ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОНОМИКЕВнедрение информационных технологий в сферу производства, торговли, банковского дела первоначально развивалось по пути создания доморощенных информационных систем. Термин АСУП (автоматизированная система управления производством), появившийся в 60-е годы был на слуху десятки лет. Однако главная проблема комплексной автоматизации не была решена, но при этом был накоплен опыт разработок подобных систем и подготовлены специалисты, способные решать задачи внедрения информационных технологий в сферу управления бизнесом на современном уровне. При проектировании АСУП зачастую игнорировались вопросы совместимости, стандартизации, что затрудняло внедрение современных технологий и приводило к большим затратам на модернизацию. В настоящее время, не смотря на специфику предметных областей, широкое распространение получили корпоративные информационные системы (КИС), базирующиеся на принципах корпоративных информационных технологий (см. подразд. 6.1) и современных стандартов (подразд. 8.3). Выделяют три основных класса задач, решаемых с помощью КИС [27]. Это задачи: • формирования отчетных показателей (налоговые службы, статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартной бухгалтерской и статистической отчетности; • выработки стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы высокоагрегированных показателей; • выработки тактических решений, направленных на оперативное управление и решаемых на основе базы частных, высокодетализированных показателей, отражающих различные стороны локальных характеристик функционирования структуры. Основной трудностью при внедрении КИС является диагностика. Здесь можно выделить три этапа: 1) обследование, системный анализ и оценка существующей структуры и технологий управления; 2) разработка новых вариантов организационных структур и технологий управления на основе информационных технологий; 3) разработка положения по реорганизации управления, плана внедрения, регламента управленческого документооборота. Условно выделяют тиражируемые, полузаказные и заказные КИС. Тиражируемая КИС не требует доработки со стороны разработчика, существует сама по себе, не предоставляет возможности внесения изменений. Такие системы предназначены для малых предприятий. Заказные системы при существующем уровне информационных технологий ушли в прошлое, они ненадежны, не соответствуют принятым стандартам и с трудом поддаются модернизации. Основная область их применения — производства с очень большой спецификой. Полузаказные системы являются наиболее гибкими, в большей степени удовлетворяют требованиям заказчика, требуют меньших капитальных затрат. Основная область их применения — крупные предприятия (сотни документов в месяц и более пяти человек в цепочке бизнес-процессов). В настоящее время на рынке корпоративных систем представлено большое число зарубежных разработок. Учитывая специфику принципов учета, управления, планирования, в российской экономике отечественные КИС занимают более прочные позиции. В табл. 6.1 представлены характеристики, функциональные возможности и области использования наиболее популярных отечественных КИС («Ай-Ти», «Галактика», «Парус», «1C») [8]. Таблица 6.1
Продолжение табл. 6.1
Продолжение табл. 6.1
Продолжение табл. 6.1
Примечание: «+» — да; Н/д — нет данных. «—» — нет; «*» частично; В/р — находится в разработке; В информатизации банковской деятельности происходили процессы, аналогичные рассмотренным выше. Выделяют два основных направления [8, 46]: 1) информатизация задач ввода и обновления оперативной информации, получения стандартной отчетности (OLTP-систе-мы-On-Line Tranzaction Processing на базе промышленных СУБД); 2) информатизация аналитических задач высокого уровня (анализ деятельности банка, подготовка консолидированного отчета, расчет и управление рисками и др.). В первом случае используются системы на базе промышленных СУБД, так называемые OLTP-системы. Во втором случае используется технология информационных хранилищ (Data Warrehouse) и приложений оперативной аналитической обработки OLAP (On-Line Analytic Processing). В табл. 6.2 представлены характеристики наиболее распространенных банковских информационных систем [52]. Т а б л и ц а 6.2
Продолжение табл. 6.2
Кроме КИС следует отметить программные системы, реализующие отдельные функции управления: 1. Бухгалтерские программы: 1C: Бухгалтерия, БЭСТ, Турбо-бухгалтер, Парус, Инфо-бухгалтер; 2. Системы автоматизации торговли: 1C: Торговля, Парус, БЭСТ 4, Фолио; 3. Информационно-справочные системы: Гарант, Консультант Плюс, Кодекс; 4. Программы для бизнес-планирования: Project Expert, Microsoft Project, Триумф-аналитик; 5. Системы автоматизации складского учета: 1C: Склад, Фолио, БЭСТ, Парус; 6. Системы автоматизации документооборота: Дело, Lotus Notus, 1C: Документооборот. Отдельно от проблем построения КИС рассматривается направление создания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Актуальность этой проблемы объясняется тем, что в старых системах зачастую выбранные элементы не стыкуются между собой, не удовлетворяют предъявляемым требованиям и нет средств и возможностей для исправления сложившейся ситуации. В настоящее время в области АСУ ТП господствующей является концепция открытых систем на основе системной интеграции, базирующаяся на следующих принципах [21]: • совместимость программно-аппаратных средств различных фирм-производителей снизу-вверх; • комплексная проверка и отладка всей системы на стенде фирмы-интегратора на основе спецификации заказчика. В большинстве случаев АСУ ТП представляют двухуровневую систему управления. Нижний уровень включает контроллеры, обеспечивающие первичную обработку информации, поступающей непосредственно с объекта управления. Программное обеспечение контроллеров обычно реализуется на технологических языках типа языка релейно-контактных схем. Верхний уровень АСУ ТП составляют мощные компьютеры, выполняющие функции серверов баз данных и рабочих станций, обеспечивающих хранение, анализ и обработку всей поступающей информации, а также взаимодействие с оператором. Основой программного обеспечения верхнего уровня являются пакеты SCADA (Supervision Control And DATA Acquisition). Наиболее ярко концепция открытых систем прослеживается в открытой модульной архитектуре контроллеров — ОМАС (Open Modular Architecture Controls), разработанной фирмой General Motors. Близкие к ним концепции предложены европейскими (European Open Systems Architecture for Controle within Automamation Systems — OSACA), японскими (Japan International Robotics and Factory Automation — IFORA, Japan Open Systems Environment for Controller Architecture — OSEC) и американскими (Technologies Enabling Agile Manufacting — TEAM Projects) организациями. Содержание ОМАС-требований заключается в основных терминах: Open — открытая архитектура, обеспечивающая интеграцию аппаратного и программного обеспечения; Modular — модульная архитектура, позволяющая использовать компоненты в режиме Pluge and Play; Scaleable — масштабируемая архитектура, позволяющая легко изменять конфигурацию для конкретных задач; Economical — экономичная архитектура; Maintenable — легко обслуживаемая архитектура. Аппаратная платформа контроллеров базируется на миниатюрных PC-совместимых компьютерах, обладающих высокой надежностью, быстродействием, совместимостью в силу «родственности» с компьютерами верхнего уровня. Операционная среда РС-кон-троллеров также должна удовлетворять требованиям открытости. Здесь наиболее распространенной является операционная система QNX (фирма QSSL, Канада). Архитектура QNX является открытой, модульной, легко модифицируемой. Спецификой работы с контроллерами является использование языков технологического программирования, описывающих сам технологический процесс и ориентированных на работу не программистов, а технологов. Накопленный опыт работы с подобными языками обобщен в стандарте IEC 1131-3, где определены пять основных языковых средств: SFG — язык последовательных функциональных схем; LD — язык релейных диаграмм; FBD — язык функциональных блоковых диаграмм; ST — язык структурированного текста; IL — язык инструкций. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|