Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






для студентов неэкономических специальностей

ПРОФИЛИРОВАННАЯ МЕТОДИКА

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Методические указания

для студентов неэкономических специальностей

 

Составители: д.э.н., профессор Мамедов О.Ю.

к.э.н. доцент Мовчан И.В.,

к.э.н. доцент Ищенко-Падукова О.А.

 

 

2010-2011гг.

Курс «Экономика» имеет статус профилированного предмето-ориентированного методолого-методического знания, входящего в логическую систему базового образования по специальности «Юриспруденция». Это связано с тем, что в современной России важнейшим квалификационным показателем выпускника юридического факультета является его экономическая культура, обусловленная экономической грамотностью, знанием основных экономических категорий и законов, умением применять их практике.

В целях повышения качества образования обучение студентов юридического факультета основам экономической теории должно быть ориентировано на активное использование профильного подхода, который реализуется посредством:

- определения целей, задач и проблемного содержания лекционного материала;

- выявления эффективных форм организации семинарских занятий;

- проведения текущего, остаточного и промежуточного контроля знаний;

- организации самостоятельной работы студентов;

- разработки методических подходов к совершенствованию проведения тестового экзамена;

- анализа степени усвоения материала и поиск направлений ее совершенствования;

- анализа места курса в учебной программе, а также возможности дальнейшего экономического образования (чтение спецкурсов по экономической тематике);

- определения и развития взаимосвязей курса «Экономика» и сопряженных правовых дисциплин (например, «Финансовое право», «Трудовое право», «Предпринимательское право»).

Цель курса «Экономика» состоит в формировании современного экономического мировоззрения выпускников юридического факультета как предпосылки успешной работы в сферах правового регулирования экономики и правовой регламентации жизнедеятельности групповых и индивидуальных субъектов хозяйствования.

Задачами учебного курса являются:

- ознакомление с теоретическим содержанием современной экономической науки, ее фундаментальными проблемами и перспективами развития прогрессивных форм хозяйственной организации;

- овладение понятийным аппаратом экономической науки, основными графиками, формулами и моделями, используемыми в экономических расчетах, как основы принятия эффективных правовых решений;

- приобретение опыта анализа проблемных производственно-экономических ситуаций, в том числе связанных с теневым сектором российской и мировой экономики, криминальным предпринимательством, санированием предприятий-банкротов;

- усвоение теоретических основ оценки степени развитости муниципальной, региональной и федеральной экономической политики, в том числе по отношению к мелкому и среднему бизнесу, смешанным предприятиям, государственным предприятиям;

- усвоение методов научного анализа, связанных в правовой характеристикой экономических процессов;

- формирование навыков оценки хозяйственной деятельности, образующих экономическую основу правового мышления.

Профильность методики преподавания курса «Экономика» на юридическом факультете заключается в необходимости синтезирования сущности основных экономических категорий и вопросов их правового регулирования. В материалы лекции целесообразно включить правовые аспекты изучаемых тем (например, при изучении таких категорий, как труд, земля, собственность, занятость, безработица, налоги, цены, уделить внимание характеристике действующей в РФ нормативно-правовой базы).

Вопросы к семинарским занятиям составляются с учетом экономико-правовой трактовки актуальных проблем современного общества.

В предлагаемой нами профильной методике преподавания курса «Экономика» на юридическом факультете в рамках каждой темы семинарского занятия вынесены вопросы правовой регламентации изучаемых экономических явлений и процессов. И, поскольку, тематическая программа курса должна отвечать требованиям государственного образовательного стандарта (таблица 1), профильность обучения на юридическом факультете обеспечивается именно расстановкой акцентов в экономико-правовом поле.

Таблица 1 - Тематическая программа курса.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
всего лекции семинары
  СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ      
  ПРОИЗВОДСТВО: РЕСУРСЫ, ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ      
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА      
  СОБСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА «ЭКОНОМИЗАЦИИ» ПРОИЗВОДСТВА      
  РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ      
  СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА      
  СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА: ДВУХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ      
  НАЧАЛА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ      
  ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ      
  ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ      
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ      
  КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ      
  ДЕНЬГИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ      
  ЦЕНА, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИНФЛЯЦИЯ      
  МАКРОЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА      
  МОДЕЛИ МАКРОРАВНОВЕСНОЙ ДИНАМИКИ      
  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА      
  НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА      
  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ      
  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА      
  МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА      
  ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА      
  ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА      
Всего часов      

 

 

Занятие 1. ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Ресурсы и факторы производства. Сущность производства.

2. Ограниченность ресурсов и оптимальный выбор.

3. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.

4. Правовые аспекты экономической организации производства.

Занятие 2. ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА «ЭКОНОМИЗАЦИИ» ПРОИЗВОДСТВА

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Собственность –общественная форма присвоения.

2. Экономическая характеристика собственности.

3. Историческая роль собственности.

4. Проблемы правового регулирования отношений собственности.

Занятие 3. ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Типология общественных связей.

2. История возникновения рыночных отношений.

3. Идеальная модель рыночной экономики.

4. Преимущества и недостатки рыночного типа хозяйствования.

5. Правовые аспекты рыночных реформ в России.

Занятие 4. ТЕМА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Спрос. Закон спроса.

2. Предложение. Закон предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Установление и динамика равновесной цены.

5. Административное регулирование рыночной цены.

6. Дефицит и перепроизводство: правовые аспекты регулирования.

Занятие 5. ТЕМА: СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА: ДВУХСЕКТОРНАЯ

МОДЕЛЬ.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. «Экономика» всегда больше «рынка».

2. Модели рыночного и нерыночного секторов экономики.

3. Общая модель смешанной экономики.

4. правовые аспекты рыночной и общественной конкурентоспособности предприятий.

Занятие 6. ТЕМА: НАЧАЛА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Суверенитет и рационализм потребителя на рынке.

2. Теория предельной полезности.

3. Ординалистская теория полезности, кривая безразличия и бюджетная линия.

4. Правовые аспекты защиты прав потребителей.

Занятие 7. ТЕМА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Совершенная конкуренция.

2. Причины и сущность монополии. Естественная монополия.

3. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция.

4. Конкуренция и монополия: проблемы правового регулирования.

Занятие 8. ТЕМА: ДЕНЬГИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Происхождение и функции денег. Ликвидность.

2. Виды денег. Денежные агрегаты.

3. Уравнение обмена.

4. Правовое регулирование денежного обращения в России.

Занятие 9. ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Общая характеристика рыночного дохода.

2. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

3, Сбережение и потребление дохода.

4. Перераспределение доходов в рыночной экономике.

5. Правовые аспекты регулирования социальной сферы.

Занятие 10. ТЕМА: ЦЕНЫ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИНФЛЯЦИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Цена. Функции и система цен.

2. Инфляция: сущность и виды.

3. Социально-экономические последствия инфляции.

4. Правовые аспекты ценообразования.

5. Правовые аспекты антиинфляционного регулирования.

Занятие 11. ТЕМА: МАКРОЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Возникновение и специфика макроэкономической теории.

2. Макрорынок, его особенности и структура.

3. Основные макроэкономические показатели.

4. Система национальных счетов: экономико-правовые аспекты.

Занятие 12. ТЕМА: ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Государство как рыночный субъект.

2. Принципы и цели государственного регулирования экономики.

3. Сфера государственного вмешательства в экономику.

4. Государство как субъект правового регулирования.

Занятие 13. ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Финансы: происхождение, сущность и функции.

2. Финансовая система государства, ее основные элементы.

3. Государственный бюджет: доходы и расходы.

4. Бюджетное устройство: проблемы правового регулирования

Занятие 14. ТЕМА: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Денежный рынок и его институциональная организация.

2. Основные проблемы бумажно-денежного обращения.

3. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты.

4.Экономическое содержание и проблемы правового регулирования банковской сферы.

Занятие 15. ТЕМА: НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Сущность и функции налогов. Принцины налогообложения.

2. Налоговая система и ее структура. Кривая Лаффера.

3. Основные федеральные налоги в России.

4. Налогообложение: проблемы правового регулирования.

Занятие 16.ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Мировой рынок и его роль в развитии национальных хозяйственных систем.

2. Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ.

3. Свободная торговля протекционизм.

4.Международные экономические организации.

5. Экономическое и правовое содержание таможенной деятельности

Занятие 17. ТЕМА: ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Мировая валютная система, ее основные элементы и эволюция разви­тия.

2. Валютный курс. Государственное регулирование валютного курса.

3. Торговый и платежный баланс страны.

4. Валютное законодательство РФ.

Занятие 18. ТЕМА: ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.Теневая экономика: критерии и оценка.

2.Основные виды экономических преступлений.

3. Экономические и правовые аспекты борьбы с коррупцией.

Значительное внимание при формировании профильной методики преподавания необходимо уделить текущему и итоговому контролю успеваемости студентов, который выполняет следующие функции.

1. Учитывая сложность восприятия материала, множества методов, используемых для анализа экономических процессов, текущий контроль за знаниями студентов обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения.

2. Проведение текущего контроля требует увеличения количества часов самостоятельной подготовки студентов, привлечения дополнительных учебных и методических пособий, что способствует формированию системного знания экономической теории.

3. Текущий контроль способствует более глубокому пониманию как отдельных тем, так и учебного курса в целом; стимулирует активное отношение к учебе, формирует чувство ответственности; способствует развитию экономического образа мышления у студентов.

4. В методическом аспекте проведение текущего контроля знаний студентов позволяет преподавателю совершенствовать содержание лекций и семинарских занятий и методики преподавания курса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
За пределами экономической науки 5 страница | ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ НА 1 ИЗДЕЛИЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных