Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества.




Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической, детской и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев.

!!! О самоценности детства (вызывает трудности при ответе на этот вопрос ГЭК).

Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к проблеме самоценности детства. При этом многие идею о самоценности детской жизни и детской личности воспринимают как новую, оригинальную и передовую. Между тем она имеет длинную историю. Согласно Ф.Арнесу (1973) взгляд на ребенка как на специфическое, наделенное особым менталитетом и вследствие этого – привилегированное существо постепенно вселяется в общественное сознание уже в ХV-ХVI вв. В педагогике, как известно, идея самоценности детской жизни и детской личности провозглашалась, начиная с Ж.Ж.Руссо; в последствии она получила свое развитие в русле «теории свободного воспитания» (К.Н.Вентцель и др.). Значимый вклад в становление, развитие идеи самоценности детства внес замечательный польский врач и педагог Я.Корчак, воплотивший её не только в печатных работах («Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правда жизни» и др.), но и непосредственно в своей педагогической деятельности, взаимодействии с детьми.

В числе сыгравших существенную роль в распространении, утверждении идеи самоценности детства в первой половине минувшего века такие широко известные психологи в области детства как А.Валлон и П.Блонский. Уже в первой своей книге, посвященной проблемам дошкольного детства («Введение в дошкольное воспитание» (1915г.) П.П.Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание – естественный рост душевных сил ребенка, которые сообразуются с природными задатками ребенка». Он настаивал на том, что ребенок должен быть воспитываем как ребенок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всем своем объеме. «Мы должны,- убеждал талантливый и прозорливый ученый, - в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».[1]

Эти мысли перекликаются с концепцией амплификации (обогащения) детского развития, предложенной А.В.Запорожцем. Суть её в том, что каждый возраст имеет свою специфическую, непреходящую абсолютную ценность для развития индивида, вносит особый вклад в становление личности. Автор данной теории, крупный, глубоко небезразличный к судьбам детей психолог выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития. Здесь представляется, как нам кажется, уместным обратиться к работам самого А.В.Запорожца. Уже в 1973 году, обсуждая вопросы воспитания и обучения старших дошкольников на страницах журнала «Советская педагогика», А.В.Запорожец обращает особое внимание на то, что в каждом возрасте «ребенок оказывается особо чувствительным, сензибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».[2] Идеи о возрастной сензитивности, самоценности детства, его особой роли в развитии человека А.В.Запорожец развивает в ряде последующих работ. К концу 70-х годов на основе их, а также исследований, осуществленных под его научным руководством, создается концепция амплификации развития. Впервые целостно она была представлена в выступлении ученого, посвященному роли дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности, на объединенной сессии общих собраний Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР «Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР» (1978 г.). Согласно данной концепции при организации дошкольного воспитания «необходимо, во-первых, учитывать не только то, что ребенок данного возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него требует; во-вторых, предусматривать, при каком режиме работы и при использовании какого рода специфических для данного возраста видах детской деятельности наиболее успешно усваиваются новые знания и формируются новые физиологические и психические функции; в-третьих, необходимо сосредоточивать усилия на воспитании прежде всего тех ценнейших человеческих качеств (например, наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям и т.д.), которые наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве и войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности».[3]

Интерес к этим идеям, их широкому признанию в немалой степени способствовало (и способствует!) то, что в научной школе А.В.Запорожца в конце 70-х – начале 80-х годов изучение психического развития всё чаще стало осуществляться как процесс саморазвития, спонтанного саморазвертывания внутренних противоречий деятельности ребенка с позиций культурно-исторического подхода. Как справедливо заметил В.Т.Кудрявцев, именно через понимание саморазвития как всеобщей формы детского развития идея самоценности детства получила в работах А.В.Запорожца и его школы содержательное накопление. В настоящее время все большее признание получают высказанные в тот период идеи о необходимости сведения воедино двух положений, традиционно рассматриваемых как антитезы: общественно-исторической детерминации психики ребенка и её самодетерминации, в которой обнаруживает себя креативная тенденция детского развития. Эта идея основывается не только на трудах А.В.Запорожца. … Обратимся к такому специфически детскому виду деятельности как художественная. Успех в ней, ведь, в немалой степени зависит от использованных ребенком средств выразительности. В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они овладевают выразительными средствами различных доступных им художественных направлений, усваивают социальный опыт и применяют его в своем творчестве. «Ребенок, - отмечает известный специалист в области детской и педагогической психологии В.С.Мухина, - присваивает выразительные средства также, как всю духовную культуру общества, в котором живет». Есть немало оснований присоединиться к позиции тех современных психологов, которые считают, что «врастание в культуру» (Л.С.Выготский) или «инкультурация» (М.Мид), творчество и саморазвитие – не разнонаправленные векторы детского развития (и даже не «различные стороны одного целого»), а один.

В решении проблемы самоценности детства в последние годы включается всё большее число исследователей. В числе их – известный российский психолог, академик В.П.Зинченко, считающий, что богатство возможностей на первых ступенях развития создает условия свободного развития, поиска и нахождения себя в материале, преодоления материала и преодоления себя в тех или иных формах деятельности и общения. По своей значимости и по своей гениальности, детство каждого отдельного человека, по его мнению, можно сравнить с детской порой человечества в целом. «И то другое детство – это пора открытия множества миров, вхождения в них, начало построения своих собственных миров, которые мы несем в себе всю нашу дальнейшую жизнь не можем от них избавиться (даже при содействии психоаналитика)». (Зинченко В.П. Детство ценность, а не объект проектирования и воспитания //Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В.Запорожца. М. 2005, с.24. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребенка, его разностороннему и гармоническому развитию. Тем самым – и обеспечению готовности его к школе, к переходу на следующую возрастную ступень – младшего школьника.

Идеи о самоценности детства сегодня нередко звучат на научных форумах, конференциях, семинарах. Вот и на прошедшей в Москве Международной юбилейной научной конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В.Запорожца, проблема самоценности детства была в центре внимания. Абсолютные ценности Детства и Образования были названы на конференции как основные, требующие особого внимания и заботы.

В Республики Беларусь идею о самоценности детства развивают в своих трудах Е.А. Панько (ее книга так и называется «Детство как самоценность»), Я.Л. Коломинский А.Н. Белоус и мн.др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных