Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ




КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА

1.1. ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»?

«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспи­тания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нуж­ны не только родителям детей «группы риска» или про­блемным семьям. Они необходимы каждой семье на опреде­ленном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания «воспитание родителей» позволяет сде­лать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и обра­зом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родите­лей, которые способны обеспечить ему разностороннее раз­витие и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного обще­ства. Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспи­тание родителей», так как оно означает накопление и осво­ение необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены.

Следовательно, воспитание родителей — это прежде всего накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семей­ной консультации по вопросам семьи и брака, которые яв­ляются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми (табл^ 14). Воспитание родителей в большей степени — просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека*.

Таблица 14

Содержание и сфера употребления термина «воспитание родителей»

В понятие «воспитание родителей» входит В понятие «воспитание родителей» не входит
Усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию. Приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых на­выков. Деятельность, опирающаяся на убеж­дения, что определенные знания помо­гут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить. Ориентация на поставленные задачи Психотерапия для родителей. Консультации по вопросам брака и семьи или семейная терапия. Помощь родителям в их освобождении от комплексов. Ориентация на рассмотрение проблем взаимоотношений между людьми

При этом под функциями воспитания детей подразумева­ется создание определенных взаимоотношений между роди­телями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определен­ного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означа­ет создание таких условий, при которых его физиологичес­кие, эмоциональные и интеллектуальные потребности бу­дут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Вос­питание родителей должно прежде всего помочь им приоб­рести уверенность и решительность, увидеть свои возмож­ности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных концепциях воспитания родителей ставятся раз­ные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интел-

* Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. С. 14.

лектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.

Общим для всех программ по воспитанию родителей яв­ляется стремление расширить самостоятельность при реше­нии ими разных задач во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ре­бенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей осно­вывается, во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образован­ных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

Следовательно, необходимость воспитания родителей мож­но обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и се­мьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав се­мьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных