Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ




1.1. ПОРЯДОК ВЫБОРА ТЕМЫ, ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры либо сотрудника отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН или подразделения социологического профиля другого института СО РАН. Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор из утвержденного на кафедре списка тем не позднее 10 октября. В отдельных случаях тема курсовой работы может быть предложена самим студентом и согласована с научным руководителем, а для студентов 4-го курса - и с заведующим кафедрой.

Кафедра осуществляет промежуточный контроль за подготовкой курсовых работ. В середине ноября студенту необходимо представить на кафедру первый промежуточный отчет. Он представляет собой краткое (1-2 страницы) описание замысла курсовой работы (название, цель, предмет и объект исследования, основная гипотеза, предполагаемые методы сбора информации, «образ» результата), согласованное с научным руководителем и подтвержденное его подписью. Второй промежуточный отчет (также 1-2 страницы) о продвижении в подготовке курсовой работы представляется на кафедру во время контрольной недели в конце марта — начале апреля.

Выполнение студентом курсовых работ на первых четырех курсах социологического отделения ЭФ НГУ предполагает последовательное освоение всех этапов полного цикла социологического исследования: от реферирования научной литературы и написания программы исследования до анализа и интерпретации социологической информации.

Срок защиты курсовых работ назначается кафедрой в начале мая. Как правило, защиты курсовых работ происходят во второй половине мая. Курсовая работа сдается на кафедру не позднее, чем за неделю до назначенной в текущем учебном году даты защиты (если другой срок не оговорен специально). Секретарь кафедры передает работу научному руководителю, который выставляет оценку и пишет отзыв (см. приложение 5) о курсовой работе, где аргументирует поставленную оценку.

Студенты, не сдавшие без уважительной причины работу в день, назначенный кафедрой, к защите не допускаются. Все спорные вопросы должны быть согласованы с заведующим кафедрой до срока сдачи курсовой работы на кафедру.

Студент самостоятельно накануне даты защиты забирает отзыв на свою курсовую работу у научного руководителя. Защита работы может состояться только при наличии отзыва научного руководителя. Студент, курсовая работа которого получила у научного руководителя оценку «неудовлетворительно», имеет право на защиту в обычном порядке.

Комиссия по защите включает председателя комиссии и двух-трех преподавателей кафедры. Защита курсовой работы студентом состоит из выступления студента (5-7 минут) и ответов на вопросы членов комиссии и присутствующих на защите студентов и преподавателей. В завершение председатель комиссии зачитывает отзыв научного руководителя. Студенту предоставляется возможность ответить на замечания, содержащиеся в отзыве.

Оценке в ходе защиты курсовой работы подлежат:

- знание области исследования;

- владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;

- глубина и степень решения поставленных задач;

- умение кратко излагать результаты и аргументировано отвечать на вопросы;

- оформление курсовой работы.

Особое внимание обращается на самостоятельность студента при решении поставленных в работе задач.

Итоговая оценка курсовой работы выставляется комиссией по результатам защиты с учетом оценки, содержащейся в отзыве научного руководителя.

Студентам, не подготовившим курсовую работу в установленные сроки, не явившимся по той или иной причине на защиту курсовой работы, получившим на защите оценку «неудовлетворительно», предоставляется возможность защитить курсовую работу в первой половине сентября следующего учебного года после получения разрешения деканата. Дата защиты устанавливается кафедрой. Защита происходит в обычном порядке при наличии текста работы и отзыва научного руководителя.

Студент, выступление которого на секции «Социология» Международной студенческой научной конференции, ежегодно проводимой в НГУ в апреле, было отмечено дипломом 1-3 степени, может быть освобожден от защиты курсовой работы. При этом полный письменный текст курсовой работы представляется студентом на кафедру в общепринятые сроки. Оценка курсовой работы определяется решением бюро секции конференции с учетом оценки научного руководителя работы. В случае несогласия с оценкой, выставленной бюро секции конференции, студент может защищать свою курсовую работу в общем порядке.

В ходе защиты курсовых работ комиссия выбирает лучшую работу. Работы, признанные лучшими (не более двух на каждом курсе), размещаются на сайте кафедры (http://www.nsu.ru/sociodept/).

1.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ НА ПЕРВОМ КУРСЕ

Курсовая работа на первом курсе тесно связана с учебными курсами «Основы социологии» и «Библиография социологической литературы». Она представляет собой научный реферат с преобладанием аналитической составляющей по выбранной студентом теме.

Целью работы над курсовой первого года обучения является формирование у студента навыков:

-формулирования и анализа конкретных социальных проблем в социологических терминах;

-поиска отечественной и зарубежной литературы по конкретной теме;

-осмысления и структурирования полученной информации;

-корректного цитирования или описания мыслей и результатов других авторов, исследователей, а также умение писать ясно и логично.

В качестве обязательных требований к работе выступают:

- четкая формулировка социальных проблем;

- социологическое определение используемых в работе понятий (с объяснением в случае необходимости различий между повседневным и научным значениями понятия);

- рассмотрение различных отраженных в научной литературе точек зрения на проблему, их сопоставление и оценка;

- изложение собственного понимания проблемы;

-описание различных путей и методов анализа и решения проблемы.

При этом необходимо в тексте работы изложить свое отношение к представленным в литературе точкам зрения, обосновать их принятие или непринятие.

Обязательным для курсовой работы первого курса является знакомство студента с первоисточниками по выбранной теме. Считается недопустимым цитирование первоисточников по учебникам, а также ограничение списка изученной литературы 4-5 наименованиями. Отказ от рассмотрения части (какого-либо раздела) литературы по изучаемому вопросу должен быть специально обоснован во введении к работе.

Не является обязательным, но приветствуется наличие методической и эмпирической части, в которых студентом описываются методы получения информации, краткий вторичный анализ имеющихся (в литературе или в отчетах о проведенных исследованиях) результатов по данной теме, результаты собственных наблюдений.

Работа, не содержащая результатов научного реферирования, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы за первый курс.

1.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ НА ВТОРОМ КУРСЕ

Курсовая работа на втором курсе выполняется по курсу «Методика и техника социологических исследований» на базе одной из социологических дисциплин, включенных в учебный план второго курса или изученных на первом курсе, и представляет собой программу социологического исследования по выбранной теме.

Составными частями курсовой работы на втором курсе являются методологический и процедурный разделы программы исследования.

В методологическом разделе программы содержатся:

- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности ипрактической значимости выбранной темы;

- формулировка и обоснование цели исследования;

- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы потеме (с полным перечнем используемых источников);

-теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);

- постановка исследовательских задач данного этапа работы;

- формулировка рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы должен состоять из информационного и методического блоков программы и содержать уточнение и интерпретацию основных понятий, систему эмпирических индикаторов, операционализирующие понятия, теоретическую схему объекта, предварительное описание эмпирического объекта, характеристику информационной базы на основе целевых и нецелевых источников информации, а также описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода).

Требованием к курсовой работе студента второго года обучения является наличие инструментария, разработанного студентом, и проведение пилотажа этого инструментария. К работе прилагается полное описание инструментария исследования. Эмпирическая часть курсовой работы в обязательном порядке содержит анализ результатов пилотажа, доработанный на его основе вариант инструментария и методические выводы исследования.

К результатам работы может быть отнесено участие студента в создании новой методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере), в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.) с участием в пилотаже, а также участие в проведении основного социологического обследования.

Не является обязательным, но приветствуется наличие эмпирической части, включающей вторичный анализ информации по выбранной теме на основе выполненных студентом расчетов по нецелевым (документальным - статистическим и иным) источникам информации либо на материалах ранее проведенных исследований.

Работа, не содержащая методических результатов, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по методике и технике социологических исследований за второй курс.

1.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ НА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ

Курсовая работа на третьем курсе тесно связана с курсом «Анализ социологических данных» и поэтому базируется преимущественно на вторичном анализе уже имеющейся информации. Курсовая работа на третьем курсе посвящена решению содержательной задачи по теме, связанной с одной из изучаемых социологических дисциплин, с помощью статистических методов и наличествующего программного обеспечения

Для курсовой работы на третьем курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.

В теоретической части содержится программа исследования по выбранной теме, а именно:

- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

- формулировка и обоснование цели исследования;

- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

-теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);

- постановка исследовательских задач данного этапа работы;

- формулирование рабочих гипотез. Методическая часть должна содержать: описание эмпирического объекта;

- характеристику информационной базы;

- описание методики сбора данных;

- описание методики обработки и анализа данных.

В эмпирической части работы представляются результаты расчетов, проведенных студентом с использованием математико-статистических методов анализа данных. В этой части работы студент показывает свое понимание сущности методов анализа данных (их возможностей и ограничений) и умение работать с программным обеспечением. Обязательным требованием является наличие содержательной интерпретации результатов, полученных с помощью выбранных методов.

Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ, выполняемых на третьем курсе. Использование в работе простейших способов анализа данных (описательных статистик, одномерных распределений и таблиц сопряженности) является необходимым, но недостаточным условием для получения положительной оценки.

Студент свободен в выборе методов анализа данных, а также программного обеспечения (SPSS, ВААЛ, программы контент-анализа и др.). Вместе с тем, было бы нелишним аргументировать адекватность выбора программного обеспечения поставленным в работе задачам.

На третьем курсе допускается выполнение курсовых работ преимущественно методической направленности, в которых основной акцент делается не на анализе данных конкретного исследования, а на методе исследования. В этом случае в работе должно содержаться описание имеющихся методов для решения определенного класса социологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности применения в конкретных случаях и полезности для пользователя-социолога. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, показать возможные области применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном социологическом материале.

Работа, не содержащая эмпирических результатов в одной из вышеперечисленных форм, не позволяет оценить деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по анализу данных за третий курс.

1.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ

Курсовая работа на четвертом курсе представляет собой научную работу, базирующуюся на результатах собственного исследования по теме, связанной с одной из изученных за четыре года социологических дисциплин. Это исследование может быть как самостоятельным, так и являться составной частью более крупного исследования, проводимого исследовательским коллективом, в который входит студент.

В последнем случае студенту стоит ясно описать характер своего собственного вклада в коллективное исследование.

Как правило, курсовая работа на четвертом курсе является частью дипломной работы, поэтому необходимо показать место и роль данного этапа исследования в общей работе над темой.

Для курсовой работы на четвертом курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.

В теоретической части излагается программа исследования по выбранной теме, а именно:

- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

- формулировка и обоснование цели исследования;

- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

-теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);

- постановка исследовательских задач данного этапа работы;

- формулировка рабочих гипотез. Методическая часть должна содержать:

-априорное описание эмпирического объекта; характеристику информационной базы с обоснованием способов отбора объектов для непосредственного изучения в случае несплошного обследования;

- обоснование методов сбора информации и описание методики сбора данных;

- краткое описание методики обработки и анализа данных.

В приложении к работе обязательно размещается полный инструментарий исследования или используемый фрагмент.

Работы, опирающиеся на качественные методы сбора информации, должны содержать в приложении примеры полученных материалов: полных текстов углубленных интервью, дневников наблюдения и пр. Принцип отбора материалов, включенных в приложение, обосновывается и описывается в основном тексте работы.

В эмпирической части работы содержится анализ результатов и основные выводы исследования, а также заключение студента относительно адекватности используемых методов сбора и анализа данных поставленным задачам. Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ на четвертом курсе.

В курсовых работах преимущественно методической направленности основной акцент делается не на получении эмпирического результата, а на методе исследования. Они содержат описание имеющихся методов для решения определенного класса социологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности его применения в конкретных случаях и полезности для пользователя-социолога. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, указать возможные области и ограничения его применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном социологическом материале.

Работа, не содержащая эмпирических результатов в одной из вышеперечисленных форм, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы за четвертый курс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных