Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Править]Основные черты литературы сентиментализма




Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.

 

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

 

Лирика Пушкина - "явление чрезвычайное", говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: "Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов..."

 

Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.

 

"Свобода" для Пушкина - понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество, как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов.

 

Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения - стихотворения "Лицинию" (1818), "К Чаадаеву" (1818), "Деревня" (1819) -.

 

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях "Узник" (1822), "Птичка" (1823), где романтический призыв бегства из мира - "темницы" и желание дать освобождение "хоть одному творенью" усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

 

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).

 

В стихотворении "Я вас любил: любовь еще, быть может..." (1829) ярко проявляется еще один мотив свободы - уважение личности другого человека.

 

Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче "Анчар" (1828).

 

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях "Поэту" (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

 

Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях "Пора, мой друг, пора..." (1836). "Покой и воля".

 

В произведениях "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Румяный критик мой..." (1830), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835) отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине.

 

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции - в стихотворениях "К Чаадаеву" (1818), "Кинжал" (1821), "Во глубине сибирских руд..." (1827), "Арион" (1827).

 

В стихотворениях "Стансы" (1826), "Клеветникам России" (1831), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836) Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.

 

Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам: "19 октября" (1825), "И. И. Пущину" (1826), "Чем чаще празднует лицей..." (1830) и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - "Во глубине сибирских руд..." (1827), "Арион" (1827) и послание "К Чаадаеву" (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

 

Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях "Погасло дневное светило..." (1820), "Я пережил свои желанья..." (1821), "Сожженное письмо" (1825), "Желание славы" (1825), "Храни меня, мой талисман..." (1825), "К***" (1825), "Под небом голубым страны своей родной..." (1826), "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." (1829), "Я вас любил: любовь еще, быть может..." (1829), "Что в имени тебе моем?.." (1830), "Мадонна" (1830), "Для берегов отчизны дальней..." (1830).

 

Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях "К Н. Я. Плюсковой" (1818), "Пророк" (1826), "Поэт" (1827), "Осень" (1833), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836).

 

То, что поэт является высшим судьей для своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "Поэт и толпа" (1828), "Поэту" (1830), "Эхо" (1831), (Из Пиндемонти) (1836), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836).

 

Философская лирика Пушкина: "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828), "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829), "Бесы" (1830), "Элегия" (1830), "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы" (1830), "Не дай мне Бог сойти с ума..." (1833), "...Вновь я посетил..." (1835) – размышления поэта над общефилософскими проблемами.

Первые драматургические замыслы Пушкина относятся к началу двадцатых годов, они соответствовали распространенным представлением о комедии и особенностям изображения трагического персонажа (Вадим Новгородский) и осуществлены не были Завершенная необычайно быстро трагедия «Борис Годунов» (1825) свидетельствовала о реалистическом методе Пушкина Интерес к законам истории, историзм — одна из основных черт пушкинского реализма Хотя сюжет возник под влиянием чтения Истории Государства Российского Карамзина, и версию гибели царевича Дмитрия Пушкин заимствовал у него же, само понимание хода исторического процесса у поэта иное. Историзмтворчества Пушкина

— это его законы развития жизни. В соответствий с ними Пушкин в противовес Карамзину, говорящему, что история принадлежит царю, утверждает: «История принадлежит поэту» Именно с этих позиций организован материал в трагедии.

Пушкин отказывается от законов классицистической драматургии. Трагедия делится не на акты, а сцены, в ней большое количество персонажей (около 60). Обязательные три единства также претерпевают изменения и становятся чертами реалистической поэтики. Так единство цели — это судьба России; единство места — действие происходит везде, где решается в эпоху Смутного времени судьба России; единство времени — период царствования Бориса Годунова, ибо над существованием России возникла угроза.

Время в трагедии расписано по календарю. Первые три сцены — своего рода пролог к началу царствования нового правителя. Действие в них происходит в течение суток. Сцены, происходящие при царе Борисе, передают последовательность нарастающих) конфликта, втягивание в борьбу за власть различных социальных групп.

Действие начинается в Кремлевских палатах и завершается в Кремле на площади, где находится дом Борисов. Центральные сцены также происходят в Кремле в Царской Думе и на площади перед собором в Москве.

Пушкинское понимание возможности спасения государства связано с идеей покаяния, которую предлагает Патриарх государю.

Проблема народности имела для Пушкина два аспекта: отражение народных этических представлений («Евгений Онегин») и роль народа в истории («Борис Годунов»), Как историческая драма «Борис Годунов» противостояла романтической драме, где герой — рупор авторских идей. Как политическая трагедия пьеса ставила современные проблемы: роль народа в истории и природа тиранической власти.

Деградация власти, покинутой народом, — закономерность. С точки зрения Лотмана Ю. М., в изображении народа Пушкин чужд просветительских идей. Противоречива позиция народа: негодование против преступной власти Бориса перерождается в бунт в защиту Самозванца, который также приходит к власти через обман и убийство. Пушкин создает собирательный образ народа, проходящий эволюцию, и образы его представителей: Наиболее интересно решение образа Юродивого.

Завершив народную трагедию, Пушкин тогда же записывает заглавия будущих «маленьких трагедий, созданных в Болдинскую осень 1830 г.’ Если в «Борисе Годунове» исследуется судьба народная, то в драматических сценах — судьба человеческая. Философская глубина пьес позволяет существованию различного их понимания и толкования. Так Гуковский главным считает детерминированность страстей исторической средой («Ужасный век — ужасные сердца»); Бонди отдает предпочтение психологическому прочтению; для Лотмана смысл пушкинских сцен в столкновении противоположностей (Моцарт и Сальери, Дон Гуан и Командор, Анна и Лаура). Драматические сцены могут быть также оценены

· как единый художественный текст, в котором варьируются исходные образы и идеи и

· как европейский цикл, противопоставленный циклу о русской жизни, созданный в тот же Болдинский период, — «Повести Белкина». С точки зрения Брюсова, «чтобы самому стать великим поэтом, Пушкин поочередно становился поэтом разных стран и разных веков, вбирая в себя все, что дали тысячелетия». В пушкинских драматических сценах, как скажет Достоевский, засияли «идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении».

-

Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами "отрывок", "исповедь", "монолог". Лирика Лермонтова - летопись становления души, и в этой абсолютной искренности - истинное художественное открытие автора.События духовной жизни интересуют поэта В момент их свершения, а не post factum Его волнует сам механизм внутреннего движения.

Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с тем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами. И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до "Героя нашего времени", можно определить как психологический романтизм.

В романтическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же событие, "работающее" на Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и Судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе человека.

Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Художественное своеобразие и историко-философская проблематика "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Поэма 1837 года "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. глубокий кризис переживала страна Находясь "на перепутье", которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на "внутренние ресурсы". Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе "соединял" аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-о годы такую роль посредника" взяла на себя литература.

Давайте вспомним, каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший "Вечера на хуторе близ Диканьки", которыми зачитывалась вся Россия; появляются "собиратели народных сказаний"... В 30-ых годах XIX века разгораются ожесточенные философские споры о судьбах России. Обобщенно можно выделить два основных направления споров: западники и славянофилы. Западники видели путь развития России в европеизации; славянофилы же утверждали, что у России свой особый путь.

Лермонтову эти споры не были безразличны. Он достаточно активно включался в них, но не примкнул ни к одному направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать Россию. Западная цивилизация казалась ему пораженной духом скепсиса, эпоха Просвещения привила европейскому обществу вкус к умозрительной философии, доминирующей над чувствами. Идеалы Просвещения во многом надуманы, они противоречат человеческой природе: и проповедь Руссо, согласно которой счастье достижимо лишь при абсолютной бедности, при полном отказе от благ цивилизации; и оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да и что дало России просвещение без возможности применить накопленные знания, без права даже высказать свободно свои мысли? Путь западной цивилизации представляется Лермонтову тупиковым: Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою...

Но Лермонтову чуждо во многом и мировоззрение славянофилов, идеализировавших феодальную Россию, ориентировавших развитие страны по "восточному" азиатскому пути. "Песня..." написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры тешащие "Песнью" "боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно нравственные позиции, с которых оценивают персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно - народные. Это многократно усиливает торжество "правды - матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

 

Ф илософская лирика Ф. И. Тютчева Центральной темой творчества Федора Ивановича Тютчева, впервые в истории русской литературы, являются "предельные основания бытия", общественные вопросы мироустройства. Лирический герой его поэзии не считается выразителем какой-то обусловленной философской теории, он всего-навсего задается "проклятыми", не располагающими ответами вопросами: что есть человек? Для чего он заброшен в мир? Для чего сотворена сама природа? В чем загадка природного бытия? Трагическое чувство бесперспективности мировоззренческого поиска сыскало отражение в известном тютчевском четверостишии:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но, прежде всего, философская система автора-мыслителя. Поэт "нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре". В философских поэтических произведениях Федора Тютчева, в отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее обозначение, декларирование идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных" образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.

С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи "гласят" и "предвещают", родник "шепчет", вершины берез "бредят", море "ходит" и "дышит", поле "отдыхает". С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.

Сравним стихотворение Тютчева "От жизни той, что бушевала здесь..." с философской элегией Пушкина "Вновь я посетил...". Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени ("...много переменилось в жизни для меня", "...сам... переменился я"), о величественной неспешности природы ("...кажется, вечор еще бродил я в этих рощах"). Но у Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений и, связанная с ней, идея бессмертия всякого бытия — и природного, и человеческого: как дерево продолжает себя в других деревьях ("младая роща", "зеленая семья" теснится близ "устарелых" корней сосен), так и человек не умирает в своих потомках. Отсюда философский оптимизм заключительной части стихотворения:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий, поздний возраст...

Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, ее равнодушие к духовной жизни людей:

Красуются, шумят, — и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.

Природа не просто лишена души, памяти, любви — она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:

...перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении "От жизни той, что бушевала здесь..." бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира. С жутковатой иронией пишет поэт:

Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепомогающей и миротворной бездной.

В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира ("Весна", "Летний вечер", "Утро в горах", "Нет, моего к тебе пристрастья...", "Зима недаром злится..."). Такова знаменитая "Весенняя гроза", наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни:

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как "Видение", "Бессонница", "Как океан объемлет шар земной". В "Бессоннице" Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения "часов однообразный бой" осмыслен как "глухие стенания" времени, как его язык, "равно чужой и внятный каждому"; в конце — как "металла голос погребальный". Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим "на краю земли", ощущать свое бытийное одиночество в мире ("...мы... покинуты на нас самих").

Настоящее значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это опасность уничтожения, пропасть, через которую нужно пройти для достижения абсолютного слияния с мирозданием. Хандра, овладевающая при встрече с неясными проявлениями хаоса — уныние и страх смерти, ужас перед уничтожением, но и в преодолении их достигается блаженство. В лирике Ф. И. Тютчева образно сформулировано размышление о том, что стихия беспорядка дозволяет нам, соприкасаясь с нею, постигнуть всю глубину бездны, отгораживающей нас от поистине вселенского бытия, мысль, что зло и грех не считаются антитезами добра и святости — это всего-навсего этапы к постижению истины. Противопоставление хаоса и совершенного начала мироздания поэт находит не в образах "дня и ночи", а в образах безмолвия, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с тишиной, умиротворенностью — это столкновение влекущей и буйной красоты жизни со спокойной и ясной красотой бессилия и умирания. Следовательно, хаос — воплощение преодоления всего земного и тленного. Значит, в лирике Ф. И. Тютчева, "самой ночной души русской поэзии", раскрывается нам девственная красота божественного мира, объемлющего собой все сущее — живое и мертвое, беспорядок и гармонию, в битве между которыми и течет "злая жизнь с ее мятежным жаром":

Ущерб, изнеможенье, и на всем
Та кроткая улыбка увядания,
Что в существе разумном мы зовем
Возвышенной стыдливостью страдания.

 

Основные этапы жизни и творчества Достоевского. 1821-1881. Род.в Мск. 1838-1843-учился в Петербургском военном училище,потом на слубжву,1844-отставка,чтобы заняться лит-рой.Первое пр-ие-«Бедные люди»,1846.С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Потом отходит к романтическому психологизму. 1846-«Двойник»,герой Голядкин-раздвоение личности, причина-в его собственной психике, деформированной бюрократической машиной. 1847-сентиментальная повесть «Белые ночи». Писательская карьера прервана в 1849 арестом,повод-посещение кружка Буташевича-Петрашевского,во время к-ых беседы на философские,экономические,социальные темы. Заключен в Петропавловку,приговорен к казни,к-ая отменена в посл.минуту Николаем I.Приговорен к 4 годам каторги с последующим бессрочным определением рядовым в армию.1857-женился на Исаевой.1859-вернулся в Питер.Наблюдения и размышления этого периода-в «Записках из Мертвого дома»(61-62).1864-«Записки из подполья»,должна была быть решающим -сражением с социализмом,но из-за вмешательства цензуры-манифест нигилизма.Герой высмеивает разумный эгоизм, издевка над христианской моралью милосердия,вывод-попытки создания общественных программ абсурдны,т.к.апелируют к разуму,двигатель человеч.поведения-свободная воля и каприз.Большим потрясением стала смерть жены(1864),а затем брата Михаила.Растут финансовые трудности,мучает болезнь(эпилепсия).1865-в Висбаден лечиться.Там-первая редакция «ПиН».Вернулся-сжег,вторая.До завершения «ПиН» в кратчайший срок написал «Игрока»(1866).Автобиографческий характер.Женился на стенографистке Сниткиной,печатала ему «Игрока».За границу едут в 1867,там около 4х лет.1868-«Идиот»,должен был стать «подражанием Христу»,эта роль предназначена Мышкину.След.большой роман-«Бесы»(1872).Фабула довольно точно передает история террористической организации «Народная расправа»,орг.в 1869 в Мск Нечаевым.1875-«Подросток»,связанный с развернувшейся в России дискуссией о воспитании.Д.в зените славы.Благодаря Победоносцеву принмают при дворе.Лечение->улучшение.1878-смерть сына Алеши.1879-1880 «БК». Революционизировал традиционный жанр романа,соединив в нем элементы криминального, психолоического,философского романа,исповеди,исторического очерка.

 

«Бедные люди». 1846г. С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Открытие Достоевским амбициозности «маленького человека», его борьбы за себя и желания скопировать сильных мира сего было своего рода сенсацией в литературе. В начале-сходство с «Шинелью». Девушкин переписывает бумаги,и это все,что он может.Главное отличие-Достоевский дает слово герою,а раньше бедный чиновник был просто объектом. У Девушкина есть голос, имеет мнение, может судить. Девушкин о «Шинели»: «Это злонамеренная книга».Считает такого героя фантастичным,таких не бывает.Как бы боится стать литературным типом.На «Ст.смотрителя» реакция диаметрально противоположная.Воспринял именно так,как вопсриняли критики.В несчастии Вырина виноваты другие люди,а Башмачкин виноват сам.Черта,х-ная для героев Д.-амбция.Желание героя,чтобы его не трогали,сохранение приватоности,у героя постепенно вырабатывается смехобоязнь.Его страх не беспочвенен-читают его письмо.Все гером обрисовываются по принципу мелодрамы,волк травит овцу.Счастливый финал-Быков женится на Вареньке,но женится,чтоы были дети,хочет лишить племянницу наследства.Задача-вызвать сострадание к невинным героям.Сентиментальная линия-только часть романа.Показана и человечность героя.Девушкин бедствут,потому что все отдает Вареньке.Максимализм-оба отдают все последнее.Заступается за нее.Взаимопомощь бедных.Варенька нарисована не столь художественно.Критики: «Она слово из камня сложена»,иногда кажется,что Девушкин втянул ее в переписку.Дома росла посреди раздоров.Сироство,Анна Федоровна,продавшая ее Быкову.Неожиданно-замужество,быстрый переход от нищеты к богатству.Проснулся инстинкт честолюбия,хочет поступать,как все.Девушкин брошен,унижен.

 

Творчество Д. 1846-1849. Можно разделить на три группы.1848»Слабое сердце», «Белые ночи»-утопически выразил веру в возможность осуществления самых лучших чаяний своих героев.Вторая-1849 «Неточка Незванова»-всевластие среды над человеком,который,желая вырваться,должен держатся скрытно,обманывать других,биться за существование.Третья-1846»Двойник».Двойник:Этот роман был полностью отвергнут современниками.Оценил только Майков.Амбиции и самосознание героя приобретает патологические формы.Роман написан в двойной перспективе.Не всегда можно сказать,что происходит на самом деле,а что герою кажется.Голядкин не бедствует,в отличие от Девушкина и Башмачкина,занимает квартиру на Шестилавочной,есть слуга Петруша.Собирается жениться на дочери своего начальника.Потом становится ясно,что Клара Алсуфьевна за него замуж не собирается.Читатель все время в сомнениях,что перед ним-реальность или фантазия.С помощью двойника здесь представлена реализация фантазий Голядкина.Его двойник оказывается ингриганом,его интриги направлены против Голядкина.Фантастика вводится за счет того,что люди друг другу неинтересны,им только кажется,что они все в центре внимания.Двойник строит пакости Голядкину как фольклорный Черт Гоголя.Все время сохраняется двойная перспектива.В финале его со званого вечера отправляют в дурку.Самое интересное в этом романе-стиль.Особая форма повествования.От третьего лица,но слово повествователя все время насыщается словом Голядкина,также,как не знаем,кто перед нами,не знаем,кто говорит.Белинский-неясность замысла,фантастика может быть интересна только сумасшедшим.С 1845г.интенсивно общается с Белинским,знакомится с Тургеневым,Одоевским,сотрудничает с Некрасовым.Конец 1846-конфликт со всеми этими из «Современника».С марта 1847-начинает посещать кружок Буташевича-Петрашевсего,вопросы освобождения крестьян,свободы печати,самый радикальный-Спешнев,его наз. «демоном Достоевского»,втянул его в кружок.апрель 1849-арест,при нем у Д.извлекли архив,он пропал.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных