ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V». ПОЭТОМУ ВаЖНО ВЫЯСНЯТЬ ЗапрОС, С КОТОРЫМ ОНИ ПРИХОДЯТ - . х-г- j г г jна обследование чтобы логопед достаточно четко представлял себе причину появления этих проблем — клиническую форму речевой па- ем эти тесты на тот период, когда между ребенком и специ- тологии: дислалию, дизартрию, ринолалию, моторную алалию. алистом установятся доверительные отношения1. Обследо- При каждой из них звуковая сторона речи страдает специфи- вание лучше проводить, не прибегая к зондам и шпателям, ческим образом. Перед тем как осмотреть ротовую полость ребенка, руки не- Определить клиническую форму патологии возможно обходимо тщательно продезинфицировать, завершив дезин- только при обнаружении конкретных диагностических при- фекцию протиранием рук спиртом. Разумеется, у логопеда знаков, обуславливающих появление недостатков звукопро- должны быть коротко подстрижены ногти, отсутствовать на изношения. них лак. Одной из причин могут быть отклонения или дефекты в В первую очередь необходимо изучить состояние двигатель- строении артикуляционного аппарата. Строение органов ных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявля- артикуляции имеет достаточно высокую вариабельность в ется небольшое количество упражнений, направленных на пределах физиологической нормы. Ребенок, овладевая фо- принятие позы, переключения с одной позы на другую, удер- нематической системой языка в онтогенезе, ориентируется, жание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается прежде всего, на акустическое соответствие своей речи ре- на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, чевому социуму. Высокий уровень компенсаторных возмож- щеки, язык, нижнюю челюсть, мягкое небо. Особое внимание ностей в раннем дошкольном возрасте позволяет это еде- уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в лать достаточно успешно независимо от индивидуальных произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесе- особенностей строения органов артикуляции. Однако неко- нии сохранных звуков. торые отклонения в строении артикуляционного аппарата Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне могут препятствовать формированию правильного звукопро- непроизвольных движений — имитации витальных артику- изношения. ляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как Другой причиной может быть нарушение двигательных кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем, Некоторые данные о возможных причинах недостаточно- инструкции, т. е. на осознанном уровне. Полученные данные сти звукопроизносительной стороны речи логопед получает в выполнения движений сопоставляются, за ребенком. Наличие рубцов губы после операции, усиленной 5-7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выраже- выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество ние лица ребенка и др. — это признаки, которые могут послу- повторений упражнения при его многократном воспроизведе- жить пусковым моментом для углубленного исследования нии составляет 4-6 раз. функции артикуляционного аппарата. i Расположение стакана с зондами и шпателями непосредственно Немногие дошкольники позволят вам при первом зна- перед глазами дошкольника приводит к развитию у него чув- комстве осмотреть их ротовую полость (эта процедура напо- ства тревоги. Поэтому данный инструментарий производит хо- минает им о визите к стоматологу), поэтому мы откладыва- рошее впечатление на родителей и плохое — на дошкольника. Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой Как правило, обследование начинается с того, что детям артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточ- предъявляются для отраженного проговаривания ряды сло- нения заключения логопед должен предложить ребенку уп- гов, содержащие оппозиционные согласные, которые они уме- ражнения для выявления состояния двигательных функций ют произносить. Для детей младше 5-5,5 лет предлагается мимических мышц: «Покажи, какой ты сердитый, какой кис- прослушать и воспроизвести 2 слога, детей старше 5,5 лет — лый лимон, ты удивлен» и др. три. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть развития речи ребенка, строение органов артикуляции. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее ча- Для этого попросите ребенка широко открыть рот. Ребе- ст0 страдают на письме, противопоставленные по признакам: чие субмукозной расщелины или для обследования послеопе- * мягкость - твердость (на примере носовых согласных «м'», рационного шва при открытой ринолалии). В ряде случаев «м»), могут потребоваться дополнительные клинические данные * место образования (на примере взрывных «б», «д»); специалистов (ортодонта, отоларинголога, рентгенолога и др.). * место и ™осо6 образования (на примере аффрикат «ц», Порекомендуйте родителям пройти консультации врачей, «ч»,щ»). прежде чем вы сможете сделать окончательное заключение о В обследование включаются прямые слоги, в которых пред- пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования. 1 Фонематическое восприятие Тестирование проводится в виде игры. Ребенок садится W г таким образом, чтобы ему не было видно артикуляции логопе- На схеме (приложение 2) этот раздел выделен особо. Фо- да. Если при обследовании ребенок видит лицо говорящего, то приятия является обязательным разделом обследования В случае появления затруднений проводится специаль- ния ошибок. С этой целью условия предъявления материала При заполнении протокола и речевой карты логопед отме- могут быть изменены по нескольким параметрам. Например, чает все пары> которые ребенок различает недостаточно четко, если это возможно, уменьшено количество слогов в ряду до и усЛовия, способствующие повышению качества различения, двух; изменена екорость, громкость произнесения; увеличен если они есть. уровень контроля и мотивации. Влияние этих факторов на у деТей предшкольного возраста состояние фонематиче- качество воспроизведения рядов может свидетельствовать о ского анализа изучается через возможность услышать нали- несформированности произвольной деятельности у ребенка. чие (отсутствие) звука в слове. Ребенку предлагается класси- Неизменно плохое качество воспроизведения, как правило, фицировать материал с точки зрения наличия в слове того указывает на несформированность фонематического слуха или иного звука. При этом может изучаться возможность вы- первичного генеза. деления одного звука или пары, как правило, оппозиционных При грубо выраженных недостатках различения оппози- звуков, Для детей, имеющих отклонения в формировании произ- разрешается проговаривать вслух названия картинок, прежде носительной стороны речи видоизменяется набор оппозици- чем он определит, к какому классу оно относится. В этом онных звуков. Наряду с вышеперечисленными парами детям задании реализуется сочетание артикуляторных кинестезии предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые и слуховых образов слов. пропускаются, смешиваются и заменяются в их собственной Более простое для ребенка совместная работа с логопе- речи. Поэтому в задание может включаться различение свис- дом* Ребенок берет картинку в руки, ее название сначала четко тящих и шипящих звуков, рил. Кроме того, внимательному проговаривает логопед, а затем проговаривает ребенок, после изучению подвергается более широкий спектр звуков, проти- чего пытается определить место данного слова в классифика- вопоставляемых в русском языке по признаку звонкости - «ии- В этом тесте активизируется речеслуховой и речедвига- глухости (б — п, в — ф, с — з, ш — ж и другие, а также их тельный анализаторы. мягкие варианты), по признаку мягкости - твердости, по ме- ПРИ Дальнейшем упрощении задания ребенку предлага- сту и способу образования. Такое подробное изучение необхо- ется матеРиал Для аудирования: он слушает вербальный ма- димо, чтобы специалист осознавал, насколько дефекты произ- териал и с °ом°Щью условного знака (хлопок руками, подпры- . гивание на месте, указание на материализованную опору) от -, - мечает те слова, в которых слышит заданный звук, строил коррекционную работу адекватно дефекту ребенка, с __ ■ ^ J -, „ Наконец, аналогичное задание, направленное на выявле- целью предотвращения проблем формирования письменной ■ • „ 7 ч „ j--*- ние дефектной модальности (анализатора), предполагающее речи в дальнейшем. JT „ \ *- / ^ «—* наиболее низкий уровень сложности: ребенку предоставляет- ся возможность отраженного проговаривания предлагаемых • при проведении обследования письменной речи часть лингвистических единиц, прежде чем он решит проблему его может быть проведена фронтально в подгруппе или наличия заданного звука в слове1. в классе. Полнота и развернутость обследования зависит от запроса ^ родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребен- Щ Обследование речи Младших школьников ка. В наиболее полном и развернутом виде процедура обсле- W' дования представлена на схеме (см. приложение 3). Так она Процедура обследования школьников отличается от про: проводится в том случае, когда запрос сформулирован следу- цедуры обследования речи дошкольников по нескольким по- ющим образом: «Не успевает по программе русского языка и/ казателям: или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учи • в обследование включается большой блок заданий, направ- Таким образом на первый план выдвигаются проблемы рованное нарушение звукопроизношения в виде пропуска Диагностический этап начинается с наиболее сложных • обследование включает меньшее количество игровых за- но к процедуре обследования, необходимо установить контакт ная деятельность (или ее начатки); Установление контакта начинается с представления. Не • поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, ус- надо ждать от ребенка, когда он назовет свои фамилию и имя. ложняется и расширяется языковой материал;' Логопед должен представиться сначала сам, а потом поинте- • в ходе тестирования возможно использование той лингви- ресоваться именем ребенка. Не забывайте улыбаться, обраща-стической терминологии, которая была изучена к моменту ясь к ребенку, смотреть на него, а не в медицинскую карту или обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окон- его тетради. Доброжелательный тон, спокойная обстановка по-чание, гласный, согласный звуки и др.); могут уменьшить тревожность ребенка, снизить уровень его • часто необходимо установить уровень овладения школь- беспокойства. Ведь школьники достаточно взрослые люди, ником учебной программой, например, по русскому языку, чтобы осознавать свои.проблемы (речь идет, прежде всего, о чтению и математике; • s детях с сохранным интеллектом). Поход к логопеду дети рас- ~ сматривают как экзамен, на котором будут выискивать их не- 1В предшкольном возрасте в ряде случаев проводится проверка „ s ■ , f«j *-«- достатки. Да и кому приятно, проходить обследование по пово- уровня сформированности предпосылок готовности к обучению " ". „ п т-Г * ™™„„™,~ т> ~„«„„ ™„т__, „™_ „„ „~к™ ^„^ „„„„„^,„„„ „„„ ДУ неудач в своей деятельности? Поэтому необходимо с пер- грамоте. В работах разных авторов набор этих предпосылок мо- ■ **J J ^. J " ** жет значительно отличаться. Поэтому мы советуем вам следо- вых шагов Убедить ребенка, что логопед — союзник, что вать советам того автора, чьей классификации дислексии и дис- обследование нужно, чтобы помочь ребенку, а не для того, что- графий вы пользуетесь. Что же касается диагностики уровня бы с лупой выискивать отдельные дефекты и недочеты. владения навыками элементарного звукового анализа, то на.этом Поэтому после того как вы представились, попытайтесь мы остановимся в последующих разделах. объяснить цели обследования. Например, это может звучать следующим образом: «Я, знаю, что у тебя есть проблемы с чте- мер описать какой-либо случай из жизни (как провел канику- Ученика 3-4 классов можно попросить самостоятельно номить время обследования, но и стимулирует активность са- сформулировать проблему. мого ребенка. Кроме того, ограничение объема позволяет нам В ходе беседы наряду со слабыми сторонами необходимо оценить умение ребенка планировать и равномерно распреде- выяснить и сильные стороны ребенка: какие предметы он лять информацию. Ребенку предоставляется возможность вы- любит, когда и сколько пятерок он получил, какие у него есть полнить эту работу полностью самостоятельно без подготови- увлечения и достижения. тельной работы. Поэтому на время написания можно изолиро- Во многих методических рекомендациях в качестве воп- вать ребенка в отдельной комнате и в это время продолжить росов для беседы, направленной на выяснение кругозора ре- беседу с мамой или изучение работ ребенка. Если вы решили бенка, предлагаются вопросы типа: оставить ребенка в своем кабинете, то вы не должны общать- — Где ты живешь?, ся с матерью или на глазах ребенка изучать его тетради. Эти — Как зовут твою маму? действия могут его отвлекать, что в результате приведет к — Как зовут твоего папу? И т.д. недостоверным данным. Ряд детей, особенно те, кто постарше, воспринимает эти Когда работа готова, обязательно предложите ребенку еще вопросы, мягко говоря, с удивлением. Поэтому их удобнее за- раз проверить ее самостоятельно и только после этого присту- давать в формализованном стиле, например как необходимый пайте к совместной проверке. Совместная проверка написан- набор сведений для заполнения данных в речевой карте. В ного представляет очень много данных об уровне теоретиче- результате совместной деятельности по заполнению докумен- ский и практической грамотности ребенка, способах его дея- тации формируются предпосылки для организации совмест- тельности по самопроверке, способах чтения письменного текста ной работы по выявлению особенностей и механизмов рече- и наличия учебной произвольной деятельности у ребенка, вых недостатков. На основании данных, полученных при изучении письмен ИИ Письменная речь решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования. ™, Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть В обследование входят письмо и письменная речь (про- обусловлены несформированностью устной стороны речи, не- дуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный обходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как языковую компетенцию в этой сфере. правило, оба. Поскольку в подавляющем большинстве случа- Если у ребенка недостатки письма обусловлены недоста- В начале обследования логопед предлагает ребенку вы- зом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий полнить небольшую творческую письменную работу, напри- методиками психологического и нейропсихологического тес- тирования, либо психолог, также владеющий этими методика- чтобы было затруднено дальнейшее чтение. Такой механиче- ми. Поскольку изолированные формы недостаточности пись- ский способ указания снижает эмоциональную нагрузку поис- ма встречаются редко, есть смысл в совместном консультиро- ка и исправления ошибки, позволяет ребенку почувствовать вании логопедом и психологом школьников с проблемами себя комфортнее, не испытывать чувства, что к нему «приди- письменной речи. раются». Если в процессе анализа письменных работ был обнаруже- После первого прочтения просим ребенка просмотреть ны ошибки, обусловленные несформированцостью языковых текст еще раз и подготовиться к пересказу. Ребенок готовится средств устной речи, необходимо провести углубленное обсле- самостоятельно (или делает вид, что готовится). Затем его дование письменной речи. В качестве дополнительных тестов просят рассказать, что он прочитал. можно использовать различные виды записи, способствующие Таким образом, логопед обследует технику чтения и про- Как правило, нарушения письма и чтения выступают в качество пересказа, как связного текста (это, скорее, относится комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объему к качеству устного рассказывания), сколько то, какой уровень письменных работ можно предложить для чтения текст. значения текста ребенок понял й каким образом он выделяет Для обследования отбирается небольшой по объему не- ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста, пользовать учебник по чтению, но взять еще не изученный логия, общий смысл и скрытый смысл текста. Фактология рассказ, немного забежав вперед по программе обучения. Текст включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнако- оценок этих событий, содержащихся в тексте. Общий смысл мыми словами. Размер шрифта должен соответствовать раз- текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст меру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для уче- и что об этом сообщается нового, интересного. Скрытый смысл ника первого класса подбирается текст с иллюстрациями. или подтекст — это скрытое внешнее содержание текста, ино- Сначала необходимо дать ученику некоторое время на под- сказание, идея, заложенная автором (для чего этот текст напи- готовку к чтению, настроить его на предстоящую работу. По- сан, почему этот текст написан, чему учит этот текст). Особен- просите ребенка, прежде чем читать вслух, глазами просмот- но яркое расхождение между фактологией, общим содержа- реть текст и, если что-либо непонятно, дать нам вопросы. Пе- нием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, причт, ред чтением вслух необходимо обязательно дать установку на басен. При всей своей внешней простоте они сложны для ана- уровень восприятия текста. Как правило, первый раз мы про- лиза детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребе- сим ребенка просто прочитать текст. нок может производить на уровне своего возраста и своего В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чте- понимания мира. ния, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребен- При попытке анализа содержания текста мы наблюдаем ка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в различные проявления его непонимания: том случае, если они, по нашему мнению, могут повлиять на • т, «тт • отсутствие соотнесения текста и денотатного плана (текст понимание прочитанного. Воздержитесь от замечании: «Про- „л„„„ «^ не является для ребенка носителем информации о реаль- данное слово в тексте пальцем или указкой таким образом, • анализ содержания текста затруднен вследствие низкого вопросы). В, этом задании мы более или менее снимаем про-уровня техники чтения; блему необходимости проговаривания текста, которое может • анализ информации затруднен вследствие недостаточное- затруднять процесс осмысления прочитанного. Для результата восприятия текста как языковой единицы; тивности обучения школьника более важен процесс успешно- • анализ информации затруднен вследствие несформирован- го осмысления прочитанного «про себя», чем совершенная ности языковых и речевых средств; техника чтения вслух. • успешно воспринимается фактология текста, но при этом Детям, у которых выражены проблемы чтения, постепенно отмечаются трудности на других уровнях переработки ин- в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления формации вследствие несформированности интеллектуаль- все более и более мелкие единицы. От чтения текстов перехо- ных операций. дят к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных „ букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения Для проверки понимания текста, в зависимости от возраста „ -,„ выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудно- _., стях формирования процесса чтения — механизмы слогослия- Самое сложное — выделить из текста ключевые слова (ело-, X ч тл ния, идентификации букв или один из механизмов, обеспечива- восочетания, предложения). Как правило, дети, которые недо- ■ «. *■ - ющии беглое чтение — механизм вероятностного прогнозиро- статочно глубоко восприняли семантику текста, не могут вы- - _, *-*-*- вания. В сопоставлении с данными, которые будут получены в тт - ходе обследования устной речи и других психических функ- дословныи пересказ текста. Необходимо отметить, что жест- „ -, -, „ ' -. - ции, решается вопрос о ведущем механизме дефекта. кое следование образцу, вплоть до того, что ребенок, не вспом- _. „ ^^ _^ В современной логопедии существует обширная номенк- ■ ■ - * латура подходов к классификации дисграфии и дислексии. И лее, свидетельствует о неблагополучии именно в области вое- ^^„^^^ на практике логопеды придерживаются различных взглядов _ „ на причины дефектов письма и проблем освоения данного Задание средней степени сложности — пересказ текста. „ „ т_ ■ ■ v вида речевой деятельности. Это зависит от многих причин, в И последнее, самое легкое задание — ответы на вопросы. ■, ^. „ - частности, каким образом был предложен материал во время При этом необходимо учитывать, что выявление скрытого _. тт г - - ■ • обучения в вузе. Не навязывая читателям собственных под- при обследовании психических функции придерживаться ре- _ ■ ■ комендации того специалиста, который является автором по- процессе поиска ответов. Вопросы логопеда должны иметь 0 ^ ^ „ ,. л нравившейся вам классификации или принадлежит к той же четкую формулировку и отражать основное содержание пред- „ ~ ложенного текста. Известно, что отсутствует прямая корреляция между уров с пониманием текста после его прочтения вслух, логопед мо- _- „ Обследование устной речи школьников по сравнению с жет предложить ему прочитать следующий равноценный от- „ _. дошкольниками имеет некоторую специфику. При совпаде- рывок «про себя» и подготовиться к пересказу (ответам на ■ *-• -г j *-. -« нии основных подходов, принципов и методов обследования виды и характер вербального и наглядного материалов, а так чения, которое наступает после выполнения письменных за- же виды заданий отличаются. даний и чтения. Оно начинается с обследования связной речи. В ходе бесе- При анализе качества устного высказывания логопед ре- ды с ребенком выясняются его ведущие неформальные инте- шает те же задачи, что и у дошкольников. ресы, социальная среда, в которой он воспитывается. С учетом Оцениваются следующие параметры: полученных данных ребенку предлагается составить рассказ- _ „ гч л • Строение текста как лингвистической структуры, описание по памяти. Это может быть описание домашнего " _ * ■ *^, ■. л • Грамматическое оформление высказывания (тип исполь- животного, загородного дома, любимой марки машины и проч. * „ г, л зуемых предложении, их структура, наличие средств сло- Главное, чтобы этот рассказ имел коммуникативную направ- J * " ' *J J^ * л, / «\ тз войзменения и словообразования, адекватность их исполь- ленность, не был формальным («чтобы отвязалась»). В этом ■. \ ^ ЗОВЭ_НИЯ 1 случае мы услышим развернутое повествование, ребенок бу- _ „. ' „ я • Словарный запас (соответствие объема словаря возраст - дет использовать разнообразные языковые средства, рассказы- * у „ - с. * ным нормам и потребностям высказывания, адекватность вать эмоционально, в свойственной ему манере. * * v ттт л -к. - & его использования, смысловое наполнение лексики). Школьникам 4-5 года обучения можно предложить тему, _ ' л • Соответствие звукопроизношения нормам русского языка при раскрытии которой потребуются элементы рассуждения:.. j v r rj т» о тт «(в рамках местного диалекта) и возрастным нормативам. «Кем ты хочешь стать и почему?», «Что тебе нравится в шко- \ ^ ■ ' * * ■ 0 • Звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцент- ле, что не нравится и почему?» и др. „ *\ 0 - ныи контур слова). Связный рассказ становится одним из элементов беседы с _ J * ' - „. - • • Темп говорения, ребенком, который не осознает, что его уже начали обследовать. ■ л «- ■ „ ■■.. - • Особенности голосоподачи и голосоведения. Если ученик не справляется с заданием подобного уровня „ ■, • Паралингвистические средства (выразительность, паузация, сложности, ему можно предложить составить повествователь- ■ * ч v M \ v, j- ~~,, „ - -- интонация), хотел бы написать в своем письменном сочинении, которое он По результатам анализа качества различных сторон речи только что закончил. логопед намечает направления дальнейшего логопедического В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников исследования. Углубленное обследование состояния словарно- с тяжелой речевой патологией и/или интеллектуальной недо- го запаса, грамматического строя, звукопроизношения, слоговой статочностью, включаются задания, аналогичные тем, которые структуры слова проводится только при наличии соответству- мы предъявляли дошкольникам: рассказы с опорой на кар- ющих отклонений в связной спонтанной речи ребенка. Обсле- тинку или серии картинок. дование фонематического восприятия и состояния звуко-бук- Поскольку у школьников, уже прошедших некоторый курс венного анализа является обязательным при обследовании обучения, как правило, отсутствует речевой негативизм, то не- школьников с недостатками устной и письменной речи, достаточная развернутость рассказа чаще объясняется отсут- Обследование грамматического строя речи проводится ствием соответствующей мотивации. Даже у детей с грубым либо с опорой на наглядность (предметные и сюжетные кар- недоразвитием речи или с тяжелыми дефектами звукопроиз- тинки), либо без нее (в вербальном плане) — например, в воп- ношения (например, при ДЦП) при выполнении подобных за- росно-ответной форме. В условиях коллективного обследова- даний отчетливо выражен эмоциональный подъем и слово- ния детям можно давать письменные задания типа подстано- охотливость. Возможно, что этому способствует чувство облег- вочных (допиши, вставь и др.), нахождение пары (к словам из первого столбика подбери подходящие слова из второго столбика), изменение по образцу (аналогии) и др. При оценке письменных заданий орфографические ошибки не учитываются. В качестве языкового материала могут быть представлены как системные, так и нормативные грамматические формы. Исключение составляют дети с грубой речевой патологией, у которых к этому возрасту только формируются начатки фразовой речи. В качестве материала используются разнообразные грамматические формы и конструкции, подобранные в соответствии с возрастной нормой. Исключение составляют ученики специальных (коррекционных) школ. Языковой материал при их обследовании отбирается с учетом программы обучения, что позволяет оценить динамику обучаемости языковым явлениям. Особое внимание при обследовании синтаксических умений необходимо обратить на: • умение учащегося строить разнообразные типы предложений, в том числе сложноподчиненные; • владение предложно-падежными конструкциями; • умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в косвенных падежах множественного числа. При обследовании словоизменения в школьном возрасте необходимо отличать случаи просторечного употребления грамматических форм от речевой патологии. При этом не будьте излишне строги к формам множественного числа родительного падежа имен существительных. Единичные ошибки в этих формах свойственны всем носителям русского языка. Говорить о несформированности грамматического строя только на основании нескольких ошибок подобного вида некорректно. Для заключения «аграмматизм» должна быть в наличии система грамматических ошибок, затрагивающая несколько категорий и позволяющая выделить ведущие механизмы производства этих ошибок в языковом сознании ребенка. При обследовании словообразования особое внимание рекомендуем обратить на адекватность использования морфем и их разнообразие. Можно попытаться работать с искусственными словами, для того чтобы выяснить, насколько у ребенка сформировано понимание обобщенных значений морфем. Для этого попросите школьника перевести с тарабарского языка фразу типа «Глокая куздра штеко будланула бокра и бокря-чит бокренка». В норме речевого развития дети школьного возраста интерпретируют предложения подобного типа, пытаясь не только осмыслить каждое из слов с учетом строящих его морфем, но и сохранить общую семантику предложения. згии наблюдается либо формализация ма жем использовать предметные и сюжетные картинки, с опорой на которые дети должны ответить на вопросы: «Что это? Кто это? Что делает? Какой? Где?» и др. Обследуя школьников с менее выраженной патологией речи и учитывая их более широкий жизненного опыт, возросший уровень обобщения, расширившиеся представления об окружающем мире, можно использовать одну предметную картинку для организации ситуативного поля. С помощью вопросов логопед может исследовать состояние часто- и ред-коупотребительной лексики в активном словарном запасе ребенка. Например, демонстрируя картинку «самолет», педагог задает следующие вопросы: «Что это? Назови части самолета? Зачем нужны самолеты? Какие бывают самолеты? Кто управляет самолетом? Какие еще профессии в авиации ты знаешь?» и др. Естественно, что отбор ситуаций должен коррелировать с представлениями ребенка и его жизненным опытом. У школьников с выраженным недоразвитием речи мы будем отмечать сужение объема словарного запаса или его диспропорциональное развитие, например преобладание существительных и резкое уменьшение количества глаголов или прилагательных. В случаях легких форм речевого недоразвития объем словарного запаса будет близким к норме. Но в любом случае наличие речевой патологии характеризуется своеобразием формирования семантических представлений, лежащих в основе словарных единиц. Поэтому при обследовании школьников в первую очередь обращается внимание на использование лексики в адекватном значении, на способы актуализации лексики, на тот смысл, который ребенок вкладывает в слово. При обследовании активного словарного запаса используются задания, раскрывающие качественные особенности лексикона ребенка. С этой целью исследуются обобщающая функция речи, на примере обобщающих понятий, переносного значения слова, его многозначности. Детям предъявляются различного рода задания по подбору пары, составлению словосочетаний и предложений с определенными словами, продолжению ряда слов по признаку включения их в одно видовое понятие, по подбору антонимов и синонимов, исключение лишнего слова и проч. Специфичность выполнения данных заданий (использование слова в расширенном, суженном или ситуативно связанном значении, актуализация слов и их смешение по звуковому сходству), как правило, свидетельствует о несформированности лексической системы в языковом сознании ребенка. Показательным в этом отношении оказывается подбор синонимов и антонимов. Учащиеся начальных классов с речевой патологией при подборе антонимов часто либо используют отрицание (холодный — нехолодный, трус — не трус), либо после двух-трех попыток начинают составлять со словами-стимулами словосочетания (т. е. переходят от попыток выявить парадигматические связи к построению синтагматических). Необходимо специально оговорить случаи использования пар, образующих не антонимические отношения, а бинарные, строго говоря, не являющиеся антонимами. Например, мужчи- на — женщина, белый — черный, день — ночь. При предъявлении подобных слов-стимулов необходимо быть готовым к некоторым вариациям ответа, которые будут так же правильны, например: мужчина — мальчик, белый — цветной, день — месяц. Кроме того, учитывая многозначность слов, при предъявлении языкового материала лучше уточнять, в каком значении вы используете то или иное слово. Для этого достаточно поставить это слово в жесткий контекст с помощью словосочетания. В этом случае мы ограничиваем поле поиска антонима. Сравните: нож может быть тупой, а может быть острый, человек может быть тупой, а может быть умный. Еще сложнее для детей с.речевой патологией подобрать к слову синоним, поскольку им трудно «оторвать» слово от предметной ситуации, установить парадигматические связи на основе сходства значений. Поэтому при подборе синонимов ученик часто демонстрируют ответы, более характерные для ассоциативного эксперимента. Отмечаются ответы в виде ело-восочетаний, ситуативно связанных слов, соотношение часть — целое, слова, близкие по звучанию, и др. Иногда дети просто не могут понять самого условия «слова, близкие по значению». Е этом случае будет наблюдаться отказ от выполнения задания. Еще один тест, часто используемый в практике обследования не только логопедами, но и другими специалистами — толкование пословиц, поговорок, идиоматических выражений. Чаще всего трудности в выполнении заданий этого теста свидетельствуют о малом речевом опыте детей, поскольку о значении использованных слов не всегда можно догадаться самостоятельно. Например, пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» настолько тесно ассоциируется у детей с летней рыбалкой, что они и не догадываются о ее переносном значении, если кто-либо из взрослых не сообщил им об этом, Поэтому делать далеко идущие выводы о состоянии интеллекта только на основании того, что ребенок не смог расшифровать некоторые идиомы, категорически нельзя. В то же время трудности в использовании и понимании слов в переносном значении являются одним из диагности- ческих признаков неблагополучного речевого развития различного генеза. Обследование слоговой структуры проводится только в том случае, если у ребенка отмечаются ошибки подобного характера в письменных работах или устных ответах. Для тестовых заданий отбираются слова сложной слоговой структуры, в том числе и такие, в которых содержатся оппозиционные по акустическим или артикуляционным признакам звуки. Слова могут отбираться как знакомые, например «регулировщик», и незнакомые, например «абракадабра». При этом особое внимание уделяется особенностям воспроизведения стечений согласных (строители, шприц, пингвин), порядку следования слогов, а также сохранению общего количества слогов и акцентного контура. Слова предъявляются ученику, в основном, для отраженного проговаривания. Кроме слов, ребенку могут предлагаться словосочетания и предложения, насыщенные оппозиционными согласными. Для этого часто используют простые скороговорки и короткие стихотворения, например: «Шла Саша по шоссе», «На дворе трава, на траве дрова», «Ткач ткет ткани на платки Тане». При предъявлении скороговорок необходимо сначала убедиться, что ребенок понимает смысл отдельных слов и всей скороговорки в целом. Затем предложить ему проговорить это в медленном темпе, постепенно ускоряя его до разговорного, привычного ребенку. Отдельные оговорки не служат диагностическими признаками. Для нас важны устойчивые трудности, которые испытывает ученик и с которыми не может справиться без посторонней помощи. Обследование фонематического восприятия является обязательным направлением в процедуре обследования учащихся начальных классов при наличии у них специфических ошибок, выражающихся в* виде смешений и замен оппозиционных согласных в сильной позиции, пропусков гласных и других проявлениий, обусловленных недостаточностью фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа. Процедура обследования начинается, как правило, с выявления уровня сформированности фонематического слуха. Ученикам предлагаются для восприятия цепочки прямых слогов, включающих оппозиционные согласные. Процедура проведения теста аналогична той, которую мы описали в соответствующем разделе обследования дошкольников. Отличие состоит в том, что для школьников можно исключить игровой вариант инструкции, слоги предъявляются не только прямые, но и закрытые, со стечением согласных. Кроме того, если ребенок не умеет произносить те или иные звуки, то при обследовании можно использовать буквы. В этом случае никакого предварительного обучения организовывать не надо. При обследовании состояния звуко-буквенного анализа можно проводить как частичный, так и полный анализ слова. В зависимости от этапа обучения могут быть использованы различные материализованные опоры: значки звуков, буквы разрезной азбуки, слоговые схемы слов и проч. Процедуры исследования звуко-буквенного анализа широко представлены в методических пособиях, поэтому на этой проблеме мы не будем подробно останавливаться. Укажем только, что обследование звуко-буквенного анализа может проводиться на основе аудируемого материала (слова воспринимаются ребенком на слух), в виде собственных языковых представлений (ребенок составляет схему названия предмета, изображенного на картинке без предварительного проговаривания). Естественно, что первый вариант окажется сложнее для детей, у которых страдает слуховое восприятие, а второй вариант — для детей с системным недоразвитием речи. Соче-' тание этих двух тестов позволит нагляднее выявить структуру дефекта ребенка. Обследование звукопроизношения может быть подчинено целям и задачам определения причин недостатков письменной речи, а может быть самостоятельным обследованием при наличии соответствующего запроса. В первом случае обследование звукопроизношения направлено на выявление некоторых фактов взаимосвязи замен и смешений согласных в устной и письменной речи. Поэтому исследуется качество звукопроизношения в спонтанной связной речи, а также при отраженном проговаривании текстов, насыщенных оппозиционными звуками. Одним из эффективных приемов выявления произносительных затруднений оказывается проговаривание скороговорок, которое решает несколько задач обследования — определение состояния фонематического восприятия и выявление уровня сформированное™ звукопроизносительных навыков. В ходе исследования оценивается качество звукопроизношения при условии осуще- ' ствления внешнего контроля (например, со стороны логопеда) или самоконтроля (на специально отобранном материале слов, слогов, предложений, текстов, а также в спонтанной речи), в упрощенных и усложненных условиях, то есть уровень автоматизированное™ звукопроизносительных навыков. Для решения вопроса о клинической природе недостатков звукопроизношения необходимо провести исследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. Некоторые дополнительные данные может предоставить исследование двигательных функций мимических мышц. В отличие от дошкольников, при обследовании строения артикуляционного аппарата не надо прибегать к различным уловкам. Школьники, как правило, спокойно открывают рот, дают возможность логопеду разглядеть особенности строения неба, языка, обследовать состояние функций мягкого неба. В некоторых случаях у детей с открытой ринолалией в дооперационном периоде можно обнаружить в ротовой полости обтуратор, прикрывающий расщелину. Для того чтобы оценить величину расщелины, попросите ребенка снять обтуратор, продезинфицировав руки, а перед тем как вернуть в ротовую полость — и обтуратор ребенка. При оценке особенностей строения органов артикуляции, особенно аккуратными необходимо быть при оценке размеров органов артикуляции. Известно, что одной из причин механической дислалии может быть увеличение или уменьшение размеров губ, языка. Когда логопед диагностирует наличие «большого» языка, увеличенных или очень узких губ, он прежде всего должен учитывать, является ли это изменение в размерах настолько отличающимся от нормы, что это препятствует формированию правильного произношения фонем русско- го языка. Очень часто происходит смешение двух позиций: язык большой и язык малоподвижный. Эти позиции соотносятся с различной клинической структурой дефекта и не могут быть синонимами в заключениях квалифицированных логопедов. Изменение размеров органов артикуляции должно быть выражено в такой степени, чтобы это порождало дефекты звукопроизношения, например губных звуков при патологических размерах губ. Анализ речевых карт свидетельствует, что в среде логопедов широко распространено заблуждение о решающем влиянии формы и размера твердого неба в этиологии дефектов звукопроизношения. Необходимо отметить, что вариативность строения органов артикуляции не меньше, чем строение частей лица. Поэтому нельзя говорить о существовании единой нормы в отношениях органов артикуляционного аппарата. Так и твердое небо также имеет индивидуальные особенности строения, и само по себе это строение не может повлиять на формирование звукопроизношения, но может усугублять проблемы формирования звукопроизношения при наличии других отклонений в строении и функциях артикуляционного аппарата (например, при укороченной подъязычной складке, при снижении тонуса мышц языка, при ограничении объема движений языка вверх и др.). При обследовании двигательных функций артикуляционного аппарата набор базовых упражнений остается таким же, как у дошкольников. Но время удержания позы увеличивается до 10-15 секунд, количество повторений движения увеличивается до 10 раз, добавляются некоторые более сложные упражнения — втягивание щек, облизывание кончиком языка верхней и нижней губ при широко открытом рте, присасывание языка к верхнему небу («грибок»), движения кончиком языка вперед и кзади по твердому небу («маляр»), пересчет кончиком языка верхних и нижних зубов и др. Эти пробы позволяют оценить не только объем движений в различных направлениях, но и точность, плавность движений, их коорди-нированность и целенаправленность. Кроме того, на этих усложненных движениях легче выявить синкинезии, если та- ковые у ребенка имеются. В то же время эти движения не требуют специального обучения и выполняются здоровым ребенком без затруднений. На основании полученных данных заполняется протокол обследования, в который включаются все ответы ребенка, как правильные, с нашей точки зрения, так и ошибочные. Этот протокол не является обязательным документом для отчета. Поэтому его ведение необязательно. Опытные логопеды иногда вместо протокола делают для себя заметки в свободной форме. Молодым специалистам мы советуем заполнять подробные протоколы. Зафиксированные данные позволят более четко сделать логопедическое заключение, а в случае затруднения помогут получить консультацию у опытного специалиста. Анализу этих данных посвящается следующий этап обследования — аналитический. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы. Особенностью речевой карты и ее отличием от протокола является аналитичность. Если в протоколе фиксируются ответы детей, то в речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалиста. В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: • паспортная часть; • анамнестические данные; • данные о физическом и психическом здоровье ребенка; • раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму; • специальное место для записи логопедического заключения. При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каж- дый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, обязательно указывайте годы и полные месяцы жизни ребенка. При заполнении раздела, посвященного раннему развитию ребенка, его заболеваниям, ранее поставленным диагнозам, помните, что речевая карта доступна большому количеству людей, поэтому постарайтесь избегать заносить туда данные, которые могли бы повредить ребенку или вызвать протест родителей (например, количество абортов у матери, наличие хронических инфекционных заболеваний и проч.). Подробные сведения об этом хранятся в медицинской карте ребенка, доступ к которой ограничен. Разглашение медицинских тайн или факта усыновления ребенка против желания родителей может обернуться для вас как педагога судебным иском. В этой связи, если вы считаете необходимым упомянуть о некоторых заболеваниях или состояниях ребенка, используйте шифр, в соответствии с которым это заболевание включено в МКБ-10 (международная классификация болезней десятого пересмотра). Таким образом, вы сужаете круг лиц, которые могут нанести вред ребенку, разгласив эти сведения. При заполнении последующих разделов укажите наличие/ отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений и приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения (см. приложение 1). К речевой карте школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок: I — орфографические ошибки, V — пунктуационные, Л — дисграфические. В соответствующем разделе речевой карты формулируется, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают, указываются особенности техники письма. При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания про- читанного и возможности работы с текстом, в том числе — его воспроизведение (пересказ). Завершается форма речевой карты разделом «Логопедическое заключение». Обратите внимание на то, что это не Диагноз, а заключение, которое может быть более или менее развернутым. В заключении обязательно указывается структура дефекта, т. е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопеда, являются речевые дефекты, и — при возможности — определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз). На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, позволяющих этот дефект преодолеть или скомпенсировать. Поэтому мы выделили следующий этап обследования — прогностический. Прогностический этап — очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации. Часто в ходе обследования ребенка возникают определенные сомнения в правомочности того или иного вывода. Поэтому возможно решение логопеда о повторных обследованиях речи ребенка после некоторого периода обучения, с целью выявления динамики его развития и определения дальнейших перспектив. Кроме того могут потребоваться дополнительные данные, которые логопед не может получить сам, поэтому можно рекомендовать родителям пройти обследование у других специалистов: врачей, психологов, учителей-дефектологов других специальностей и др. В этом случае окончательное заключе- ние может быть сделано только после получения интересующих нас данных1. В случае появления колебаний в постановке заключения все сомнения решаются в пользу ребенка. Необходимо учитывать стрессовую ситуацию, в которой работал ребенок, неизбежные ошибки, которые может совершить каждый даже в спокойной обстановке, отвлекаемость, время суток и состояние ребенка во время обследования, а также другие факторы, которые могут снизить результативность и усредненность его деятельности. Кроме того, известно, что спускаться вниз по лестнице всегда легче, чем подниматься. Ребенок всегда сможет освоить более легкую программу обучения, а вот перейти на более сложную удается не каждому, особенно в школьном возрасте, если упущено время. В то же время нельзя закрывать глаза на имеющиеся у ребенка проблемы в надежде, что «все рассосется само собой». В этом случае проблема все равно будет обнаружена либо при поступлении в школу, либо в ходе обучения в школе. Однако если время уже упущено, то далеко не всегда можно добиться хороших результатов. «Почему мне об этом никто раньше не сказал? Я бы по-другому занималась бы с ребенком, я по-другому относилась бы к его неудачам», — эти реплики часто приходится слышать от родителей школьников младших классов. Образовательные маршруты могут быть реализованы в различных формах: • Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. • Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. 1 В условиях ППМС Центра специалист, ведущий первичный прием, определяет набор специалистов, которые должны принять участие в обследовании ребенка. Заключение выносится на основании решения консилиума, в ходе которого суммируются полученные данные. • Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы). • Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. • Занятия со специалистами в домашних условиях. • Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов. • Занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и т. п. Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка, а также от социальных условий: особенности семейного воспитания, возможностей родителей, наличии на доступном расстоянии соответствующих специалистов в регионе. Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования — информационный или информирование родителей. Информирование родителей — деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка. Родители — это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Они могут способствовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней. Часть родителей считает, что их роль ограничивается тем, что они обеспечили достаточное с их точки зрения обучение ребенку и далее самоустраняются из его жизни, занимаясь карьерой или пьянством (в зависимости от потребностей). Поэтому при информировании родителей необходимо учитывать следующее: • В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одними из лучших. • Если ребенок не отвечает их ожиданиям, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом. Учет особенностей этих взаимоотношений необходим при построении стратегии беседы с родителями. • У разных родителей — различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности». Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами и отды- хом ради организации помощи собственным детям. Далеко не все способны организовать регулярные занятия или следить за качеством речи своего ребенка регулярно, на протяжении длительного времени. Необходимо учитывать и особенности взаимоотношений «родитель — дитя», не пытаясь перенести на них напрямую отношения «педагог— ученик». Это непродуктивный подход. • Незнание родителями основ педагогики и психологии. Родители воспитывают ребенка на основе интуиции и на опыте собственного воспитания. Поэтому проблемы, которые возникают у ребенка, часто рассматриваются родителями как лень или блажь, которую они пытаются преодолеть с помощью репрессивных мер. Иногда можно слышать ссылки на опыт предыдущих поколений: «У моего родственника было то же самое, как рассказывает мама, но это потом прошло». • Недооценка или переоценка проблем ребенка. Неадекватность оценки проблем ребенка часто зависит от уровня тревожности и уровня притязаний родителей. • Образовательный и профессиональный уровень родителей. Особые требования Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования. Поэтому разговаривать с мамой-педагогом и мамой-бухгалтером надо на разных языках, с использованием различных примеров, терминов. Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Ни в коем случае нельзя строить свою беседу только на выделении недостатков ребенка. Это, как правило, вызывает агрессию родителей по отношению к специалисту. В более редких случаях это усиливает чувство отторжения ребенка: «Я же говорила, что он дурак», — в раздражении бросает реплику мать и уходит с консультации, окончательно разочаровавшись в собственном ребенке. Это грубейший промах специалиста-дефектолога. В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей. В процессе беседы мы должны искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|