Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






итоги Второй всероссийской научной студенческой конференции

Формирование общего профессионального пространства

«Библиотечный мир глазами студентов»)

В Челябинском государственном инсти­туте культуры 17 мая 2016 г. состоялась очная Вторая всероссийская научная студенче­ская конференция «Библиотечный мир глазами студентов». В ней приняли участие студенты Восточно-Сибирского, Кемеровско­го, Пермского, Самарского, Тюменского, Че­лябинского институтов культуры, Новосибир­ского государственного педагогического уни­верситета и Башкирского ' государственного педагогического университета им. М. Акмулы. Вниманию участников представлено два­дцать семь выступлений, направленных на осмысление современных тенденций развития библиотечного дела в контексте социокуль­турной действительности, анализ маркетинго­вых средств взаимодействия библиотеки с ме­стным сообществом. В данных докладах про­веден анализ библиотеки как института, спо­собствующего читательскому, творческому и интеллектуальному развитию личности, рас­смотрена трансформация библиотечного фон­да, обусловленного интеграцией традицион­ных и электронных ресурсов. Особое внима­ние уделялось различным аспектам автомати­зированных библиотечных технологий как инновационному ресурсу отрасли.

Секция «Библиотечное дело в контек­сте социокультурной действительности». Наиболее дискуссионной проблемой конфе­ренции стало обсуждение соотношения тра­диционной миссии библиотеки и ее инноваци­онных инициатив в просветительской, педаго­гической, социокультурной деятельности (вы­ступления В. Р. Галимхановой «Просвети­тельская деятельность научной библиотеки: взгляд изнутри», Ю. В. Воробьевой «Детские библиотеки: современное состояние и пер­спективы развития»). Стоит отметить, что бу­дущие профессионалы библиотечного дела являются сторонниками развития междеятельностного подхода, приверженцами обо­гащения технологий библиотечной деятельно­сти. Студенты отмечали необходимость изу­чения особенностей, требований и дифферен­циации библиотечного обслуживания разных групп пользователей, они связывали с этим возможность реализации профессиональных инноваций (выступления А. Г. Подъельской «Современная библиотека: взгляд представи­телей разных поколений (по результатам оп­роса)», Т. Г. Долгановой «"Теория поколе­ний": пути применения в библиотечной прак­тике»). Достижения и проблемы библиотеч­ной отрасли во многом обусловлены структу­рой и содержанием профильного библиотеч­ного образования. Выступление В. С. Марко­вой «Образовательный рынок подготовки библиотечных специалистов РФ» было по­священо раскрытию структуры образователь­ного рынка по ступеням образования: бака­лавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, дополнительное про­фессиональное образование.

Секция «Маркетинг как средство взаимодействия библиотеки с местным со­обществом». Базовым выступлением стал доклад А. А. Баришовец «Клиентинг как фи­лософия библиотечного маркетинга», в кото­ром прослежена эволюция освоения клиенто-ориентированного подхода в библиотечной сфере, проанализированы возможности и пре­имущества использования клиентинга в каче­стве методологии библиотечно-библиографической деятельности библиотек всех типов. Выступление С. А. Юрьевой «Проектная дея­тельность библиотек Бурятии» продемонстри­ровало широкий спектр проектов республи­канских библиотек, включающих экологиче­скую, краеведческую, педагогическую, досуговую направленность. Участие в проектной деятельности сельских, районных и городских библиотек позволяет не только привлекать дополнительные финансовые средства, но и стать более востребованным учреждением в пользовательской среде региона. Выступление А. С. Авсиевич «Маркетинговый анализ среды библиотеки семейного чтения "Ладушки" г. Кемерово» продемонстрировало эффектив­ность методик стратегического анализа для выработки рекомендаций более эффективного существования библиотеки в региональной среде. Применяя направления деятельности маркетинга, библиотеки сталкиваются с огра­ничением возможностей их использования. Студентки А. А. Гудочкина и С. А. Сычева в сообщении «Применение средств рекламной и издательской деятельности в формировании положительной репутации библиотеки» про­анализировали рекламные и издательские формы для продвижения учреждения, его продуктов и услуг (в том числе инновацион­ные коммуникационные каналы: веб-сайты, группы в социальных сетях, телевизионная реклама и др.), сформулировали предложения для усиления эффекта от использования рек­ламных и издательских средств для целей библиотеки. Изучению имиджевых характери­стик библиотечной профессии было посвяще­но выступление В. А. Муртазиной «Образ библиотеки и библиотекаря в русском кине­матографе». На материалах российского кино советского и современного периода, некото­рых зарубежных кинокартин студентка про­демонстрировала особенности восприятия библиотеки, библиотечной профессии и ее представителей социумом.

Секция «Библиотека как институт чи­тательского, творческого и интеллектуаль­ного развития личности». В современных библиотеках наиболее активно развивается сфера обслуживания, многочисленные инно­вации в ней инициированы для достижения большего соответствия библиотечной дея­тельности и ожиданий пользователей. Доклад А. О. Коноваловой «Чтение детей и юношест­ва: проблемы, варианты, перспективы» пред­ставил проблемную ситуацию в сфере чтения детей и юношества и его изучения, вызвал эмо­циональную дискуссию о приоритетных мерах стабилизации и развития читательской деятель­ности подрастающего поколения. Это выступле­ние дополнило сообщение Ю. А. Игишевой «Формы приобщения студенческой молодежи к чтению поэзии», в котором была представлена работа по изучению отношения студенческой молодежи Кемеровского государственного института к поэзии, проанализированы формы просветительской деятельности библиотеки по продвижению поэтического наследия клас­сиков и современных поэтов (в том числе ме­стных), представлены результаты использова­ния таких форм, их влияние на изменения от­ношения молодежи к поэтическим текстам. Доклад Н. С. Липиной «Роль библиотеки в развитии творческого потенциала детей» рас­крыл возможности игровых, клубных, чита­тельских форм библиотечной работы с деть­ми. Проанализирован опыт Пермской краевой детской библиотеки им Л. И. Кузьмина в их использовании для развития творческого по­тенциала детей. Э. Т. Шаптиева сделала сооб­щение на тему «Библиотека как инструмент формирования правовой культуры молодежи», в котором обобщила деятельность библиотек Республики Башкортостан по правовому про­свещению, воспитанию, консультированию молодежной аудитории. Еще один вид куль­туры личности – информационный – был про­анализирован в выступлении Ю. А. Еловиковой «Информационная культура пользовате­лей вузовских библиотек», в нем отмечалась комплексность и многогранность рассматри­ваемого явления, его актуальность в совре­менном обществе. На примере опыта научной библиотеки Пермского государственного уни­верситета продемонстрирована эффективность различных форм и методов формирования информационной культуры. В заключитель­ном докладе «Великие библиографы России» А. С. Челединова на материале биографии А. С. Суворина проанализировала вклад лич­ности в развитие издательской и библиогра­фической деятельности.

Секция «Современный фонд: интегра­ция традиционных и электронных ресур­сов» открылась выступлением А. В. Усковой «Периодические издания для женщин в Рос­сии: тенденции развития», рассматривающим эволюцию женских журналов с XVIII в. по настоящее время. Оратор проследила культу­рологическую связь сложной натуры женщи­ны и содержания журналов, созданных в соот­ветствии с их потребностями. И. А. Пеганова в выступлении «Библиотеки комиксов» про­анализировала жанровые особенности комик­сов, их эволюцию за рубежом и в России, со­временную комикс-среду. Особое внимание уделено освещению направлений работы оте­чественных и зарубежных библиотек с комик­сами и их читателями. В фокусе профессио­нального внимания студента находятся не только модные и популярные гибридные ху­дожественные жанры, но и электронные ре­сурсы классического и современного литера­турного наследия. Сообщение А. А. Перевозниковой «Детские писатели Бурятии: анализ информационных ресурсов» было посвящено тематическим, персональным, краеведческим сайтам, на которых представлены литературо­ведческие, критические, биографические, библиографические материалы о развитии детской литературы и творчестве отдельных авторов. Еще один доклад студента из Вос­точно-Сибирского института культуры касал­ся изучения информационно-документального обеспечения сферы туризма – В. А. Васюкова «Туризм в Бурятии: информационно-доку­ментальное обеспечение», в нем на основе выявленных особенностей Бурятского региона как пространства туризма проанализированы сетевые информационные ресурсы последне­го. В 2016 г. отмечается 250-летие со дня рож­дения Николая Михайловича Карамзина. Выступления В. А. Калинкиной «Н. М. Карам­зин: интернет-ресурсы» и В. А. Балахоновой «Произведения Карамзина на книжных аук­ционах» осмысливают содержание и структу­ру ресурсов, посвященных выдающемуся ис­торику, писателю и просветителю России, ос­вещают представленность его литературных и исторических работ на отечественных и зару­бежных интернет-аукционах.

Секция «Автоматизированные библио­течные технологии как инновационный ресурс отрасли» открылась выступлением А. В. Солиной «Интернет-технологии в биб­лиотеке», проанализировавшей на примере Пермского края достоинства и проблемы ве­дения библиотеками сайтов, блогов, страничек в социальных сетях. В сообщении И. И. Георгиевой «Исследование лингвистических средств электронных библиотек» представлены ре­зультаты тестирования государственных и частных электронных библиотек на предмет качества их лингвистических средств (структу­ра, программное обеспечение и т. д.). На осно­ве анализа выявлены проблемы поиска ин­формации в электронных библиотеках с точки зрения их лингвистических средств, предло­жена оптимальная структура лингвистическо­го обеспечения для улучшения поисковых возможностей электронных библиотек. Сле­дующее выступление М. И. Багдасарян «Элек­тронные библиотеки художественной литера­туры» было посвящено анализу контента, ор­ганизационным условиям доступа, особенно­стям представления художественных текстов на сайтах электронных библиотек. JI. Г. Си­нельникова продолжила разговор о становле­нии и эволюции информационно-поисковых средств в выступлении «Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие теории соз­дания информационно-поисковых тезауру­сов». И. И. Рябова в сообщении «Как выбрать эффективную АБИС в современных библио­теках» охарактеризовала современный спектр автоматизированных библиотечно-информа- ционных систем РФ, выделила критерии их эффективности, на основе которых проанали­зировала АБИС «MARC SQL», «Руслан», «Web-Ирбис».

Данная конференция стала важным со­бытием профессионального становления студентов. Она продемонстрировала широту тематики научных изысканий обучающихся по библиотечному направлению, сочетаю­щих как теоретические, так и практические исследования.

Участие студентов в конференциях по­добного уровня способствует глубокой про­фессионализации будущего специалиста, яв­ляется эффективным средством апробации результатов собственной научно-исследова­тельской работы, презентации своего видения деятельности и профессии, развития своих коммуникативных компетенций.

Материалы конференции будут опубли­кованы в журнале «Молодые в библиотечном деле» (Москва) в специальной рубрике, пред­ставляющей достижения студенческой науки.

Материал подготовлен И. Ю. Матвеевой

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая статистика и налоговая информация | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных