ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Скептицизм философии XX векаФилософия XX в., как позднеантичная и ранневозрожденче-ская, вернулась к человеку. На вершине развития научной и технической мысли философия в лице М. Хайдеггера и А. Швейцера призывает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и поведение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противопоставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении. В то же время отказ логики истории, на которую рассчитывал XIX век и в человеческой жизни и в природе, открыл дорогу произволу. 1 Цит. по: Проблема человека в западной философии / сост. П. С. Гуревич. — М., 1988.— С. 299. Если самое влиятельное направление отказывается от решения вопроса о смысле жизни и заключает об абсурдности бытия — это кризис. Справедливо или нет утверждение Хайдеггера, что понятийное мышление исчерпало себя и требуются иные формы познания — это свидетельство того, что философия завершила еще один круг развития. Своим «вопрошанием» философия вернулась к Сократу, но Хайдеггер тянет ее дальше и прямо заявляет, что хотел бы конца философии вообще. Философия пришла к самоотрицанию вслед за тем, как европейская культура, по Хайдегге-ру, — к нигилизму. Провозгласив возврат к античной культуре, деятели Возрождения способствовали восстановлению преемственности в философии. Призвав вернуться к досократикам, Хайдеггер поставил под вопрос философию как таковую, завершая не только ее отдельный этап, но ее в целом. Антиинтеллектуализм (скептическое отношение к разуму как к таковому) прагматиков, психоаналитиков, экзистенциалистов и неопозитивистов — реакция против рациональных основ философии Нового времени. Появляется много интересных частных направлений, но теряется целостность видения мира. Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время началось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. В роли скептиков выступили неопозитивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, и прагматисты с их заменой истинности на полезность, и психоаналитики с их заменой сознания подсознательным, и экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Европейская философия дошла до скептицизма и пессимизма, и завершение ее круга — третьего после античного и христианского — не случайно совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое экзистенция? 2. Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личности? 3. В чем видел экзистенциализм абсурд существования? 4. В чем основное философское значение психоанализа? 5. Что нового внес в психоанализ Юнг? 6. Каковы основные характеристики двух моделей поведения, по Фромму? 7. Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX века? 8. Что такое верификация и фальсификация как способы проверки научного знания? 9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма? 10. В чем проявился скептицизм в философии XX века? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Камю А. Человек бунтующий // Сочинения: в 5 т. — Т. 3. — Мм 1998. Новая технократическая волна на Западе / сост. П.С.Гуревич. — М., 1986. Поппер К. Логика научного исследования. — М, 2010. Проблема человека в западной философии / сост. П.С.Гуревич. — М, 1988. Самосознание европейской культуры XX века / сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989. Фрейд 3. Психология бессознательного. — СПб., 2012. Фромм Э. Психоанализ и этика. — Мм 1998. Хайдеггер M Время и бытие. — М., 2007. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|