убьет ручным боем не из ружья, обороняя себя, и ему за ту собаку цены не платить и в вину ему того не ставить.
Глава XI СУД О КРЕСТЬЯНАХ 1. Крестьян государевых дворцовых сел и крестьян черных волостей и бобылей, которые бежали из государевых дворцовых сел и черных волостей и живут во владениях патриарха, митрополитов, архиепископов, стольников, стряпчих, дворян московских, дьяков, жильцов, городовых дворян, детей боярских, иноземцев, и всяких вотчинников и помещиков, а в писцовых книгах... те беглые крестьяне или отцы их значатся принадлежащими государю, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозить в государевы дворцовые села и в черные волости, на их прежнее место жительства согласно писцовым книгам — с женами и детьми и со всем их крестьянским имуществом без урочных лет. 2. Также если вотчинники и помещики станут государю бить челом о беглых своих крестьянах и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли, убежав от них, живут в государевых в дворцовых селах и в черных волостях или на посадах или стали стрельцами, казаками, пушкарями или иными какими-нибудь служилыми людьми в Замосковных и Украинных городах... и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску возвращать на прежнее место жительства согласно писцовым книгам... И возвращать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет.
Глава XVI О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ 2. А которые помещики всяких чинов захотят между собой обменяться своими поместьями, и им о расписке тех своих меновых поместий бить челом государю, и челобитные о том подавать в Поместный приказ, подписав собственноручно. 3. А менять поместья московским всяких чинов людям с московскими всяких чинов людьми, и с городовыми дворянами, и детьми боярскими, с иноземцами, четверть на четверть, жилое на жилое, пустое на пустое, нежилое на пустое и те их обмененные поместья между ними расписывать по их полюбовному челобитью и по заручным челобитным. А где у кого в мене перейдет сверх мены и лишнее немногие четверти, и те немногие четверти по тому же за ними по их полюбовному челобитью расписывать. 4. А будет которые помещики и вотчинники поместные или вотчинные свои земли станут менять... на монастырские вотчинные земли, и станут те помещики, вотчинники, архимандриты, игумены и строители с братьею бить челом государю тех меновых земель о расписке, и по их полюбовному челобитью и по заручным их челобитным такие земли за ними расписывать. 5. А которые помещики и вотчинники всяких чинов станут между собой менять вотчинные земли на поместные земли или поместные земли | на вотчинные земли и станут просить, чтобы по их челобитью те их земли расписать, поместную землю в вотчину, а вотчинную землю в поместье, и по тому их полюбовному челобитью те земли за ними расписывать, таким же образом, как сказано выше. 10. А если вдовы или девки станут свои прожиточные поместья сдавать кому-нибудь за то, чтобы те люди, которым они те свои поместья сдадут, кормили и замуж выдали, и им с тех людей, кому они те свои поместья сдадут, в том, что их тем людям кормить и замуж выдать, получать расписки. А будет которая вдова или девка, сдав свое поместье, станут государю бить челом, что те люди, кому они те свои поместья сдадут, не кормят их и замуж не выдают и из тех их прожиточных поместий выбивают, и по тому их челобитью проводить разбирательство, прожиточные их вдовьи и девкины поместья взяв, отдать тем вдовам и девкам на прожиток по-прежнему, а которые они расписки дали, и те расписки недействительны. 11. А сдавать девкам свои прожиточные поместья, которая девка будет в возрасте, в пятнадцать лет. А будет кто о девкином о прожиточном поместье станет государю бить челом и скажет, что ему девка свое прожиточное поместье сдает, а девка в то время будет в малых летах меньше пятнадцати лет, и таким челобитчикам не верить, и девкиных прожиточных поместий за ними не оставлять.
Глава XVII О ВОТЧИНАХ 1....кого не станет, а после его останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и двоюродные и род, и те вотчины давать в род того умершего, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся бездетны, давать им из имущества их четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженных вотчин им дела нет, кроме купленных вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их, по духовным и по данным их, даны их племянницам и внукам, и правнукам девкам, и тем вотчинам быть за ними по родству. 2. А у которых вотчинников после них останутся дочери их и замужние сестры, и о вотчинах их станут бить челом по родству челобитчики тех умерших, дочери и сестры, которые замужем, в вотчину же, и им решать дело по уложенью, а они тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших станут бить челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давать сыновьям, а дочерям вотчин.с братьею жеребьев не давать, пока братья их живы, а давать дочерям после отцов их из поместий на прожиток по указу. А как братьев их не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи. Да в прошлом во 137-м году блаженной памяти великий государь святейший Филарет Никитич, патриарх Московский всея Руси указал вотчины родовые и за службу данные отдавать сыну. А будет умершего сына не будет, и те вотчины дочерям. А если судом Божьим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавать, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давать по душе умершего в вечный помин по уложенью. А купленная вотчина переходит жене его, и она может распоряжаться ей, как захочет, нет до ней никому дела. А ныне государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси указал, и бояре приговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и думных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и иноземцев судом Божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся их бездетные жены, а поместий после тех умерших не останется, и на прожиток матерям и женам дать будет не из чего, и купленных вотчин потому же не останется, а останутся выслуженные и родовые вотчины, и матерям и женам тех умерших давать на прожиток из выслуженных вотчин, до конца их жизни по рассмотрению. А тем вдовам тех выслуженных вотчин не продать, и не закладывать, и на помин души не отдавать, и в приданое за собою не писать. А если пойдет замуж, или пострижется, или умрет, и те вотчины отдавать вотчинникам, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним государевым указам и уложениям, как писано выше сего. 3. А давать на прожиток из выслуженных вотчин после умерших, матерям их вдовам по рассмотрению, если те их матери с ними вместе живут, а на прожиток им наперед того ничего не дано. А если за теми их матерями будут прожиточные поместья прежних дач, и тем их матерям из выслуженных вотчин на прожиток ничего не давать. 4....Ay кого сыновей не останется, и родовые и выслуженные вотчины давать и дочерям их по прежним государевым указам. И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детям их и внучатам, после дедов своих и бабок их родных и с дядьями и с тетками своими родными, в старинных и в выслуженных вотчинах быть им вотчичами. А если у которых дочерей детей не останется, и те вотчины отдавать в род, кто ближе того роду, вотчичам, по прежним государевым указам и уложениям. 5. А если после которого умершего останется купленная вотчина, а родовых и выслуженных вотчин и поместий не останется, да после того же умершего останется другая или третья жена да дети, которых он приживет с первою, или со второю, или с третьего женою, и тем его детям, которых он приживет с первою, или со второю, или с третьею женою, кроме купленной вотчины, поместья дать будет нечего, и купленную вотчину дать жене и детям его всем, разделив по жребию, поскольку на жребий достанется. 6. А которая купленная вотчина, после умершего, дана будет жене его, кроме детей, и она может той вотчиной сама распоряжаться, а иному никому до той вотчины дела нет. 27. А кто вотчину родовую или выслуженную продаст или заложит, и его детям и внукам впредь до той вотчины дела нет, и на выкуп им той вотчины не давать. А если у того продавца будут братья или племянники, а к купчей или к закладной те его братья и племянники руки свои приложат, и им и их детям и внукам до той вотчины впредь по тому же дела нет. 30. А судить о вотчине в течение сорока лет, а которые вотчины будут в купле или в закладе больше сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах станут после сорока лет бить челом на выкуп, и таких вотчин после указанных сорока лет на выкуп никому не давать. 31. А если кто купленную свою вотчину кому продаст, или заложит, или отдаст кому безденежно и крепость на ту вотчину даст, или после себя кому передаст и в духовную напишет, и у свидетельства та духовная будет не оспорена, и детям его, и внукам, и иным из его рода впредь до той вотчины дела нет, и на выкуп им той вотчины не отдавать. А если у свидетельства духовную кто челобитьем оспорит, и то расследовать на суде. 32. А если кто кому вотчину свою заложит родовую, или выслуженную, или купленную до срока и закладную кабалу на себя даст, и по той закладной кабале станет ту свою вотчину выкупать на срок или до срока и деньги к тому, у кого та его вотчина заложена, принесет, и тот, у кого та его вотчина в закладе, желая той его вотчиной завладеть, тех денег до срока или на срок у него не примет, для того, чтобы тем сроком у него ту вотчину отнять, и тому заемщику на того, кто у него тех денег не примет, бить челом государю, не пропуская того срока, и заемные деньги принести в приказ за закладные кабалы сполна.
Глава XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЯХ 1. Которые слободы в Москве патриарших, и митрополичьих, и владычных, и монастырских, и бояр, и окольничих, и думных, и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и службы не служат, и те все слободы со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взять в государево тягло и в службу постоянно и бесповоротно, кроме кабальных людей. А кабальных людей, если по расспросу выяснится, что они их вечные, отдавать тем людям, чьи они, и велеть их свезти на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадские люди или из государевых волостей, и тех направить в посады жить. А впредь, кроме государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городах не быть.
Глава XX СУД О ХОЛОПАХ 2. А впредь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопы не принимать и в Холопьем приказе на них, без государева именного указа, кабал не давать. 5. А которые дети родились до холопства и станут жить у кого иного или станут жить сами, и те холопьи дети от тех людей, у которых служат отцы их и матери, свободны. 20. А давать служилые кабалы на холопов, которые будут в пятнадцать лет, а которые будут меньше пятнадцати лет, и на тех служилых кабал не давать. 30. А у которых людей холопы родились от кабальных их людей, а живут они у них многие годы бескабально, и на таких холопов тем людям, у кого они живут бескабально, делать кабалу. А если те холопы из воли кабал дать не захотят, и на них кабалы дать и против их воли, потому что они живут у них бескабально многие годы. 31. А если кто в какой крепости в холопстве записан, и супруги (супруг) тех людей тоже считаются холопами. А которые старинные холопы записаны кому в духовной и порядной в приданных, и те люди, по духовной и по-рядной записи, и супруги (супруг) тех людей тоже считаются холопами.
Глава XXI Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|