ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Другой комментарий к Ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Содержание понятия "совместное ведение" раскрыто не в самой Конституции, а в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определяется как сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ. Такое определение совместного ведения может навести на мысль о том, что Конституция и приведенный Федеральный закон предполагают осуществление Федерацией и ее субъектами некоего единого нормотворческого процесса применительно к сфере трудовых отношений. На самом деле Конституция в буквальном смысле не ведет речи о каком-либо действительно совместном нормотворчестве законодательных органов Федерации и ее субъектов в сфере трудовых отношений, потому что каждый законодательный орган фактически уполномочен творить трудовое законодательство самостоятельно, т.е. не совместно, а раздельно. Таким образом, каждый орган государственной власти реализует полномочия в сфере законотворчества вполне самостоятельно в рамках федерального или регионального законотворческого процесса. Это обстоятельство породило проблему разграничения нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов в сфере трудового законодательства, которая решается на основании ст. 6 ТК РФ. Статья 6 четко разграничила полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами на основе модели раздельного правотворчества в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Тем самым была внесена столь необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, а также устранена встречавшаяся ранее конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Основным приемом, используемым ТК РФ для разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в нормотворческой сфере, является установление в ч. 1 ст. 6 ТК РФ исчерпывающего перечня полномочий Российской Федерации, которые образуют в совокупности исключительную нормотворческую компетенцию Федерации в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Конкретные полномочия, наполняющие данный перечень, отобраны по двум признакам: а) фундаментальности проблемы, которая решается принятием закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права; б) специфики предмета правового регулирования. С позиции фундаментальности проблемы, которая решается принятием законов и иных нормативных правовых актов, в компетенцию Федерации включены полномочия по установлению: а) основных направлений государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений; б) основ правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений; в) основ социального партнерства; г) принципов осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С точки зрения специфики предмета законодательного регулирования к ведению Федерации отнесены, к примеру, полномочия по регулированию: а) обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); б) порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; в) порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; г) порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; д) особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и др. Реализация полномочий Федерации, включенных в перечень, приведенный в ч. 1 ст. 6 ТК, призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории России. Необходимость в этом объясняется потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Иначе говоря, общее экономическое пространство страны требует единого правового поля, ставящего всех участников экономической и трудовой деятельности в принципиально равное положение. 2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ управомочены осуществлять нормотворчество по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений сконструирована по остаточному принципу. По общему правилу они уполномочены осуществлять правотворчество только в той области, которая находится за пределами сферы соответствующих правотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому осуществление данного правотворчества связано еще рядом ограничений. В частности, все региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не должны ухудшать положения субъектов трудовых и связанных с ними отношений в сравнении с федеральным законодательством, равно как не должны и иным образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6), и вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Соответственно этим требованиям нормотворческая ниша субъектов РФ образуется за счет: учета региональных особенностей рынка труда, т.е. в сфере занятости и трудоустройства местного населения; определения правового положения государственных служащих субъекта РФ, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления (за исключением тех вопросов, решение которых в силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ относится к компетенции Федерации); организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта РФ, определения величины регионального прожиточного минимума и соответствующего ему уровня минимальной оплаты труда работников в регионе; более тщательной проработки механизмов осуществления трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и введения дополнительных гарантий их реализации; создания новых региональных правовых институтов (например, в сфере дополнительных форм социального партнерства, осуществляемого на региональном уровне). 3. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять и во всех иных сферах так называемое "опережающее" нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним. 4. В ч. 4 ст. 6 ТК РФ законодатель еще раз обратился к вопросу о юридическом верховенстве Трудового кодекса и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), признавая неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все региональные нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству, либо снижающие федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|