ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Другой комментарий к Ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации1. Одной из главных задач современного социального правового государства в сфере трудовых отношений является запрещение применения труда малолетних работников и ограничение применения труда несовершеннолетних. Одним из первых актов созданной в 1919 г. МОТ были конвенции, устанавливающие минимальный возраст для работы в промышленности и других отраслях хозяйства. 2. В настоящее время российское трудовое законодательство регулирует вопрос о минимальном возрасте, с которого допускается применение труда в рамках трудовых отношений, на основании Конвенции МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу от 6 июня 1973 г. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. N 8955-IX. 3. В соответствии с Конвенцией каждый член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков (ст. 1). Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования - не ниже 15 лет (ст. 2 Конвенции). Законодатель, руководствуясь положениями ст. 2 Конвенции, установил в качестве общего правила 16-летний минимальный возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ч. 1 ст. 63). В то же время возможно заключение трудового договора с лицами, достигшими 15-летнего возраста, в тех случаях, когда они либо получили к этому возрасту основное общее образование, либо оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" общее образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19). Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. Вместе с тем требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. С согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. 3. В соответствии с Конвенцией МОТ N 138 (ст. 7) национальным законодательством или правилами может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая: а) не кажется вредной для их здоровья или развития; и б) не наносит ущерба посещаемости школы, их участию в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной ориентации, или подготовки или их способности воспользоваться полученным обучением. Как следует из содержания ч. 3 ст. 63, трудовой договор с лицами, достигшими 14-летнего возраста, может быть заключен при наличии следующих условий: подросток обучается в учреждении общего образования и работа выполняется в свободное от учебы время; трудовой договор заключается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения; имеется согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства. 4. Вопрос о том, соответствует ли здоровью подростка труд, поручаемый ему в силу заключаемого трудового договора, решается с учетом двух факторов - субъективного и объективного. К объективному фактору относятся характеристики самой работы. Все те работы, выполнение которых запрещено лицам, не достигшим 18 лет (см. п. 10 комментария к данной статье; см. также ст. 265 ТК РФ и комментарий к ней), противопоказаны и подросткам в 14-летнем возрасте. Вместе с тем виды работы, которые не запрещены для лиц в возрасте до 18 лет, а также нормы выработки должны быть уточнены для подростков более младшего возраста. Субъективным фактором является состояние здоровья работника. Оценка состояния здоровья подростка осуществляется медицинским органом и подтверждается медицинским заключением (о медицинском осмотре (обследовании) при заключении трудового договора см. ст. ст. 69, 266 ТК РФ и комментарий к ним). 5. Работодатель, заключивший трудовой договор с подростком, достигшим 14 лет, обязан таким образом организовать его труд, чтобы он не нарушал процесса обучения. Прежде всего работодатель обязан обеспечить соблюдение норм законодательства о труде в части продолжительности рабочего времени (см. ст. 92 ТК РФ и комментарий к ней), предоставления гарантий и компенсаций в связи с обучением (см. статьи гл. 26 ТК РФ и комментарий к ним). Режим труда и отдыха подростка должен быть организован таким образом, чтобы он мог нормально посещать образовательное учреждение. 6. Конвенция МОТ N 138 устанавливает, что компетентный орган власти, после консультаций с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, может путем выдачи разрешений, допускать в отдельных случаях исключения из запрещения приема на работу по найму или на другую работу для таких целей, как участие в художественных выступлениях. Выдаваемые таким образом разрешения ограничивают продолжительность рабочего времени и устанавливают условия, в которых может выполняться работа по найму или другая работа (ст. 8). Часть 4 ст. 63 ТК РФ конкретизирует данное положение Конвенции. Во-первых, определяет круг учреждений, в которых допускается применение труда малолетних (организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки). Следует предположить, что указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен, например, за счет включения в него учреждений, осуществляющих подготовку радио- и телевизионных программ. Во-вторых, уточняется круг работ, для выполнения которых может быть использован труд подростков (создание и (или) исполнение (экспонирование) произведений). В-третьих, устанавливается круг лиц и порядок получения их согласия на заключение трудового договора с подростком. В силу ч. 4 ст. 63 ТК РФ для заключения трудового договора требуется согласие одного из родителей и разрешение органа опеки и попечительства, причем получение такого согласия возможно при условии, если работа не нанесет ущерба здоровью и нравственному развитию подростка. 7. Закон требует получения согласия одного из родителей на заключение трудового договора с подростком в возрасте до 15 лет, т.е. согласие одного из родителей является достаточным основанием для заключения договора. В то же время, если имеется согласие одного из родителей, но второй возражает против заключения трудового договора, по смыслу ст. 63 ТК РФ трудовой договор не может быть заключен. В связи с этим возникает вопрос: насколько юридически значимыми являются возражения одного из родителей против заключения трудового договора в случае, когда с согласия другого родителя договор уже заключен и вступил в силу (например, родитель, утверждая, что его своевременно не поставили в известность о предполагаемом заключении трудового договора, требует расторгнуть его или признать недействительным)? Поскольку закон не дает ответа на поставленный вопрос, целесообразно, когда это возможно, при заключении трудового договора с подростком в возрасте до 15 лет принимать во внимание мнение обоих родителей. 8. Закон не устанавливает формы получения согласия одного из родителей на заключение трудового договора с подростком, поэтому оно может быть выражено как письменно, так и устно. Приемлемой, однако, представляется письменная форма. Согласие может быть зафиксировано либо в виде отдельного документа, либо в трудовом договоре. Новацией действующего законодательства является указание на то, что при заключении в установленном порядке трудового договора с малолетним работником не просто требуется согласие одного из родителей (опекуна), трудовой договор подписывается от имени работника родителем (опекуном). Введение данного правила свидетельствует о том, что законодатель допустил возможность возникновения множественности лиц на стороне работника. Значение этого феномена еще предстоит осмыслить и апробировать на практике. Во всяком случае, это может означать, что фактом подписания договора родитель (опекун) не только принимает те условия, которые возлагаются на стороны, но и приобретает возможность выполнять функции работника как субъекта права в рамках как трудового отношения, так и всех других отношений разной отраслевой принадлежности, в которые вступает или вступит в будущем данный работник. При этом, естественно, предполагается, что все юридически значимые действия, совершенные родителем как стороной трудового договора, и вытекающие из них права и обязанности являются действительными лишь при условии, если они осуществляются в интересах малолетнего работника. 9. В соответствии с ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст. 34). Рассматривая вопрос о даче согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним, работники органов опеки и попечительства вправе в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Поскольку органы опеки и попечительства выполняют функцию тех органов власти, о которых говорится в ст. 8 упомянутой Конвенции МОТ N 138, то, давая согласие на заключение трудового договора с малолетними работниками, они тем самым могут не только контролировать условия применения их труда, но и ограничивать продолжительность рабочего времени, а также устанавливать иные условия, в которых может выполняться работа. В связи с этим следует обратить внимание на то, что законодатель применяет для обозначения такого правомочия органа опеки и попечительства не термин "согласие", а термин "разрешение". Последнее предполагает не только согласие на заключение трудового договора с малолетним работником, но и наличие условий, при которых это возможно (продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа). 10. В силу ст. 3 Конвенции МОТ N 138 минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, способной по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Трудовой кодекс предусматривает систему норм, направленных на реализацию указанного принципа (см. ст. ст. 265, 282, 298, 342 ТК РФ и комментарий к ним). Лица, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть приняты на государственную должность государственной службы, муниципальную должность муниципальной службы, работу в ведомственную охрану. В соответствии со ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности могут заключаться с лицами, достигшими 18 лет. Следовательно, само по себе правило, в силу которого указанные договоры заключаются лишь с лицами, достигшими 18 лет, не исключает возможности заключения трудового договора с лицами более младшего возраста, однако при этом такие работники будут нести материальную ответственность на общих основаниях, а не полную на основании договора о полной материальной ответственности (см. ст. ст. 242, 244 ТК РФ и комментарий к ним). В ряде случаев более высокий возраст, чем предусматривается общей нормой ст. 63 ТК, необходимый для заключения трудового договора, устанавливается в законодательстве косвенным образом: закон связывает достижение определенного возраста с возможностью не заключения трудового договора, а получения определенного специального права, наличие которого, в свою очередь, позволяет заключить трудовой договор с работником. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами - лицам, достигшим 16-летнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим 18-летнего возраста; автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим 20-летнего возраста; составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста. Аналогичного характера косвенные ограничения минимального возраста устанавливаются и для ряда других категорий работников (педагогов, врачей, работников прокуратуры и т.д.). 11. Статья 63 ТК РФ регулирует лишь минимальный возраст, по достижении которого возможно заключение трудового договора. Однако законодательство предусматривает случаи, когда заключение трудового договора для выполнения определенных работ исключается в связи с превышением данным лицом предельного возраста (см. ст. 64 ТК РФ и комментарий к ней).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|