ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Работа по карточкам- Запишите время, которое показывают часы на каждом рисунке.
- Нарисуйте стрелки так, чтобы часы показывали указанное время. IV. Итог урока. - Назовите единицы измерения времени.
Тема: РАБОТАЕМ ДИСПЕТЧЕРАМИ Цели: дать представление о продолжительности событий; учить соотносить время событий со временем суток; совершенствовать умения выполнять вычисления, решать тестовые задачи на определение времени; развивать умение классифицировать и делить на группы. Ход урока I. Устный счет. 1. Муравьишка возвращался от улитки к своему муравейнику. Он может идти по двум дорожкам. Какой путь ему лучше выбрать? 2. Муравьи готовили к зиме свой муравейник. Они заменили 55 сосновых иголок, что на 29 иголок больше, чем еловых. Сколько сосновых и еловых иголок поменяли муравьишки? 3. Решите примеры: 100-87 + 52 + 25-42+12 69+ 14+17-48-25 + 15 II. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке будем составлять движения поездов, самолётов. Будем работать диспетчерами. III. Работа по учебнику. - Прочитайте задачу 1. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. Вылетел -?ч. Решение: Был в пути -4 ч. _16 ч 00 мин Прилетел - 16 ч 00 мин. 4 ч 00 мин 12 ч 00 мин Задание 2. Заполните таблицу.
- Сколько рейсов было сделано за два дня: вчера и позавчера? (23 + 23 = 46 (р.).) - Сколько рейсов запланировано в два следующих дня? (23 + + 46 = 69 (р.).) - В какие дни больше рейсов: за три дня по старому расписанию или за два дня по новому расписанию? (По новому расписанию больше рейсов.) На сколько больше? 1) 23 • 3 = 23 + 23 + 23 = 69 (р.) - по старому расписанию; 2) 46 + 92 = 138 (р.) - по новому расписанию; 3) 138 - 69 = 69 (р.) - больше. Задание 3. Дополните расписание поездов.
- В какое время суток отправляется каждый поезд? В какое время суток прибывает на конечную станцию? Задание 4. Выполните вычисления. Задание 5. Составьте расписание электричек.
- Сколько электричек уйдёт с вокзала до 7 часов утра? (5 электричек.) - На сколько раньше отправляется электричка в Нару, чем электричка в Малоярославец? (На 24 минуты.) - На сколько раньше отправляется электричка в Переделкино, чем электричка в Апрелевку? (На 36 минут.) Задание 6. Решите задачи. а) Приехал - 11 ч 40 мин. Решение: Опоздал - на 20 мин. _ 11 ч 10 мин Время отправления автобуса -? 20 мин 10 ч 50 мин б) Время отправления - 8 ч 40 мин. Решение: Опоздал-на 35 мин. 8 ч 40 мин Отправился -? + 35 мин 9 ч 15 мин
Урок 88 Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН (повторение) Цели: учить измерять длину отрезков в сантиметрах и миллиметрах; чертить отрезки заданной длины; совершенствовать умения переводить сантиметры в миллиметры, вычислять длину пути, находить площадь прямоугольника разными способами, определять время по часам, время движения. Ход урока I. Устный счет. 1. Площадь трех комнат равна 44 м2. Площадь первой комнаты составляет 24 м2, площадь второй комнаты - 8 м2. Чему равна площадь третьей комнаты? Решите задачу двумя способами. 2. Черепаха Тортила за 1 минуту проползает 3 метра. Это значит, что её скорость равна трем метрам в минуту. А черепахаТротила ползёт со скоростью 4 метра в минуту. Дома черепах находятся на расстоянии 35 метров друг от друга и стоят у дороги. Однажды обе черепахи одновременно вышли из своих домов и поползли навстречу друг другу. На этой картинке вы видите дома наших черепах. - Одно деление соответствует одному метру. Где будет находиться каждая черепаха через 1 минуту после выхода? Через 2 минуты? Через 3 минуты? Через 4 минуты? Поставьте в нужных местах цветные точки: для Тротилы - красного цвета, а для Тортилы - синего. - На какую величину уменьшается расстояние между черепахами за 1 минуту? - Через сколько минут после выхода черепахи встретятся? 3. Допустим, черепаха Тортила ползёт в другую сторону, а Тротила - ей вдогонку. На какую величину уменьшается расстояние между ними за 1 минуту? - Через сколько минут после выхода Тротила догонит Тор-тилу? О 4. Измерим условия задачи. Пусть Тортила ползёт со скоростью 5 метров в минуту, а Тротила - 7 метров в минуту. Расстояние между домами - 36 метров. Ответьте на те же вопросы. II. Работа по учебнику (раздел «Проверяем, чему мы научились»). Задание 1. Измерьте длину отрезков в сантиметрах и миллиметрах. (64 мм = 6 см 4 мм; 52 мм = 5 см 2 мм; 47 мм = = 4 см 7 мм.) - Начертите отрезки длиной 68 мм и 86 мм. Задание 2. Переведите сантиметры в миллиметры и наоборот. 3 см = 30 мм. 10 мм = 1 см. 5 см = 50 мм. 90 мм = 9 см. 7 см 3 мм = 73 мм. 28 мм = 2 см 8 мм. 1 см 9 мм = 19 мм. 62 мм = 6 см 2 мм. Задание 3. Вычислите длину пути. 1 час-4 км. Решение: 3 часа -? км. 4-3 = 12 (км) Задание 4. Найдите площадь прямоугольника разными способами. 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 3-5 = 15 5 + 5 + 5 = 15 5-3 = 15 Задание 5. Определите время по часам. (8 ч, 8 ч 30 мин, 2 ч, 2 ч 20 мин, 5 ч 45 мин.) Задание 6. Определите время движения. Вышел -9 ч. Решение: Прибыл-13 ч. 13-9 = 4(ч.) Был в пути -? ч. - Прочитайте задачу 1. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. III. Работа по карточкам. - Прочитайте задачу 4. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. Решение: Решение: 18-3=18+18+ 18 = 54(мм) 18-4= 18 +18 +18+18 = 72(мм) - Прочитайте задачу 3. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. 1 час-16 км. Решение: 3 час -? км. 1) 16 • 3 = 16 + 16 + 16 = 48 (км) - за 3 часа; 2) 48 ■ 2 = 48 + 48 = 96 (км) - за 6 часов. Задание 5. Длинную сторону прямоугольника 4x5 увеличили вдвое. Как изменилась площадь прямоугольника? Выполните чертёж.
S1=20 S2 = 40 Задание 6. Решите задачи на определение времени. (а) Поезд прибудет в 7 часов вечера; б) поезд прибудет в полночь.)
Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН (повторение) Цели: учить решать текстовые задачи; выполнять вычисления; совершенствовать умения определять время движения; развивать логическое мышление и внимание. Ход урока I. Устный счет. 1. Поставьте знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства или неравенства. Поставьте знаки зелёным цветом там, где это можно сделать, не производя действий, а другим цветом - там, где нужно выполнить действия. 17 + 58... 85 + 17 7-4...7-2 6-3...9-2 9:3...9-3 48 + 29...29 + 48 7-5...6-4 0 + 0 + 0 + 0...0 + 0 + 0 6-6...5-5 0-7...0-8 8-6...6-8 7-3 + 7...7-5 3-13...13-3 2. Винни-Пух и Пятачок вышли одновременно из дома Пятачка и пошли по дороге в одном направлении. Винни-Пух проходит за 1 минуту 20 метров, а Пятачок 30 метров. Здесь вы видите рисунок - на нём дом Пятачка и дорога. На дороге поставлены деления. Одно деление соответствует 10 метрам. - Отметьте разными цветами положение Винни-Пуха и Пятачка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты, через 4 минуты, через 5 минут. Чему равно расстояние между Пятачком и Винни-Пухом: а) через 1 минуту? в) через 3 минуты? б) через 2 минуты? г) через 4 минуты? - На сколько метров увеличивается расстояние между Винни-Пухом и Пятачком за 1 минуту? (На 10 м.) - А что будет, если Винни-Пух и Пятачок пойдут в разные стороны? Нарисуйте дорогу с делениями и отметьте, где будут находиться Винни-Пух и Пятачок через 1 минуту, через 2; 3; 4 минуты. - Чему равно расстояние между Пятачком и Винни-Пухом? а) через 1 минуту? в) через 3 минуты? б) через 2 минуты? г) через 4 минуты? - На сколько метров увеличивается расстояние между Винни-Пухом и Пятачком за 1 минуту? (На 50 м.) П. Работа по учебнику (раздел «Выбираем, чем заняться»). Задание 1. Определите все возможные маршруты почтальона. Сколько их получилось? 1-й маршрут: 19+18 +15 = 52 (км); 2-й маршрут: 24+ 15 + 18 = 57 (км); 3-й маршрут: 24 + 27 + 18 = 69 (км); 4-й маршрут: 19 + 27+ 15 = 61 (км); 5-й маршрут: 30 + 15 + 27 = 72 (км); 6-й маршрут: 30 + 18 = 27 = 75 (км). - Расстояние на плане указано в километрах. Найдите длину каждого маршрута. - Какой маршрут самый короткий? (52 км.) - Какой маршрут самый длинный? (75 км.) -На сколько самый длинный маршрут длиннее самого короткого? (75 -52 - 23 (км).) Задание 2. Начертите схему. Решение: 15+15+15 = = 15-3=45 (км). Вы вод: чтобы найти расстояние, надо скорость умно жить на время. Задание 3. Начертите схему. Решение: 60:3 = 20(км/ч) Вывод: чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. Задание 4. Начертите схему. Решение: 60: 15 = 4 (ч) Вывод: чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. Задание 5. Прямоугольник 3x6 разделили на два квадрата. Найдите площади прямоугольника и квадратов. Решение: 1)6-3 = 18 (кв. см) - площадь прямоугольника; 2) 18: 2 = 9 (кв. см) - площадь квадрата. - Проволоку согнули в виде квадрата 3x3. Два таких квадрата приложили друг к другу и получили прямоугольник. Какого размера прямоугольник получился? (3 х б.) Сколько израсходовали проволоки? Решение: 1)3-4=12 (см) - израсходовали на один квадрат; 2) 12 ■ 2 = 24 (см) - израсходовали всего. Задание 6. Найдите площадь израсходованной бумаги. Длина-6 см. Решение: 1) 3 ■ 6 = 18 (кв. см); Ширина - 5 см. 2) 3 • 5 = 15 (кв. см); Высота - 3 см. 3) 18 - 2 + 15 • 2 = 36 + 30 = 66 (кв. см). Задание 7. Какую часть площади круга вместе составляют закрашенные участки? Урок 90 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН» Цель: проверить умения измерять длину отрезков в сантиметрах и миллиметрах. Ход урока I вариант. 1. Начертите отрезки длиной 57 мм и 75 мм. 2. Переведите сантиметры в миллиметры и наоборот. 4 см =... мм 20 мм =... см 7 см =... мм 80 мм =... см
9 см 4 мм =... мм 37 мм =... см... мм 1 см 8 мм =... мм 72 мм =... см... мм 3. Вычислите длину пути. Турист шел 4 часа и проходил за каждый час 5 километров. Сколько километров он прошел? 4. Найдите площадь прямоугольника. 5. Определите время движения. Самолет вылетел в 8 часов утра и в 14 часов прибыл в место назначения. Сколько времени он был в пути?
II вариант. 1. Начертите отрезки длиной 57 мм и 75 мм. 2. Переведите сантиметры в миллиметры и наоборот. 5 см =... мм 30 мм =... см 9 см =... мм 70 мм =... см
6 см 3 мм =... мм 64 мм =... см... мм 2 см 7 мм =... мм 31 мм =... см... мм 3. Вычислите длину пути. Велосипедист ехал 5 часов и проезжал за каждый час 6 километров. Сколько километров он проехал? 5. Найдите площадь прямоугольника. 5. Определите время движения. Самолет вылетел в 7 часов утра и в 13 часов прибыл в место назначения. Сколько времени он был в пути?
Еще раз про деление (с. 94—95) Цель. Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения. Задачи: формирование понимания тесной связи деления с умножением. Основная мысль: на число 2 делятся числа, полученные умножением на 2, на число 3 делятся числа, полученные умножением на 3 и т. д. № 5. Проверка знания табличных случаев умножения. Учащиеся подбирают произведение в заданном промежутке и записывают равенство с делением (или проговаривают его устно). Нужно давать ответы, расположенные только между круглыми числами, либо включать и круглые числа. Ответы.
№ 8. Вычислительный тренинг. Учащиеся находят значений» выражений и выбирают те из них, которые делятся на 6. 302430 183018 2436 39 9 29 11 11. Ответы. 12 + 4 22 + 2 35 + 5 60 + 4 Дополнительно. Сколько яблок получит каждый? Ответы: 1) По 2 (16: 8 = 2), 2) по Я (24:8 = 3), 3) по 5 (40: 8 = 5), 4) по 8 (64: 8 = 8). 12. Алгоритм поиска совершенных чисел описан в начале задания. 1) Выпиши все числа, на которые делится число... (10,12, 14 или 28). 2) Сложи все делители числа... (10, 12, 14 или 28). Решение: • Делители числа 10 — 1, 2, 5 и 10. Найдем сумму делителей, не включая в нее само число 10: 1 + 2 + 5 = 8, 8 < 10. • Делители числа 12—1,2, 3,4, 6 < 12. Сумма делителей: 1 + 2 + 3 + 4 + 6 = 16, 16 > 12. • Делители числа 14—1,2, 7 < 14. ^ Сумма делителей: I + 2 + 7 = 10, 10 < 14. • Делители числа 28 —1,2,4, 7, 14 < 28. Сумма делителей: 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28. Сумма делителей равна самому числу 28. Значит, 28 — совершенное число.
Тема урока: Выражения Цели. Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0. Ход урока: 1. Знакомство с понятием выражение. Работа с правилом. 2. № 1. Стр.112. Запись выражений. 3. Знакомство с названиями чисел, участвующих в делении. 4. Закрепление материала с устными вычислениями. 54-21 47+36 7-5 21:3 45:5 3-9 37-13 16 + 34 34+18 25-19 36:4 4-7 4-8 24:6 20 + 48 50-32 1) Найдите в каждом столбике: а) сумму; б) разность; в) частное; г) произведение. 2) Найдите и назовите в каждом столбике число, которое является а) множителем, б) уменьшаемым, в) делителем, г) слагаемым, д) делимым, е) вычитаемым. 3) Назовите в каждом столбике число, которое является: а) суммой чисел; б) разностью чисел; в) частным чисел; г) произведением чисел. 5. № 2. стр. 112. Выбор арифметического действия для решения задачи. а)32 + 48, 6)64-48, в)20-4, г) 100: 10. Ответы: а) 80, б) 16, в) 80, г) 10. 6. № 3 стр. 113Знакомство с делением числа 0 на другие числа. 7. № 4 стр. 113 Закрепление правил действий с числами 0 и 1. 8. № 5 стр. 113 Объяснение с математической точки зрения бессмысленность деления на 0: при делении на 0 нарушаются другие правила математических действий! 9. Итог урока
6. Учащиеся придумывают задачи и решают их. Задание направлено на понимание смысла арифметических действий. Числовые данные в выражениях не связаны между собой; к каждому выражению можно сформулировать свою задачу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|