ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел 1. Царство Растения (Plantae)Пособие по Биологии Для поступающих в вузы Авторы: Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов. Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии. Научный редактор Гороховская Е.А. Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.
Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В. Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.
Оглавление От авторов. 7 Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 8 Введение. 8 Морфология и анатомия растений. 9 Глава 1. Особенности строения растительных клеток. 9 Глава 2. Растительные ткани. 14 2.1. Образовательные ткани (меристемы) 15 2.2. Покровные ткани. 17 2.3. Механические (арматурные) ткани. 19 2.4. Проводящие ткани. 19 2.5. Основные ткани. 21 2.6. Выделительные ткани. 22 Глава 3. Вегетативные органы.. 22 3.1. Корень и корневые системы.. 22 3.1.1. Морфология корня. 23 3.1.2. Анатомическое строение корня. 25 3.1.3. Корневые системы.. 26 3.1.4 Почва. 27 3.1.5. Удобрения. 28 3.1.4. Физиология корня. 30 3.2. Побег и системы побегов. 34 3.2.1. Морфология побега. 35 Внешнее строение побега. 35 Почки. 36 3.2.2. Развитие побега из почки. 37 3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление. 38 3.2.4. Видоизменения побега. 39 3.2.5. Стебель — осевой орган побега. 42 Общая характеристика стебля. 42 Анатомия стебля. 42 Транспорт веществ по стеблю.. 44 3.2.6. Лист — боковой орган побега. 45 Морфология листа. 46 Анатомия листа. 50 Функции листа. 51 Видоизменения листа. 54 Листопад. 55 Глава 4. Размножение растений. 56 4.1. Бесполое размножение. 56 4.2. Вегетативное размножение растений. 57 4.3. Половое размножение. 63 Глава 5. Генеративные органы.. 65 5.1. Цветок. 65 5.1.1. Морфология цветка. 65 5.1.2. Соцветия. 72 5.1.3. Опыление. 75 5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян. 76 5.2. Семя. 77 5.2.1. Состав семян. 77 5.2.2. Строение семени. 78 5.2.3. Типы семян. 78 5.2.4. Условия прорастания семян. 79 5.3. Плод. 80 5.3.1. Околоплодник. 81 4.3.2. Классификация плодов. 81 Систематика растений. 85 Глава 6. Низшие растения, или Водоросли. 85 6.1. Красные водоросли, или багрянки. 87 6.2. Отдел Бурые водоросли. 89 6.3. Отдел Зеленые водоросли. 90 6.4. Значение водорослей. 94 Высшие растения. 95 Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 95 Значение мхов. 98 Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta). 99 Значение плаунов. 100 Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 101 Значение хвощей. 103 Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 103 Семенные растения. 105 Глава 11. Отдел Голосеменные (Gimnospermae) 105 Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110 12.1. Двудольные растения. 112 11.2. Однодольные растения. 116 Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 118 Глава 13. Отдел Грибы.. 118 13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи. 119 13.1.2. Шляпочные грибы.. 121 13.1.3. Грибы-паразиты растений. 123 13.1.4. Значение грибов. 124 13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 125 13.2.1. Морфология лишайников. 125 13.2.2. Физиология лишайников. 126 13.2.3. Значение лишайников. 127 Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 128 Глава 14. Бактерии. 128 14.1. Морфология бактерий. 128 14.2. Физиология бактерий. 133 14.3. Значение бактерий. 135 Основные вопросы для повторения. 136 Ткани. 136 Корень. 137 Побег. 137 Лист. 137 Цветы и соцветия. 137 Плоды и семена. 138 Классификация цветковых. 138 Грибы.. 138 Водоросли. 139 Лишайники. 139 Моховидные. 139 Папоротникообразные. 139 Голосеменные. 139 Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 140 Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 143 15.1. Общая характеристика. 143 15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora ) 145 15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145 15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146 15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149 15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151 Подцарство Многоклеточные. 153 Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153 16.1. Появление многоклеточных животных. 153 16.2. Общая характеристика типа. 154 16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155 16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156 Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158 17.1. Общая характеристика типа. 158 17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160 17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162 17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 165 Первичнополостные. 168 Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168 18.1. Общая характеристика типа. 168 18.2. Строение и жизнедеятельность нематод. 169 Вторичнополостные. 173 Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173 19.1. Общая характеристика типа. 173 19.2. Строение и жизнедеятельность. 174 Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179 Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179 20.1. Общая характеристика типа. 179 20.2. Строение и жизнедеятельность. 181 Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 187 20.1. Общая характеристика типа. 187 20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 189 20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 193 20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 199 Строение и жизнедеятельность. 199 Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 208 Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 208 21.1. Общая характеристика типа. 208 21.2. Ланцетник. 210 Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 214 21.3. Характеристика подтипа. 214 21.4. Характеристика надкласса. 218 21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 219 21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 220 Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 228 Класс Земноводные (Amphibia) 228 21.7. Характеристика класса. 228 21.8. Строение и жизнедеятельность. 229 Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 243 21.9. Характеристика класса. 243 21.10. Строение и жизнедеятельность. 244 Класс Птицы (Aves) 252 21.11. Характеристика класса. 252 21.12. Строение и жизнедеятельность. 253 Класс Млекопитающие (Mammalia) 266 21.13. Общая характеристика класса. 266 21.14. Строение и жизнедеятельность. 268 Основные вопросы для повторения. 284 Простейшие. 284 Кишечнополостные. 284 Плоские черви. 285 Круглые черви. 285 Кольчатые черви. 285 Членистоногие, ракообразные. 286 Членистоногие, Паукообразные. 286 Членистоногие, Насекомые. 286 Головохордовые. 287 Рыбы.. 287 Земноводные. 287 Пресмыкающиеся. 288 Птицы.. 288 Млекопитающие. 288 Раздел 5. Человек. 289 Глава 22. Общее знакомство с организмом человека. 289 22.1. Человек и окружающая среда. 289 22.2. Строение и свойства клеток. 290 22.3. Ткани. 292 22.4. Органы, системы органов. 295 Глава 23. Опорно-двигательная система. 296 23.1. Скелет. 296 23.2. Мышцы. 299 Глава 24. Кровь. 302 24.1. Виды внутренней среды.. 302 24.2. Эритроциты, переливание крови. 303 24.3. Свертывание крови. 305 24.4. Лейкоциты, иммунитет. 306 Глава 25. Кровообращение. 308 25.1. Органы кровообращения. Сердце. 308 25.2. Работа сердца. Регуляция работы.. 310 25.3. Круги кровообращения. 311 25.4. Кровяное давление. Движение крови. 312 25.5. Лимфа. Лимфатические сосуды и узлы.. 314 Глава 26. Дыхательная система. 315 26.1. Строение органов дыхания. 315 26.2. Жизненная емкость легких. 317 26.3. Газообмен в легких и тканях. 317 26.4. Регуляция дыхания. 318 Глава 27. Пищеварительная система. 319 27.1. Функции органов пищеварения. 319 27.2. Строение пищеварительной системы. 320 27.3. Пищеварение в ротовой полости. 320 27.4. Пищеварение в желудке. 322 27.5. Пищеварение в кишечнике. 324 Глава 28. Обмен веществ и энергии. 326 28.1. Общая характеристика. 326 28.2. Белковый обмен. 327 28.3. Углеводный обмен. 327 28.4. Жировой обмен. 328 28.5. Водно-солевой обмен. 328 28.6. Витамины.. 330 Глава 29. Выделительная система. 331 29.1. Строение и функции. 331 29.2. Образование мочи. 333 29.3. Регуляция мочевыделения. 334 Глава 30. Эндокринная система. 335 30.1. Железы организма. 335 30.2.Гипоталамо-гипофизарная система. 336 30.3. Щитовидная, паращитовидные железы, надпочечники. 337 30.4. Поджелудочная железа, половые железы.. 339 Глава 31. Нервная система. 341 31.1. Строение и функции. 341 31.2. Строение и функции спинного мозга. 342 31.3. Строение и функции головного мозга. 343 31.4. Автономная нервная система. 345 Глава 32. Органы чувств (Анализаторы) 348 32.1. Понятие об анализаторах. 348 32.2. Зрительный анализатор. 349 32.3. Слуховой и вестибулярный анализаторы.. 352 32.4. Кожный анализатор. 354 Глава 33. Высшая нервная деятельность. 357 33.1. Создание учения о ВНД. Рефлексы.. 357 Глава 34. Размножение и развитие человека. 360 34.1. Мужская половая система. 360 34.2. Женская половая система. 361 34.3. Менструальный цикл: 362 Основные вопросы для повторения. 365 Общее знакомство с организмом человека. 365 Опорно-двигательная система. 365 Кровь. 366 Кровообращение. 367 Дыхательная система. 368 Пищеварительная система. 369 Обмен веществ и энергии. 370 Выделительная система. 371 Нервно-гуморальная регуляция. 372 Органы чувств. 373 Высшая нервная деятельность. 374 Размножение и развитие человеческого организма. 374 Раздел 6. Общая биология. 375 Глава 35. Введение в цитологию.. 376 35.1. Предмет и содержание цитологии. 376 35.2. Развитие представлений о клетке. 376 35.3. Общая характеристика химического состава клетки. 378 35.4. Неорганические вещества клетки. 379 35.5. Органические вещества. 382 35.5.1. Белки. 382 35.5.2. Углеводы.. 394 35.5.3. Липиды.. 399 35.5.4. Нуклеиновые кислоты.. 401 35.5.5. Рибонуклеиновые кислоты.. 401 35.5.6.Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) 401 Глава 36. Строение клетки. 401 36.1. Клеточные мембраны.. 401 36.2. Цитоплазма. Органоиды.. 401 36.3. Ядро. 401 Глава 37. Обмен веществ. 401 37.1. Общая характеристика. 401 37.2. Биосинтез белков, код ДНК, транскрипция. 401 37.3. Трансляция. 401 37.4. Фотосинтез. 401 37.5. Энергетический обмен. 401 Глава 38. Размножение и развитие. 401 38.1. Бесполое размножение. 401 38.2. Половое размножение. 401 38.3. Деление клеток. 401 38.4. Онтогенез, или индивидуальное развитие организмов. 401 38.5. Эмбриональное развитие. 401 38.6. Постэмбриональное развитие. 401 Глава 39. Неклеточные формы жизни. 401 Глава 40. Основы генетики и селекции. 401 40.1. Введение в генетику. 401 40.2. Законы Менделя. 401 40.3. Сцепленное наследование. 401 40.4. Генетика пола. 401 40.5. Наследование признаков, сцепленных с полом.. 401 40.6. Генотип целостная, исторически сложившаяся система генов. 401 40.7. Генетика человека. 401 40.8. Генетика популяций. 401 40.9. Изменчивость. 401 Глава 41. Основы селекции. 401 41.1. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений 401 41.2. Основные методы селекции растений. 401 41.3. Основные методы селекции животных. 401 41.4. Селекция микроорганизмов. Биотехнология. 401 Глава 42. Эволюционное учение. 401 Развитие биологии в додарвиновский период. 401 42.1. Карл Линней, креационизм.. 401 42.2. Жан Батист Ламарк, трансформизм.. 401 Основные положения эволюционной теории Дарвина. 401 42.3. Чарлз Роберт Дарвин. 401 42.4. Ч.Дарвин об искусственном отборе. 401 42.5. Ч.Дарвин о естественном отборе и дивергенции. 401 42.6. Формы естественного отбора. 401 42.7. Факторы эволюции. 401 42.8. Приспособленность организмов. 401 42.9. Вид. Критерии вида. 401 42.10. Популяция единица вида и эволюции. Микроэволюция. 401 42.11. Видообразование. 401 42.12. Главные направления эволюции. 401 42.13. Доказательства эволюции. 401 Глава 43. Возникновение и развитие жизни на Земле. 401 43.1. Теории возникновения жизни на Земле. 401 43.2. Эволюция пробионтов. Теория симбиогенеза. 401 43.3. Развитие жизни на Земле. 401 Глава 44. Происхождение человека. 401 44.1. Доказательства происхождения человека от животных. 401 44.2. Антропогенез. 401 44.3. Человеческие расы, их происхождение и единство. 401 Глава 45. Основы экологии. 401 45.1. Предмет и задачи экологии. 401 45.2. Экологические факторы.. 401 45.3. Абиотические факторы среды.. 401 45.4. Биотические факторы среды.. 401 45.5. Популяция: структура и регуляция численности. Экологическая ниша. 401 45.6. Рациональное использование видов. 401 45.7. Экосистемы. Характеристика экосистемы.. 401 45.8. Смена биогеоценозов. Искусственные биогеоценозы.. 401 45.9. Биосфера и ее границы.. 401 45.10. Живое вещество и его функции. 401 45.11. Человек и биосфера. 401 Основные вопросы для повторения. 401 Химический состав клетки. 401 Строение клетки. 401 Обмен веществ. 401 Размножение и развитие. 401 Основы генетики. 401 Основы селекции. 401 Эволюционное учение. 401 Возникновение и развитие жизни на Земле. 401 Происхождение человека. 401 Основы экологии. 401 Список рекомендуемой литературы.. 401
От авторов Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы. Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учащихся обычных школ, увлекающихся биологией, учителей биологии. Книга состоит из четырех разделов: растения, животные, человек, общая биология. Большое количество дополнительного материала, классические схемы и рисунки ко всем разделам, структурированность изложения, вопросы для самоконтроля в конце каждого раздела делают ее полезной как для учащихся при самостоятельном изучении курса биологии, так и для преподавателей биологии средних учебных заведений. Пособие написано учителями, многие годы успешно готовящими абитуриентов к поступлению в вузы с биологическим профилем. При изучении материала особое внимание нужно обращать на термины, выделенные курсивом. Рисунки, иллюстрирующие изложенный материал, облегчают понимание. Вопросы для самоконтроля находятся в конце каждого раздела, распределены по главам, и сформулированы по важнейшим проблемам главы. При написании пособия были использованы вузовские учебники и специальная литература отечественных и зарубежных авторов, список литературы приводится в конце пособия. Авторы выражают глубокую благодарность Коннычевой Г.Г., с легкой руки которой была написана эта книга. Особая благодарность научному руководителю и рецензенту доктору биологических наук, профессору Московского государственного педагогического университета Шаровой И.Х. за просмотр рукописи и ценные замечания и рекомендации по ее содержанию и структуре.
Раздел 1. Царство Растения (Plantae) Введение Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от других эукариотических организмов: © Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы. Иногда встречаются виды со смешанным (миксотрофным) и гетеротрофным питанием (растения-паразиты). © Клетка растений окружена целлюлозной клеточной стенкой, имеет пластиды, крупные, постоянно существующие вакуоли, заполненные клеточным соком, центриоли отсутствуют, основным запасным веществом является крахмал или близкие по строению и химическим свойствам углеводы (например, багрянковый крахмал). © Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни. © Растения не имеют специальных экскреторных органов. © Рост растений неограничен (т. е. могут расти в течение всей жизни) и происходит в определенных участках тела, образованных меристематическими, недифференцированными клетками. © Процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами — фитогормонами. © Для растений характерны особые ростовые движения — тропизмы и настии. Тропизмы — движения, связанные с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора среды (например, рост стебля в сторону света). Настии — движения в ответ на изменение факторов среды, действующих ненаправленно (например, движения лепестков цветка при смене дня и ночи). © У растений часто наблюдается и ветвление. Отношение поверхность\объем высокое. За счет этого создаются условия для более эффективного улавливания света и обмена веществ. Многообразие условий на нашей планете обусловило появление огромного разнообразия жизненных форм растений. Жизненная форма — внешний вид (габитус) растения, отражающий их приспособленность к условиям среды. Она возникает в результате естественного отбора в определенных условиях среды и отражает приспособленность растений ко всему комплексу экологических факторов. Например, ель в лесной зоне дерево, а на севере и в высокогорье — кустарник или стланник. Основными жизненными формами растений являются: © дерево — многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей его жизни; © кустарник — многолетнее растение с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина); © кустарничек — низкорослое многолетнее растение с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника); © полукустарник, полукустарничек — многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал); © травы — жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стебля
во, а на севере и в высокогорье — кустарник или стланник. Основными жизненными формами растений являются: © дерево — многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей его жизни; © кустарник — многолетнее растение с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина); © кустарничек — низкорослое многолетнее растение с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника); © полукустарник, полукустарничек — многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал); © травы — жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стебля
Без растений не возможно существование гетеротрофных организмов, так как они способны аккумулировать солнечную энергию и синтезировать органические вещества, необходимые для других живых организмов. Как первичные продуценты органического вещества, растения являются начальным звеном цепей питания гетеротрофных организмов. При создании органического вещества растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород, создавая тем самым условия для существования большинства живых организмов на нашей планете. Растения образуют разнообразные сообщества. Причем преимущественно растения определяют характер конкретного сообщества, обеспечивая разнообразие экологических условий для других организмов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|