Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К КРАСНОРЕЧИЮ




 

М.В. Ломоносов (1711-1765)–основоположник материалистической философии и опытной науки в России, русской литературы и литературного языка. Гениальные исследования и теоретические обобщения Ломоносова открывают новый период в развитии передовой науки всех стран XVIII века.

К моменту прихода Ломоносова в науку Россия уже располагала богатыми ценностями материальной и духовной культуры. Достаточно назвать Ив. Посошкова, А.Нартова, Ф.Прокоповича, А.Кантемира, В.Татищева и других российских ученых, которые содействовали проведению петровских преобразований и развитию отечественной науки.

М.В.Ломоносов в своих работах, в практической деятельности выражал прогрессивные тенденции в развитии науки. Его идеи направлены в защиту народных масс, ибо он как нельзя лучше и глубже понимал и знал запросы народа. Патриотизм, любовь к народу, стремление содействовать экономическому и культурному прогрессу России – были основной побудительной причиной деятельности Ломоносова.

После учебы в Марбургском университете и написания двух выдающихся трудов «О различии смешанных тел» (1739) и «Элементы математической химии» (1741), где он обосновывает материалистические взгляды на естественные науки, ученый возвращается в Россию и начинает вести напряженную плодотворную научную и общественную деятельность в интересах процветания России, ее науки и культуры.

Будучи великим тружеником, М.В.Ломоносов постоянно боролся за самостоятельное развитие российской науки, за преодоление экономической и культурной отсталости России, против иностранного засилья. Однако его, самого выдающегося ученого в России того времени долго не признавали в императорской Академии наук и только в 1745 году утвердили профессором химии. Двадцать лет трудился Ломоносов в Петербургской Академии, которая, благодаря его стараниям, стала крупным центром передовой научной мысли. А.С.Пушкин справедливо писал о Ломоносове как о «величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот».

Велики заслуги М.В.Ломоносова перед русской и мировой наукой. Так, величайшим его открытием был «закон сохранения вещества и движения» 1748 (всеобщий закон природы), сделанный им задолго до французского ученого Лавуазье. На основе открытого закона Ломоносов создает механическую теорию теплоты, закладывает основы атомно-молекулярной теории, теорию о природе электрических явлений. Научно объясняет происхождение гор, минералов, каменного угля, растительных и животных организмов.

Как ученый, государственный деятель, Ломоносов выдвигал следующие общественно-политические задачи: о размножении и сохранении российского народа; об истреблении праздности; об исправлении нравов, о просвещении народа; о исправлении земледелия; о исправлении и размножении ремесленных дел, художеств; о лучших пользах купечества; о лучшей государственной экономии; о сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Ломоносов был крупнейшим просветителем-патриотом середины 18 века, он один из первых стал читать лекции на русском языке, а создание им русского литературного языка и научного стиля способствовало распространению просвещения в России. Главный подвиг Ломоносова в области художественной культуры – поэтическое творчество и преобразование русского языка. Круг лингвистических интересов Ломоносова чрезвычайно широк: грамматика, нормы нового литературного языка, сравнительно-историческое изучение родственных славянских языков, работы по диалектологии, стилистика, поэтика художественной литературы, ораторское искусство, теория прозы и стихосложения. А.С.Пушкин так сказал о Ломоносове: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

В славяно-греко-латинской академии, где учился Ломоносов, риторику преподавал Порфирий Крайский, автор риторики. Он приучал учеников к овладению Демосфена, Цицерона, Плиния, Ливия, Тацита, Сенеки. Спасские школы был в то время центром литературной образованности. Именно эти превосходные знания позволили Ломоносову стать реформатором литературного русского языка и стиля.

Изучая риторику, Ломоносов учился строить речь по принципу наибольшего эмоционального воздействия на слушателя, чтобы поразить его воображение. В «Риторике» Ломоносов характеризует свою прозу сам. Высокая проза, по мнению Ломоносова, требует умения вести борьбу за душу адресата. Все риторики того времени ставили три задачи: учить; услаждать; поражать воображение. В ходе работы над «Риторикой» Ломоносов теоретически склонялся в пользу эмоционально-влияющего ораторского слова по сравнению с убедительно-логическим. Говоря об ораторе, Ломоносов утверждал, что тот должен обладать природным дарованием; быть ученым человеком; уметь подражать другим авторам; упражняться в сочинении; знать другие науки. В целом, «Краткое руководство к красноречию» построено по традиционному принципу, но объединяет в себе вопросы как «Общей», так и «Частной» риторик. Помимо рассуждений о способах построения и расположения материала в ораторской речи, Ломоносов говорит и о способах украшения речи, об изобразительно-выразительных средствах, а также и о том, каким стилем должна быть написана та или иная речь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных