ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Национальной безопасности за рубежомСправочные материалы к семинарским (практическим) занятиям Тема № 4. Система национальной безопасности Семинар № 8 Тема занятия: Современные зарубежные концепции национальной безопасности и динамика их изменений Учебные вопросы: 1. Зарождение и формирование концепции национальной безопасности за рубежом. 2. Особенности современных зарубежных концепций национальной безопасности.
Зарождение и формирование концепции национальной безопасности за рубежом
Система национальной безопасности любой страны базируется на концептуальных политических нормативно-правовых документах, в которых излагаются официальные взгляды на роль и место государства в мире, его национальные ценности, интересы и цели, способы и средства противостояния внешним и внутренним опасностям и угрозам. В разных странах название документов, раскрывающих содержание концепции национальной безопасности, различное. В частности, в США - это «Стратегия национальной безопасности», в Канаде и Турции - «Политика национальной безопасности», в Италии - «Стратегическая концепция национальной обороны», в Великобритании, Германии, Китае, Японии и ряде других стран подобными документами являются так называемые «Белые книги». Положения этих документов являются базой для формирования и осуществления единой общегосударственной политики реализации и защиты национальных интересов, разработки частных концепций и планов, связанных с обеспечением национальной безопасности в международной, военной, экономической, социальной, экологической, информационной и других сферах. Наиболее отработанная и развитая система формирования концептуальных основ национальной безопасности в настоящее время сложилась в США. Под «национальной безопасностью» в США понимают состояние защищенности государства от враждебных актов или других видов вмешательства, в том числе от внутренних угроз. Понятие «национальная безопасность» включает как национальную оборону, так и внешние отношения государства в политической, экономической и других сферах. По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться: во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств; во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене; в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно. Своими истоками нормативные документы в сфере национальной безопасности уходят в 50-е годы ХХ века. В основу американской теоретической модели национальной безопасности положены научные труда Г. Моргентау, который считал, что содержание национальной безопасности и национальных интересов определяется политическими традициями и общим культурным контекстом, в рамках которых нация формулирует свою внешнюю политику. При этом есть некоторые вещи, которые «все государства не могут не делать: защищать свою физическую, политическую и культурную сущность против посягательств других государств». Следует отметить, что в 50-е годы в академических кругах США ещё не выделяли категорию национальной безопасности из категории национальных интересов. Поэтому для проведения границы между двумя этими категориями политики, Вольферс предложил такое определение категории национальной безопасности - «безопасность в объективном смысле измеряется отсутствием угрозы приобретенным государством ценностям, а в субъективном смысле, отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе». Уже во второй половине 60-х годов ХХ века в основе концепции национальной безопасности США лежал идеологический подход в его чистом виде - антикоммунистический подход холодной войны. В 70-е годы ХХ века, в период разрядки, в процессе формирования концепции национальной безопасности США верх взяли идеи школы политического реализма, в соответствие с которыми международные и внутренние дела государства, вообще существование государства должно базироваться на основе соблюдения законов. Но уже в 80-е годы ХХ века на поверхность вновь всплыли варианты доктрины национальной безопасности, сформулированные ещё в начале 60-х годов сторонниками идеологизированной политики. Как известно, Р. Рейган именно в подобных выражениях и терминах определил внешнеполитическую сторону концепции национальной безопасности США на тот период: «Для восьми американских администраций и двадцати конгрессов основы американских внешнеполитических принципов оставались непоколебимыми: противостояние тоталитаризму, защита демократических реформ и прав человека, содействие процветанию и свободе во всем мире, причем все это на основе мощной обороны и твердых обязательств перед союзниками и друзьями». Результаты распада СССР самым непосредственным образом отразились на доктрине национальной безопасности США, потребовав пересмотра ряда её положений. Теперь её суть заключается не столько в защите американских ценностей и противодействии коммунизму (предполагается, что с ним покончено), сколько в утверждении и защите верховенства США в мире, устранении всех врагов США. Именно таким образом современная концепция национальной безопасности США стремиться обеспечить безопасность государства от внутренних и внешних угроз, что, по сути, является ярким проявлением превращения доктрины национальной безопасности в доктрину американского гегемонизма. В 90-м году ХХ в., американцы пересмотрели свои основные установки национальной безопасности, заявив, что теперь отпала военная угроза Соединенным Штатам и их союзникам, поэтому они положили совершенно иное основание в понятие национальной безопасности. Теперь у них гвоздем является экономика - борьба за обеспечение преимущественного положения американцев и их компаний во всех местах земного шара. Стратегия концепции национальной безопасности США 90-х годов ХХ века в формулировке госсекретаря У. Кристофера состояла из «трех столпов», четырех принципов и пяти направлений. К «столпам» относятся: усиление экономики США, распространение демократии в мире с помощью США, усиление военной мощи США для охраны существующих ценностей и достижения новых. «Принципы» формулировались в виде долженствования: Америка должна: сохранить свое лидерство как единственная сверхдержава мира, установить эффективные политико-экономические отношения с наиболее сильными державами мира, создавать институты, содействующие экономическому сотрудничеству и решению проблем безопасности, поддерживать демократические процессы в мире в целях распространения американских идеалов и интересов в мире. Пять направлений включают: развитие открытой глобальной торговой системы, развитие нового порядка безопасности в Европе, содействие в установлении многостороннего мира на Ближнем Востоке, препятствие распространению оружия массового поражения в мире, борьба с международной преступностью, наркобизнесом и терроризмом. То есть концепция национальной безопасности США отошла от доктрины сдерживания и противодействия коммунизму, заменив её стратегией расширения гегемонии США, суть которой заключается в великодержавном америкоцентризме, крайней идеологичности (демократия, рынок по-американски) и агрессивном глобализме. Причем, американцы по каким-то причинам не разделяют категорию национальных интересов и категорию национальной безопасности. Основные цели политики в области безопасности в изложении авторов Доклада министерства обороны Конгрессу на 1996 год включали в себя: защиту жизни американцев как в своей стране, так и за рубежом, сохранение государственного суверенитета, политических свобод и независимости с их ценностями, институтами и территориальной целостностью, материальное и моральное процветание государства и граждан. Среди угроз американским ценностям и национальной безопасности указывались попытки региональных держав, враждебных интересам США, достичь гегемонии в своих регионах путем агрессии или устрашения, угрозы демократии и реформам в государствах бывшего СССР и его сателлитов в Восточной Европе, других странах. Таким образом, национальные интересы США сохраняют свою идеологичность и одновременно являют собой политику реализма, хотя первому и дается приоритетное значение. Сегодня, согласно американским взглядам, целенаправленность обеспечения национальной безопасности достигается путем выработки и реализации соответствующей стратегии, утверждаемой президентом страны. «Стратегия национальной безопасности», опубликованная Белым домом, – это основополагающий доктринальный документ, в котором администрация США излагает для внутренней аудитории и мировой общественности цели, задачи и методы их реализации в отношении вопросов национальной и международной безопасности. Впервые такой документ был выпущен в свет еще администрацией Ричарда Никсона. В 1986 году был принят закон Голдуотера–Никольса, который, в частности, сделал подготовку «Стратегии национальной безопасности» обязательной. Документ такого рода, естественно, носит декларативный характер, содержит обтекаемые, дипломатичные формулировки и не раскрывает полностью многие аспекты реальной политики, которые остаются засекреченными. Тем не менее «Стратегия национальной безопасности» вместе с другими доктринальными документами («Четырехгодичный обзор военной политики», «Обзор ядерной политики», «Обзор подхода к противоракетной обороне», «Стратегия в сфере кибербезопасности» и т.п.) дает достаточно развернутое представление о политических приоритетах американского руководства. По «Стратегии национальной безопасности» можно судить о степени преемственности и новизны в подходе соответствующей администрации к вопросам безопасности США. В ней анализируется военно-политическая обстановка, формулируются задачи государства на международной арене, определяются направления деятельности правительства по нейтрализации внешних и внутренних угроз. Первоосновой стратегии являются фундаментальные (постоянные) национальные цели, которые декларируются в конституции и заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа. Основными этапами формирования стратегии национальной безопасности являются: определение национальных интересов, которые подразделяются на жизненно важные, важные и гуманитарные; выработка национальной политики, то есть согласованных подходов к обеспечению защиты национальных интересов; определение целей стратегии национальной безопасности, а также средств и способов их достижения; оценка реализуемости и эффективности выдвинутой стратегии. Президент США непосредственно и через своего помощника по национальной безопасности принимает участие в разработке стратегии на всех этапах ее формирования. При этом он опирается на сложившийся механизм подготовки и принятия решений в сфере национальной безопасности. Непосредственная подготовка проектов президентских докладов и решений возложена на аппарат совета национальной безопасности. Он организует разработку соответствующими государственными органами (министерством обороны, госдепартаментом, ЦРУ и т.д.), а также различными исследовательскими организациями аналитических материалов, содержащих обоснованные предложения. При этом основные органы, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение совета национальной безопасности, относятся к разведывательному сообществу США. В целом, находящаяся у власти политическая группировка разрабатывает стратегию национальной безопасности как доктрину, выражающую ее политическую волю и идеологию. Этот документ обеспечивает реализацию целевого подхода в управленческой деятельности всех государственных органов, то есть постоянную ориентацию на конечные результаты. «Стратегия национальной безопасности США» является основой американского военно-политического курса. Выдвигаемые в ней цели и требования служат главными ориентирами программно-целевого планирования строительства вооруженных сил и развития всей системы национальной безопасности страны. Механизм реализация стратегии национальной безопасности в строительстве и применении ВС США предусматривает издание Пентагоном целого комплекса документов, на основе которых разрабатываются оперативные планы, военные программы и военный бюджет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|