Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ПЕДАГОГА




Педагогу гораздо сложнее разобраться в своих личност­ных проблемах и справиться с ними, чем совершенство­ваться в той или иной профессиональной области. Тради­ционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учи­теля «сильного» типа личности привели педагога к закры­тости, неискренности и другим способам защитного и ком­пенсаторного поведения. Сложившийся в педагогической культуре менталитет педагога не позволяет ему думать о себе как некомпетентном в каких-то сферах, имеющем право на ошибку, уязвимом, слабом, нуждающемся в пси­хологической поддержке и помощи не только со стороны психологов, но и собственной семьи, и собственных вос­питанников, учеников. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании куль­тивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами само­релаксации.

Психотехнические игры и упражнения, которые мо­жет использовать психолог, помогая педагогам справить­ся с обстоятельствами, направлены на достижение двух целей (Самоукина Н.В., 1993). Во-первых, они способству­ют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо пси­хотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на раз­витие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания. Регулярное выполнение педагогом психотехнических игровых упражнений помо­жет ему правильно ориентироваться в собственных пси­хических состояниях, адекватно оценивать их и эффек­тивно управлять собой для сохранения и укрепления соб­ственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно, в паре с другим педагогом, под руковод­ством психолога педагог может практиковать такие игры на уроках, переменах, в специально отведенное время. Необ-

ходимо выработать у педагога привычку к психотехничес­ким действиям, сформировать потребность в психологичес­кой стабильности и внутреннем порядке.

Применяемые игры условно делятся на пять типов: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения и игры-коммуникации.

Игры-релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситу­ациями, важным условием сохранения и укрепления пси­хического здоровья работника выступает его умение вовре­мя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2—5 мин, затраченных на выполне­ние психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабиль­ности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищаю­щий психику и способствующий быстрому и эффективно­му отдыху.

Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дере­во», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Кни­га», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я — ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я — резервуар».

Адаптационные игры

Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, кани­кул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала за­нятий и в первые минуты после начала занятия. При этом используются игры «Фокусировка», «Дыхание», «Психо­энергетический зонтик», «Распределение внимания», «Пе­реключение внимания», «Животное», «Эмоция».

Игры-формулы

Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при под­готовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариа­ции и отступления в виде выбора стиля формул, слов, дли-

тельности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формули­ровки самоприказа. Тексты формул самовнушения состав­ляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь». Для оперативного пользования формулой жела­тельно иметь короткий текст. Большое значение имеет нача­ло формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула само­внушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и со­стоянием сосредоточенности. Используются утренние и ве­черние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на умень­шение напряжения, снятие волнения и усталости, восста­новление сил.

4. Игры-освобождения

Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужен-ностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряжен­ности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объектива­ция эмоционально отрицательного состояния, выбрасыва­ния его вовне и тем самым избавление от него.

Существует несколько форм децентрации: ролевая, ин­теллектуальная, коммуникативная. Первая связана с пере­воплощением человека в другой предмет, например в дере­во; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например видеокамера; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой — хороший. Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеока­мера», «Плохой — хороший», «Мой враг — мой друг».

Игры-коммуникации

Для успешного выполнения педагогической деятельнос­ти воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной прак­тике часто происходит смещение позиций и нарушение правил

общения. Позиционные игры способствуют формированию у педагогов внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения. Игровые упражне­ния: «мышечная броня», «маска релаксации», «давление», «поставь себя на место другого», «монолог с двойником», «нейтрализация», «равенство», «взаимодействие», «Я—пе­дагог», «Я—жена», «Я—мать», «анонимный список претен­зий», «ревизия» и др. Эти упражнения направлены на опти­мизацию отношений педагога с учащимися, коллегами, родителями и собственной семьей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных