Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схемы алгоритма и псевдокоды




Формальное описание алгоритмов осуществляют с использованием схем алгоритмов и псевдокодов. На изображение схем алгоритмов существует ГОСТ 19.701–90, согласно которому каждой группе действий ставится в соответствие блок особой формы. Некоторые, часто используемые обозначения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Название блока Обозначение Назначение блока
1. Терминатор Начало, завершение программы или подпрограммы
2. Процесс Обработка данных (вычисления, пересылки и т.п.)
3. Данные Операции ввода-вывода
4. Решение Ветвления, выбор, итерационные и поисковые циклы
5. Подготовка Счетные циклы
6. Граница цикла Любые циклы  
7. Предопределенный процесс Вызов процедур  
8. Соединитель Маркировка разрывов линий
9. Комментарий Пояснения к операциям

 

При разработке алгоритма каждое действие обозначают соответствующим блоком, показывая их последовательность линиями, идущими слева направо и сверху вниз. Для удобства чтения схемы желательно, чтобы линия входила в блок сверху, а выходила снизу. Если направление линии отлично от стандартного, то в конце линии ставится стрелка, в противном случае ее можно не ставить.

Если схема алгоритма не умещается на листе, то используют соединители. При переходе на другой лист или получении управления с другого листа в комментарии указывается номер листа, например, «с листа 3», «на лист 1».

Доказано, что для записи любого, сколь угодно сложного алгоритма достаточно трех базовых управляющих структур:

следование – обозначает последовательное выполнение действий (см. рисунок 1, а);

ветвление – соответствует выбору одного из двух вариантов действий (см. рисунок 1, б);

цикл-пока – определяет повторение действий, пока не будет нарушено некоторое условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (см. рисунок 1, в).

Рисунок 1 -Базовые алгоритмические структуры: следование (а), ветвление (б) и цикл-пока (в)

Помимо базовых структур используют еще три дополнительные структуры, производные от базовых:

· выбор – обозначающий выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (см. рисунок 2, а);

Рисунок 2 - Дополнительные структуры и их реализация через базовые структуры: выбор (а-б), цикл-до (в - г) и цикл с заданным числом повторений (д - е)

· цикл-до – обозначающий повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (см. рисунок 2, в);

· цикл с заданным числом повторений (счетный цикл) – обозначающий повторение некоторых действий указанное количество раз (см. рисунок 2, д).

На рисунке 2 (б, г и е) показано, как каждая из дополнительных структур может быть реализована через базовые структуры.

Перечисленные структуры были положены в основу структурного программирования – технологии, которая представляет собой набор рекомендаций по уменьшению количества ошибок в программах. В том случае, если в схеме алгоритма отсутствуют другие варианты передачи управления, алгоритм называют структурным, подчеркивая, что он построен с учетом рекомендаций структурного программирования.

Схема алгоритма детально отображает особенности разработанного алгоритма. Иногда такой высокий уровень детализации не позволяет выделить суть алгоритма. В этих случаях для описания алгоритма используют псевдокод.

Псевдокод базируется на тех же основных структурах, что и структурные схемы алгоритма. Описать на псевдокоде неструктурный алгоритм нельзя.

Для каждой структуры используют свою форму описания. В специальной литературе были предложены несколько вариантов псевдокодов. Один из них приведен в таблице 2.

Таблица 2

Структура Псевдокод Структура Псевдокод
1. Следование <действие 1> <действие 2>     4. Выбор Выбор <код> <код1>: <действие 1> <код2>: <действие 2> ... Все-выбор
2. Ветвление Если <условие> то<действие 1> иначе<действие 2> Все-если 5. Цикл с заданным количеством повторений Для<индекс> = <n>,<k>,<h> <действие> Все-цикл
3. Цикл-пока Цикл-пока<условие> <действие> Все-цикл 6. Цикл-до Выполнять <действие> До<условие>

Пример 1. Разработать алгоритм определения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.

Существует несколько способов определения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Самым простым из них является так называемый «алгоритм Евклида». Суть этого метода заключается в последовательной замене большего из чисел на разность большего и меньшего. Вычисления заканчиваются, когда числа становятся равны.

Например:

а) A B б) A B
  225 125   13 4
  225-125=100 125   13-4=9 4
  100 125-100=25   9-4=5 4
  100-25=75 25   5-4=1 4
  75-25=50 25   1 4-1=3
  50-25=25 = 25   1 3-1=2
      1 = 2-1=1

Программа должна начинаться с ввода чисел. Заметим, что любой ввод данных пользователем должен сопровождаться запросом на ввод, чтобы пользователь знал, чего от него ждет программа после запуска. На схеме алгоритма и при записи псевдокодов этот запрос часто не указывают.

В основе алгоритма лежит циклический процесс, количество повторений которого заранее не известно (итерационный). Условие выхода из цикла – получение одинаковых чисел. Поскольку нельзя исключить, что пользователь введет равные числа, проверку будем осуществлять на входе в цикл, т. е. имеет смысл использовать цикл-пока. Если числа не равны, то при каждом проходе цикла одно из чисел (большее) должно заменяться разностью большего и меньшего. Для реализации этой замены потребуется описать оба варианта, т.е. использовать ветвление с проверкой, какое из чисел больше. После выхода из цикла можно выводить пользователю любое из двух полученных чисел, так как они равны между собой.

На рисунке 3 показана схема алгоритма, а ниже приведено его описание на псевдокоде.

Рисунок 3 - Схема алгоритма Евклида

Алгоритм Евклида:

Ввести A,B

цикл-пока A¹B

если A>B

то A:=A-B

иначе B:=B-A

Все-если

Все-цикл

Вывести А

Конец алгоритма

Алгоритмы более сложных программ разрабатывают, используя специальный метод.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных