Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ




Актуальность темы. Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, актуализировала вопросы развития профилактического направления в медицине в целом и в стоматологии в частности.

Доказано, что профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности основных стоматологических заболеваний (Хамадеева А.М., 2000;Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. 2006; Кузьмина Э.М., 2006; Леус П.А., 2008). Во всех развитых странах мира профилактическая работа осуществляется силами специального персонала со средним медицинским образованием – гигиенист стоматологический (Шевченко О.В., 2004). В странах, где осуществляются программы профилактики, стоматологическая заболеваемость снизилась в 2 - 4 раза, и дети в возрасте 12 лет имеют индекс КПУ, не превышающий 1,0 – 2,0 (Per Axelsson, 2004). Однако, в России с переходом на рыночные отношения реализация профилактических программ, полностью зависящих от государственного финансирования, оказалась невозможной (Клюева Л.П. и соавт., 2000; Морозова Н.В., 2001;Кузьмина Э.М., 2002; Маслак Е.Е. и соавт., 2004; Кисельникова Л.П., 2005; Кулаков А.А., Колесник А.Г., Шестаков В.Т., 2006; Авраамова О.Г., 2008).

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно - поликлинические учреждения для детей и взрослых;
стоматологические отделения и кабинеты лечебно - профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно - курортные учреждения (приказ МЗ РФ №33, 2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом- стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК) (Хощевская И.А., Кисельникова Л.П., и др., 2003; Западаева С.В.,2009).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Цель исследования - обосновать функциональные обязанности гигиениста стоматологического как основного исполнителя при реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах на основе клинической доказательности их эффективности.

Задачи исследования:

1. Определить роль гигиениста стоматологического в реализации профилактического направления стоматологической помощи в системе детских образовательных учреждений.

2. Оценить эффективность программ профилактики стоматологических заболеваний с участием гигиениста стоматологического, реализуемых в организованных детских коллективах.

3. На основе квалификационной характеристики специалиста «гигиенист стоматологический» определить его функциональные обязанности и возможный объём профилактической помощи при реализации программ профилактики в организованных детских коллективах.

4. Разработать табель материально-технического оснащения, учетно-отчетную документацию для школьных стоматологических кабинетов и медицинских кабинетов детских садов для реализации программ профилактики стоматологических заболеваний.

5. Разработать и внедрить образовательную программу профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» для работы в организованных детских коллективах.

Научная новизна

Впервые установлена эффективность программы профилактики в щколе с участием гигиениста стоматологического, при 5-ти летней реализации которой увеличивается частота здоровых 12 - летних детей в 5 раз и редукция прироста кариеса достигает 75%.

Впервые установлено, что эффективная работа гигиениста стоматологического в программах профилактики стоматологических заболеваний в школе снижает распространенность дентофобии у школьников и распространенность вредных привычек, нарушений функций дыхания, глотания, жевания, речи у дошкольников в ДДУ.

Впервые определены функциональные обязанности гигиениста стоматологического при работе в организованных детских коллективах, которые приводят к снижению лечебной нагрузки врача-стоматолога.

Впервые предложена и внедрена программа профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» для работы в организованных детских коллективах.

 

Научные положения, выносимые на защиту:

1. По данным обследования детей дошкольного и школьного возраста распространенность кариеса составляет 50-90 %, которая сопровождается низким уровнем гигиены полости рта, активно действующими факторами развития заболеваний (вредные привычки, нарушение функций дыхания, глотания, жевания, речи), что свидетельствует о необходимости широкого внедрения программ профилактики с участием гигиениста стоматологического в систему оказания стоматологической помощи детям в организованных детских коллективах.

2. Введение гигиениста стоматологического главным исполнителем программы профилактики в школе свидетельствует об эффективности программы, что подтверждается 75% редукцией прироста кариеса и увеличением в 5 раз (с 10% до 47,22%) числа здоровых 12-летних детей (с интактными зубами).

3. Реализация программы профилактики в ДДУ приводит к формированию знаний и умений по уходу за полостью рта у 95% детей, устранению вредных привычек, нормализации функций глотания, жевания, дыхания в 90% случаев в течение 1 года, что подтверждает эффективность работы гигиениста по контролю факторов риска стоматологических заболеваний у детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных