ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Системный подход и функциональный анализК числу всеобщих методов познания, используемых и в философии, относятся также системный подход и функциональный анализ. Свое методологическое обоснование они получили в XX в. Системный подход ориентирован на изучение качественно новых свойств, которые имеются у системы в целом, но отсутствуют у ее элементов. Простейший пример: у воды как жидкости имеются свойства (скажем, свойство текучести), которых нет у атомов водорода и кислорода, из которых состоит вода. Такие системные свойства получили название эмерджентных. Системный подход очень важен в философии. Например, философское исследование человека не может ограничиваться изучением отдельных его частей, а должно быть комплексным. Функциональный анализ основан на относительной автономности трех основных составляющих системы: элементов из кото- 1 Фуко М. Слова и вещи. — М., 1977. — С. 37, 39. рых она состоит, структуры, т. е. совокупности связей между элементами, и ее функций, т. е. того, как она действует. Именно относительная независимость функций от элементов и структуры определяет значимость специального исследования функций систем. Если мы обратим внимание на функции, выполняемые философией в целом, то к их числу можно отнести следующие: мировоззренческую, посредством которой философия способствует созданию у людей определенного присущего именно им общего воззрения на мир и свое отношение к нему; познавательную, посредством которой философия постигает и сообщает знания наиболее фундаментальных особенностей человека и Универсума; преобразовательную, посредством которой философия помогает преобразовывать мир и социальную действительность; методологическую, выполняя которую философия изучает всеобщие и общенаучные методы исследования и их роль в познании; критическую, посредством которой философия осуществляет критический анализ всего человеческого знания; гуманистическую, посредством которой философия помогает людям решать встающие перед ними проблемы. Мы сказали о функциях философии как таковой, но у каждой отдельной философской системы есть свои конкретные функции, которые она выполняет. Анализ функций любой системы, включая и философию в самом общем виде, позволяет глубже и всестороннее понять мир, в котором мы живем. Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для исследований. Метод и принцип По существу, основные методы философствования — скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше — воля к власти и т.д. О роли принципа в философии B.C. Соловьев сказал так: «Когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того чтобы он всецело был выражен и вполне развит необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа»1. Важны также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления; совокупность рациональных правил — универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно. Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество. Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке и обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|