Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятия виды и социокультурные предпосылки научных революций. Значение научных революций в развитии науки ( Концепция Галилея, П. Дюгема, К. Поппера).




В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, формирования картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки, становления стиля научного мышления, утверждения философских оснований научного познания.

Вторая тенденция заключается в появлении новых объектов науки и, соответственно, разработке новых методов познания, построении теорий, не согласующихся с прежними образцами объяснения и описания явлений, принципами построения научной картины мира и т. д.

В результате происходит смена доминирующей совокупности научных знаний, образцов решения конкретных исследовательских задач, методов, построения программ исследований и др., т. е. осуществляется смена старых научных парадигм согласно выводам американского философа Т. Куна и начинается создание новых, лучше объясняющих вновь полученные научные факты. На их основе складываются новые научно-исследовательские программы. Подобные изменения в науке часть исследователей называет научной революцией.

В более конкретном и глубоком понимании научными революциями считаются такие этапы в развитии науки, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий, обусловленной изменениями, в том числе и оснований науки. К этим основаниям относятся идеалы, нормы и методы исследования, научная картина мира, стиль научного мышления, философские идеи и принципы.

Перестройка оснований науки, а значит, и научные революции могут быть вызваны двумя основными причинами. Во-первых, в силу внутренней логики развития отдельной дисциплины, когда в ней появляются факты, складываются проблемы, фиксируются свойства изучаемых объектов или же появляются объекты, которые не находят объяснения в рамках данной дисциплины, не вписываются в существующую картину мира. Во-вторых, научные революции могут начинаться на междисциплинарном уровне в результате перенесения идеалов и норм одной науки в другую, что приводит к открытию новых явлений, объектов, созданию новых программ исследований, образованию новых научных дисциплин.

Различают две разновидности научных революций: 1) изменяется научная картина мира, а идеалы и нормы остаются прежними и 2) изменяется картина мира, идеалы и нормы, а также философские основания науки.

По масштабам воздействия на состояние науки различают глобальные и локальные научные революции.Глобальные научные революции приводят к изменению базисных принципов всех основных наук, что объясняется появлением новых объектов и направлений исследований, ведет к возникновению новых научных дисциплин. К таким революциям в науке относятся соответствующие сдвиги, вызвавшие сначала появление классического естествознания, затем дисциплинарно-организованной науки, вслед за ней произошли коренные сдвиги в научном познании, повлекшие за собой формирование неклассической науки с ее картиной мира, объектами и познавательными принципами. На основе ее проблемного поля начала складываться постнеклассическая наука.

Локальные революции заключаются в изменении объектов исследования, методов, идеалов и норм, а также специализированной картины мира в рамках отдельной отрасли знания. К таким революциям относится революция в биологии, вызванная открытием структуры ДНК Уотсоном и Криком в 1953 г.

Существуют также частнодисциплинарные революции, связанные с открытием новых явлений в рамках отдельного научного направления или дисциплины, значение которых не выходит за пределы исследовательских задач дисциплинарных областей.

Первая глобальная научная революция произошла в XVII в. в Европе. Ее результатом стало возникновение классической науки и классической механики, затем и физики.

Вторая глобальная научная революция охватила период времени начиная с конца XVIII в. и заканчивая первой половиной XIX в. Она означала переход классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке (биологии, химии, геологии и др.), хотя при этом идеал классического естествознания не претерпел существенных изменений.

Третья глобальная научная революция продолжалась с конца XIX в. до середины XX в. Ее главным признаком было появление неклассического естествознания с его характерными особенностями.

Четвертая глобальная научная революция, начавшаяся в 70-е гг. XX в., выразилась в рождении постнеклассической науки, объектами которой стали исторически развивающиеся системы, компонентами которых является сам человек как объект и субъект познания одновременно.

Научным революциям принадлежит решающая роль в обновлении и быстром росте новых научных знаний, в качественном изменении представлений о мире и человеке, в обеспечении жизнеспособности рода Homo sapiens.

Концепция Галилея

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения действующих в ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

П. Дюгем также считал, что хотя в истории науки много крупных сдвигов и переворотов, но для того, чтобы включить их в какую-то рациональную реконструкцию, их надо свести к постепенности, непрерывности, тогда они будут поняты. Новая и старая теории связаны принципом соответствия, т.е. старая выводится из новой при изменении параметров. Напр., классическая механика может быть выведена из механики релятивистской.

Другая модель развития науки – развитие через революции. Один из самых ярких выразителей этой идеи историк науки А. Койре. Койре не отрицает, что каждое научное открытие

подготавливается предшествующим развитием науки. И тем не менее: хорошо подготовленная революция есть, тем не менее, революция. Койре в своей знаменитой работе «Галилеевские этюды» показал, что революция в истории науки – это некая прерывность и она не должна рассматриваться как нечто бесконечно далекое в прошлом. В ходе научной революции изменяется не только скорость развития науки, но и само ее направление.

Во второй половине 20 века при интерпретации научных революций на передний план выдвинулся важный момент: межреволюционные периоды в развитии науки трудно понять без соответствующей интерпретации научной революции. От такой интерпретации зависит понимание кумулятивных периодов. Т.е. мало сказать, что развитие науки идет через революции. Надо еще выявить механизм революционных сдвигов. Из существующих моделей, опиравшихся на историю науки, прежде всего естествознания, рассмотрим следующие.

Направление реконструкции научного развития, основанной на изучении логики науки /логической реконструкции/, связано с идеями Карла Поппера (р.1902), изложенными в двух его основных трудах: "Логика научного открытия" (1961) и "Предложения и опровержения" (1962).

Продолжая традиции позитивизма, критический рационализм пытается определить критерии демаркации между наукой и псевдо-наукой, стремится ограничить сферу рациональности – науку от метафизики и идеологии, которые не обладают врожденным иммунитетом против влияния иррационализма. По мысли Поппера, наука и рациональность могут и должны стать оплотом в борьбе против иррационального духа тоталитаризма и социально-политической демагогии (см. его книги "Нищета историзма" и “Открытое общество и его враги”).

Рационализм концепции Поппера противопоставляется эмпиризму неопозитивистов. Разногласия затрагивают принципы обоснования научного знания, проблемы региональной "реконструкции” научно-исследовательских процессов в их истории, понимания сущности научного метода. С точки зрения критического рационализма в научном исследовании преимущественное значение имеют не эмпирические данные, а рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных.

Поппер считает, что эмпирический базис не представляет собой чего-то окончательно истинного, как полагали неопозитивисты, а является продуктом конвенции. Причем конвенции, зависящей от соответствующей теории. Рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Синонимом рациональности являются бескомпромиссная критика, основанная на принципе фальсификации.

Теория, которая не может быть опровергнута каким бы то ни было мыслимым событием, согласно взглядам К.Поппера, не научна. Неопровержимость есть не достоинство теории (как часто думают),а ее недостаток. Следствием таких утверждений является признание принципиальной гипотетичности, предположительности знания, поскольку претензия знания на абсолютную истинность противоречит принципу критицизма, и, следовательно, нерациональна.

В отличие от представителей Венского кружка К.Поппер не считал, что все философские проблемы науки сводятся лишь к анализу ее языка, выяснению значений ее терминов. "Имеется по крайней мере одна философская проблема, которой интересуется любой мыслящий человек. Это проблема космологии, проблема познания мира, включая нас самих (и наше знание) как часть этого мира”. Философия при этом сводится к теории познания, иди эпистемологии (теории научного познания), а ёе центральной проблемой является проблема роста знаний.

7. Философские основания и сущностные черты классической науки (XVII в. – первая половина XIX в.)

Классическая наука формируются в эпоху модернизации, перехода от аграрного традиционного общества к обществу индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. Основания классического научного рационализма складываются в эпоху ранних буржуазных революций (Нидерланды, Англия), в контексте такого широкого общественно-политического движения как Просвещение. Просвещенческий проект социального переустройства базировался на таких принципах как: рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональном устройстве мира; прогрессизм – вера в возможность преобразования и улучшения окружающей социальной и материальной среды посредством развития человеческого разума; гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость законов мироздания с целью обретения власти над вещами, природой; сциентизм – квали-фикация научного знания как ведущей формы культуры и главной производительной силы общества.

Актуализация рационального отношения человека к миру была обусловлена кризисом традиционализма, наращиванием темпов модернизации, накоплением креативных смыслов в культуре. Развитие производства и промышленная революция, становление буржуазных отношений и урбанизация, выделение третьего сословия и демократизация радикально изменяют представления о смысле человеческого существования. Героем культуры модерна является homo faber - человек производящий, обязанный своим благополучием, не наследуемым сословным привилегиям, а своему труду, бережливости, предприимчивости и изобретательности. Человек начинает осмысливаться, как, при-званное господствовать над природой, разумное существо. Развитие нововременного рационализма во многом было инициировано утилитарными (с позиций пользы) стимулами. Утилитарное мировосприятие проявлялась в отношении нововременного человека к природе как неисчерпаемому резервуару ресурсов, предназначенному для удовлетворения его растущих потребностей. С утилитарных позиций оценивалось знание как средство обретения власти над природой. Основанное на чувстве неудовлетворенности миром утилитарное отношение к миру способствовало формированию особого инструментального разума. Его специфика заключалась: во-первых, в дистанцировании от традиционных ценностей; во-вторых, в абсолютизации инструментально-технологической сферы культуры как базисной, в-третьих, в направленности на технологическое усовершенствование природной и социальной окружающей среды.

Дистанцирование от традиционных ценностей достигалось за счет секуляризации (освобождение от церковного влияния) культуры, которая принимала разные формы, имела различную интенсивность. Крайним проявлением независимости разума от истин религиозного откровения был атеизм. Однако более распространены были: растворяющий бога в природе пантеизм и утверждающий, что бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий, деизм. Минимизируя функции религиозных догм деизм и пантеизм способствовали развитию свободомыслия.

Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века. Основные ученые: Начало положено в трудах Коперника (1473-1543)- создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения.

Джордано Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики. И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Г. дело создания классической механики, она приобрела окончательный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные открытия:

1. Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;
2. Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;
3. Химия, переодическая система элементов Менделеева;
4. Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;
5. Клеточная теория, Шлейден, Шванн;
6. Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;
7. Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.
Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы:
1. Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами);
2. Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);
3. Принцип единства законов земного и небесного миров;
4. Мир качественно однороден, есть только количественные различия;
5. Наличие жестких причинно-сдедственных связей;
6. Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;
7. Объект исследования – материальные предметы;
8. Уверенность существования конечного предела делимости материи;
9. Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;
10. Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;
11. Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;
12. Описание объекта без примесей субъективности;
13. Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных