Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема занятия: Эволюция нормативного обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации




Справочные материалы к семинарским (практическим) занятиям

Тема 6. Система правого обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Семинар № 11

Тема занятия: Эволюция нормативного обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.).

2. Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности» (2010 г.).

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997г., 2000 г.).

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.)

Основополагающим и хронологически первым нормативным правовым актом, направленным на регулирование общих вопросов обеспечения безопасности России, является принятый 5 марта 1992 г. Закон РФ «О безопасности», который:

официально закрепил основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,

определил систему безопасности РФ и ее функции,

установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Фундаментальный характер Закона обусловливает целесообразность кратко проанализировать его содержание и структуру.

Закон РФ «О безопасности» состоит из пяти разделов, содержащих 22 статьи. Рассмотрим кратко их содержание.

Раздел I (ст. 1-7) содержит положения и принципы обеспечения безопасности.

Здесь (ст.1) определяются понятия «безопасность», «жизненно важные интересы» и «основные объекты безопасности». К последним отнесены «…

личность, ее права и свободы;

общество, его материальные и духовные ценности;

государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Официальное определение в качестве объектов обеспечения безопасности личности, общества и государства и разграничение их интересов являются необходимыми условиями для дальнейшего нормативно-правового закрепления и фактической реализации их прав и обязанностей.

В ст. 2 определены субъекты обеспечения безопасности, к которым отнесены государство, в качестве основного субъекта, а также граждане, общественные и иные организации и объединения.

Законодательное закрепление принципиальной возможности непосредственного участия граждан и общества в целом в обеспечении безопасности Российской Федерации разрушает существовавшую ранее «монополию» государства на указанную деятельность и является важным шагом на пути формирования правового государства и демократического общества.

В ст. 3 определено понятие «угроза безопасности» - «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Здесь же говорится, что «Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности …определяет содержание деятельности по обеспечению… безопасности». Однако сущность понятий реальной и потенциальной угрозы в законе не раскрывается.

В ст. 4 определяется, что обеспечение безопасности достигается «… проведением единой государственной политики …системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства». В целях создания и поддержания необходимого уровня безопасности «… разрабатывается система правовых норм, …определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления». Для «… непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности … в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности». Вместе с тем, вопрос о критериях, позволяющих определить уровень (фактический и необходимый) обеспечения безопасности, остается открытым.

В ст. 5 постулируются основные принципы обеспечения безопасности: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Последнее особенно важно, т.к. на законодательном уровне закрепляет необходимость развития государственной политики по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного сотрудничества.

Ст. 6 устанавливает, что законодательную основу обеспечения безопасности Российской Федерации образуют Конституция РФ, настоящий Закон, другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности, конституции и нормативные акты субъектов РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

В ст. 7 говорится о необходимости соблюдения прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.

Раздел II (ст. 8-12) посвящен рассмотрению системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Здесь определяются основные элементы системы безопасности Российской Федерации —

«… органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане …, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности» (ст. 8),

функции системы безопасности (ст. 9);

устанавливается разграничение полномочий органов власти в системе безопасности (ст. 10);

регламентируются общие вопросы руководства государственными органами обеспечения безопасности (ст. 11);

определяются силы и средства ее обеспечения (ст. 12).

Раздел III (ст. 13-19) устанавливает общие положения о порядке формирования, структуре и функционировании Совета безопасности РФ. В статье 13 определяется статус Совета безопасности РФ; в ст.14 - состав и порядок его формирования; в ст.15 - основные задачи; в ст.16 - порядок принятия решений. В статье 17 устанавливаются порядок и цели формирования межведомственных комиссий Совета безопасности РФ; в ст.18 - цели деятельности аппарата Совета безопасности РФ; в ст.19 - основные задачи, возлагаемые на межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности РФ.

Разделы IV (ст. 20) и V (ст. 21-22) определяют порядок финансирования, регламентируют контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности.

Итак, принятый в 1992 г. Закон РФ «О безопасности»

закрепил основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,

определил систему безопасности Российской Федерации и ее функции,

установил основы обеспечения личности, общества и государства,

определил систему безопасности Российской Федерации и ее функции,

установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Таким образом, Закон РФ «О безопасности» явился новеллой в отечественном праве, закрепляя и раскрывая на высшем - законодательном уровне понятия и содержание системы обеспечения безопасности России. Это определяет его важную роль в механизме государственно-правового регулирования обеспечения безопасности личности, общества и государства.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных