Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М. Н. Полякова, А. М. Вербенец 18 страница




Логико-математическое и речевое развитие дошкольников

Интеграция логико-математического и речевого развития ос­нована единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Разви­тие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляет­ся в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. п. В процессе раз­вития речи активно используются упражнения и игры, предусмат­ривающие данные операции и действия в ходе установления ро­до-видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей.

Используются разнообразные литературные средства (сказ­ки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содер­жания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмо­ционально насыщенной форме представлены некоторое познава­тельное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математи­ческие термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймо­вочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые ма­тематические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художест­венный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Весе­лый счет», Т.Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколь­ко?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Дан­ные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.

Используется интеграция на уровне речевого творчества:

— сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;

— сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанали­зировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.

Логико-математическое и физическое развитие дошкольников

В связи с тем что для освоения некоторых разделов содержания логико-математического развития необходимы опыт движений в пространстве и развитие двигательных механизмов, интересны возможности интеграции развития физической культуры детей и их логико-математического развития.

В результате исследований было доказано, что освоение сис­тем отсчета в пространственных ориентировках связано с измене­нием опыта движений у дошкольников. Освоение «пространст­ва — карты» и «пространства — движения», различение правой и левой рук, основных направлений, дифференцированное воспри­ятие расположения предметов в пространстве основаны на опыте передвижения и движений.

В данном аспекте интегративную направленность имеют не­которые игры и упражнения, традиционно используемые в педа­гогическом процессе:

• составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, движение по заданному маршруту и т. п.);

• освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее — медленнее)) в процессе на­блюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т. п.); ис­пользование секундомера и обсуждение временных эталонов; определение удаленности (дальше — ближе), расчет длины маршрута и т. п.;

• упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двига­тельного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком);

• игры типа «Пляшущие человечки» (Л. А. Венгер), предусмат­ривающие декодирование схемы и воспроизведение заданно­го движения или кодирование, схематичную запись приду­манной интересной позы.

Данные игры и упражнения могут использоваться на интегри­рованных занятиях, при организации совместных проектов и ме­роприятий. Вариантом такой интеграции может являться упраж­нение-экспериментирование: детям предлагается пробежать по контурам разных фигур (квадрата, треугольника, овала, круга); сказать, какая трасса длиннее; для проверки измерить расстояния; осуществить сравнение; выбрать, по какой трассе-фигуре бежать оказалось легче и т. п.

Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие

дошкольников

Взаимосвязь логико-математического и художественно-эсте­тического содержания (изобразительной деятельности) проявля­ется в нескольких моментах: единство использования некоторых сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения и т. п.), которые в разных аспектах рассматриваются в данных разделах и освоение которых принци­пиально для обоих направлений; важность некоторых общих за­конов (например, «законов симметрии и асимметрии», передача трехмерного мира средствами рисунка и конструирования, как для математического, так и художественно-эстетического разви­тия детей (С. В. Аранова «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического», 2004)).

Относительно музыкальной деятельности общность состоит в использовании временных интервалов, освоении таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п.; использовании счета для опре­деления количества движений, отсчитывания ритма и т. п.

Вариантом интеграции художественно-эстетического и мате­матического содержания может являться организация следующих видов деятельности.

• Проектная деятельность по теме «Математика в искусстве» (с обсуждением правил симметрии и асимметрии в искусстве и математике; передачи формы, пространства в произведениях искусства; многообразия форм в окружающем мире и спосо­бов их передачи в рисунке, лепной работе; способов передачи перспективы, отражения и т. п.). Более частными вариантами таких проектов могут являться темы «Путешествие Линии и Точки в стране искусства и математики» (предусматривает изучение различных видов линий, образование форм и ис­пользование линии (рисунка) в создании художественного об­раза для передачи настроения, отношения и т. п.); «Загадочная Форма» (в искусстве и математике), «Где же спряталось Про­странство?» (в математике и искусстве) и т. п. При реализации данного направления следует учитывать принцип этичности в трактовке художественных образов и избегать ситуации «раз­рушения» целостного впечатления от произведения искусства (которое может произойти в результате привнесения логико-математической информации). • Коллективная игра-конструирование по теме «Город» (вари­анты: «Улица», «Музей» и т. п.), предполагающая совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрыва­ние результата. Придумывание макета Красивого города (со­ставление плана города, рисование схемы), планирование улиц, домов; создание схем постройки различных зданий с уче­том функционального назначения и эстетических показателей; определение размеров домов, длин улиц. В процессе констру­ирования внимание детей направляется на размерные свойст­ва, форму, проявление симметрии или асимметрии и т. п. В дальнейшем возможно составление карты уже построенного города с условным обозначением символами достопримеча­тельностей (т. е. осуществление операции кодирования).

Логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников

В ряде исследований намечены пути интеграции логико-мате­матического и социально-личностного развития дошкольников (Л. М. Кларина). Социальный мир является интересным и актив­но познаваемым детьми объектом. В связи с этим Н. Н. Поддья­ков отмечал так называемое «социальное экспериментирование», свойственное дошкольникам. Ребенок пытается выявить и по­знать социальные отношения, определить свое место в системе данных отношений, познать себя как часть мира.

В данном аспекте пониманию собственной уникальности, ин­дивидуальности способствует, наряду с другими показателями, знание ребенком своих возможностей и особенностей. Не случай­но старшие дошкольники любят определять, кто выше в группе (кто быстрее пробежал дистанцию, дальше бросил мяч), какого роста они были раньше; рассматривать одежду, в которой ходили они в раннем возрасте; в доказательство того, что они уже выросли (стали старше), — демонстрировать короткие рукава рубашки и т. п. Для обогащения опыта познания своих возможностей в груп­пе детского сада необходимо наличие ростомера, весов, часов, по­казания которых обсуждаются с детьми.

Вариантом такой интеграции в сочетании с тематическим принципом является также организация освоения детьми содер­жания по темам социальной направленности, в которых обога­щается логико-математический опыт. Например, тема «Мы в детском саду» предусматривает освоение детьми нескольких раз­делов («Кто такие „мы"», «Наши дома, снаружи и изнутри», «Правила, действующие в детском саду и семье»), в содержании которых интегрированы три направления: социальное, естест­веннонаучное и логико-математическое. В логико-математиче­ском аспекте предусматривается освоение временных и количе­ственных характеристик и зависимостей (количество родствен­ников, возраст членов семьи, различия в росте детей и родителей, изменения во времени и т. п.), логических связей, от­ношений и зависимостей; различных средств и способов позна­ния (эталонов, моделей, цифр и т. п.). Проводится обсуждение того, как меняются со временем сам ребенок, его близкие, до­машние растения и животные; кто в семье старший (младший); организуется решение и составление арифметических и логиче­ских задач, в сюжетах которых используются факты из жизни семьи (обобщение родители — дети, родственники, сестры — братья и т. п.). Используются рассматривание фотографий, ил­люстраций, построение родословного дерева (своеобразного аналога модели «классификационного дерева»), построение пла­на детской комнаты и т. п.

Интерес представляет также обогащение и применение дет­ского математического опыта в решении проблемных ситуаций и ситуаций нравственной направленности, возникающих в семье и в группе детского сада. Например, как поровну разделить уго­щение (торт) между шестью гостями; два разных по размеру яб­лока — между двумя детьми; три конфеты — между двумя се­страми и т.п.; рассадить всех вокруг стола, чтобы всем было удобно; набрать необходимое количество воды для заваривания чая (для определенного числа приглашенных). В данных ситуа­циях необходимость поиска приемлемого решения активизиру­ется именно нравственными моментами (не обидеть, помочь, сделать «по справедливости» и т. п.): они стимулируют приме­нение математических представлений и умений и показывают необходимость их освоения.

 

Резюме

®* Для современных подходов к процессу логико-математиче­ского развития дошкольников характерно использование идей интеграции как на уровне объединения содержательных раз­делов, так и на уровне установления связей между различными направлениями развития детей.

Использование идей интеграции обеспечивает развитие более обобщенных и системных математических представлений и умений.

Реализация интеграции возможна за счет объединения (вза­имообогащения) некоторых содержательных разделов; ис­пользования специально разработанных на данных идеях по­собий; конструирования форм организации детской деятель­ности; применения методов и приемов, ориентированных на интегративный подход.

 

Литература

1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интег­рация художественного и логического. — СПб.: Каро, 2004.

2. Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И. и др. Радуга: про­грамма и руководство для воспитателей средней группы детского сада. — М.: Просвещение, 1994.

3. Кларина Л. М. Проблема выбора образовательной програм­мы и ее реализации в детском саду // Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. Кларина Л. М., Михайлова 3. А. Особенности организации образовательного процесса по теме «Мы в детском саду и дома» // Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2007.

Мир экономики глазами ребенка (на материале рукотворно­го мира: План-программа по экономическому воспитанию стар ших дошкольников / Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Паленова Н. П., Кузнецова Н. Г. Под ред. О. В. Дыбиной.— Тольятти, 2000.

6. Радуга: Программа и методические рекомендации по воспи­танию, развитию и образования детей 5—6 лет в детском саду / Сост. Т. Н. Доронова.— М.: Просвещение, 1996.

7. Серова 3. А. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подго­товки детей к школе. — СПб.: Питер, 2000.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

9. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактическая игра с математи­ческим содержанием.— М.: Просвещение, 1993.

 

10. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации к программе «Радуга». — М., 2001.

11. Шатова А. А. Дошкольник и... Экономика: Программа.— М., 1996.

Вопросы и задания для самоконтроля

© Сформулируйте основные идеи интеграции логико-математи­ческого и других направлений развития дошкольников.

© Дайте обоснование преимуществ и возможных недостатков интегрированного подхода к логико-математическому разви­тию дошкольников.

© Сконструируйте схему-конспект вида детской деятельности с использованием идей интеграции.

 

 

И--465

4.4. Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников

Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной само­довлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...

Е. И. Тихеева

 

 

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз­можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про­странственной развивающей среды. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми­рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познава­тельно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Концептуальная модель предметно-пространственной развива­ющей среды включает в себя три компонента: предметное содержа­ние, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геомет­рический конструктор, пазлы);

• учебно-методические пособия, модели, используемые взрос­лым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

• оборудование для осуществления детьми разнообразных дея-тельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Непременным условием построения развивающей среды в до­школьных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено прежде всего на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

Особенности организации среды для развития логико-математических представлений у детей разного возраста

Первый год жизни

Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способ­ность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходи­мое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются воз­можности ориентировки в окружающем. К концу года появляют­ся преднамеренные действия, дети начинают экспериментиро­вать с доступными им предметами.

В 6 месяцев малыш обычно удерживает в каждой руке по иг­рушке, может перекладывать игрушку из одной руки в другую. Он начинает более дифференцированно действовать с предметом, учитывая его размер, форму. Игрушки должны побуждать детей об­следовать, экспериментировать (стучать, трясти, поворачивать).

Можно использовать любые разнообразные по свойствам предметы: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Подносите к ним ребенка, давайте ему их рассматривать, называйте эти предметы.

После полугода следует включать в обстановку игрушки, со­стоящие из двух частей, которые можно разъединять и соединять: коробочки, кастрюлька с крышкой, ведерко с крышкой, матреш­ка, шкатулка.

Обязательно следует включить в обстановку несколько не­больших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом. Если ребенок выбрасывает их по одной, следует поощрять эти действия, вновь подкладывая игруш­ки и сопровождая действия словами «на», «еще», «вот».

Для развития обобщений используются одноименные игруш­ки из разных материалов, разного цвета, размера (например, мячи разных цветов и размеров, собачки из пластмассы, ткани, меха). Развитию познавательного интереса способствуют двигающиеся и звучащие игрушки.

Необходимы 2—3 крупные надувные игрушки, в которые ре­бенок может влезать (например, надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.). Яркие большие образные игрушки побуждают ребенка к их рассматриванию, узнаванию при участии взрослого; способству­ют возникновению положительных эмоций, реагированию на размер предмета.

Второй год жизни

Дети активно осваивают различные предметные действия, ма­нипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группи­ровки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.

Дети действенным путем познают различные свойства пред­метов и явлений: песок — сыпучий, сухие листья под ногами шур­шат, у елки колючие ветки и т. п. В этом возрасте детей привлека­ют пособия, контрастные по величине, цвету, форме; пособия должны быть привлекательными для детей, позволять активно с ними действовать. Так как сенсорный опыт только накапливает­ся, осваиваются простейшие действия обследования, необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы. Они изготавливаются, как правило, из дерева, безопасной пласт­массы и бывают достаточно крупного размера.

Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей: мишка большой и маленький, кошечка черная и белая. Предметы — кубики, шари­ки, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. — располагаются на открытых полках. Их не должно быть много, но менять их необ­ходимо часто, не реже 1—2-х раз в неделю. Малыши очень отзыв­чивы к изменениям среды и активно ее изучают Надо иметь в группе дидактический столик для развития сен­сорных способностей и совершенствования моторики. Комплек­тация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.

Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различ­ных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.

• Игрушки для нанизывания на стержень — кольца, шары, кубы, полусферы и пр., — имеющие сквозное отверстие. Дей­ствия с такими игрушками способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении про­тивоположных операций: нанизывание и снятие предметов. Выполнение действий осуществляется в двух плоскостях: го­ризонтальной (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание на стержень и снятие с него).

• Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, парал­лелограммы и др.) предназначены для манипулирования, груп­пировки и соотнесения по разным основаниям (цвету, величи­не, форме). Это различные по форме и размеру коробки, объем­ные предметы с прорезями и набором мелких предметов, соответствующих формам прорезей. Ребенок может отложить в одну сторону все большие предметы, в другую — все маленькие; дать мишке все красные ифушки, а зайке — все зеленые.

• Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубы, ци­линдры, конусы, полусферы, предназначенные для сортиров­ки и подбора их по цвету, форме, величине, а также для со­ставления одноцветных и разноцветных башенок. Данный вид игрушек дает возможность развить у детей пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объему вкладываются в боль­шие, а большие накрываются меньшими). Маленькому ребен­ку сначала легче действовать с предметами округлой формы, так как они не требуют особой пространственной ориентиров­ки при подборе и совмещении частей.

• Народные сборно-разборные дидактические игрушки (мат­решки, бочонки, яйца и пр.) способствуют развитию про­странственной ориентировки и соотносящих действий, уме­нию собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей. К двум годам большинство детей уже могут ориенти­роваться в 3-х контрастных величинах предметов. • Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.). Малышам нужны плавающие игрушки и, соответственно, спе­циальное оборудование для игр с водой (песком); также — неболь­шие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревян­ные, пластмассовые и металлические предметы. Играя с ними в воде, ребенок обнаруживает их разные свойства: одни тонут, дру­гие — нет, а некоторые игрушки (бумажные) размокают. Для пере­ливания воды (пересыпания песка) можно использовать пластико­вые емкости, предварительно проткнув их в разных местах и обра­ботав пламенем разрезы. Наблюдая, как выливается вода, дети постепенно будут замечать разную интенсивность водяных струй, зависящую от размера и количества отверстий в емкости.

Дети этого возраста любят «гремящие», «звучащие» игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, желудями и плотно завинчиваются пробкой. Побуждая ребенка прислушиваться к издаваемым разны­ми игрушками звукам, можно развивать у него остроту слуха.

Третий год жизни

Целесообразно отвести в группе специальное место для игро­теки, обозначив его ярким плакатом математической направлен­ности (с использованием цифр-образов, форм, предметов разного размера). Там должны быть собраны игры, направленные на раз­витие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Играя, ребенок уточняет представления о свойствах предме­тов — форме, величине, материале.

Используемые дидактические игры построены преимущест­венно по принципу вкладышей. Материалы должны быть доста­точно крупными, прочными; «ярко» представлять различия по раз­меру, цвету, форме. Элементы игр должны быть прочными, подраз­умевать возможности обследования; представлять основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (формы, цвета, размера).

К 2—3-м годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов. Дети выде­ляют некоторые свойства предметов (форма, размер, цвет) и обо­значают их по названию хорошо известных им предметов (квад­рат — «как окошко», треугольник — «как морковка»). Дети только учатся различать свойства предметов, обозначать их словом. В этом возрасте преобладает практический тактильно-двигатель­ный способ познания предметов: дошкольники нуждаются в ощу­пывании предмета, прикасании к нему; они часто осуществляют действия манипулятивного характера. Такой способ познания предмета формирует установление отношения глаз — рука. Для развития представлений о свойствах необходимо включить в иг­ротеку набор «Логические блоки Дьенеша» и методические посо­бия к нему.

С помощью активизирующей и ведущей роли взрослого дети начинают выделять один, два, много предметов в группе, устанав­ливать взаимнооднозначное соответствие между элементами двух множеств (куклами и конфетами, зайцами и морковками, птица­ми и домиками и т. п.).

Для развития восприятия множеств детьми 2—3-х лет исполь­зуются игрушки, предметы, «жизненные» и абстрактные материа­лы. Для облегчения выделения элементов множества данные мате­риалы располагаются в «поле восприятия» детей (на подносе, крышке коробки). В этом возрасте используется набор «Цветные полоски» — аналог «Цветных палочек Кюизенера». Рекомендуются игры типа парных картинок и лото (ботаническое, зоологическое, лото-транспорт, мебель, посуда). Эти игровые материалы вызыва­ют интерес к пересчету.

Также нужны разрезные картинки из 4—8-ми частей, крупные пазлы из 4—9 частей. Большой интерес в самостоятельных играх детей вызывают складные кубики (когда из частей можно собрать предметную картинку). Целесообразно включать в игротеку игры «Сложи узор» из 9 кубиков, «Сложи квадрат», разнообразные игры-вкладыши, пирамидки из 6—8-ми колец (детям 2,5—3-х лет — из 8—10 (12) колец) и фигурные пирамидки. Активно используются игры-вкладыши, игры «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» и пр., ящики с фигурными прорезями для сортировки.

Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии (от 2-х до 2,5 лет) они собирают и разбирают 3-, 5-местные, а во вто­ром — 5-, 7-местные игрушки.

С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаи­кой. Можно использовать настольную, напольную, крупную маг­нитную мозаики, разнообразные мягкие конструкторы.

Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и спо­собствует освоению представлений о цвете, форме, величине, раз­вивает мелкую моторику ребенка.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает ин­терес к одному и тому же материалу. Поэтому все имеющиеся игры, игровые материалы нежелательно держать в групповой ком­нате. Лучше время от времени заменять одни материалы на дру­гие. Желательно использовать промышленно изготовленные игры, пособия и материалы.

 

Четвертый год жизни

Необходимо учитывать, что в современный детский сад при­ходят дети с разным опытом освоения математических представ­лений. Не следует интенсифицировать процесс математического развития детей. Однако в подборе материала важно учитывать раз­ный уровень развития дошкольников.

Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богат­ство и многообразие свойств, стимулируют интерес и актив­ность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и вос­принимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с ко­торым он будет сравнивать все увиденное позже.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных