Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВИДЫ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ, ФОРМЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




Как было сказано выше, содержание научной и методической деятельности весьма многообразно, что определяет виды научно-методических работ и формы их представления.

В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные ис­следования. Фундаментальные научные исследования проводят главным образом научно-исследовательские институты физиче­ской культуры и научно-исследовательские лаборатории универ­ситетов, академий физической культуры. Как правило, в разра­ботке таких тем участвуют коллективы, руководимые известными в своей области учеными [10]. Методическую работу проводят при­менительно к определенному виду профессиональной деятельно­сти, например дошкольное, школьное и вузовское физическое воспитание, юношеский и достиженческий спорт, оздоровитель­ные формы физической культуры, профессиональное физкуль­турное образование.

Формы представления результатов научно-методической дея­тельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию, объему, оформлению и т. д. отражают многообразие самой науч­но-методической деятельности. Основные формы, в которых ав­торы (студенты и профессорско-преподавательский состав) мо­гут довести до сведения других содержание своей научной или методической работы, — устные сообщения, письменные работы и опубликование в печати.

Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента — начинающего исследователя с научно-методической работой. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг). Первоначальный смысл рефератов представ­лял собой результат реферирования одной или нескольких книг по теме, на основании таких материалов составляются рефера­тивные сборники, например ИНИОНа (Институт научной ин­формации по общественным и гуманитарным наукам РАН). В вузах в реферате обычно требуется кратко раскрыть какую-либо тему [13, 16].

Выделяют два вида рефератов — литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных


по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направлен на характери­стику цели и задач исследования, методов для их решения, по­пытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа. Ма­териал рефератов может быть использован в курсовой, диплом­ной работе.

Объем реферата зависит от содержания реферируемого доку­мента (ГОСТ 7.9—95. «Реферат и аннотация. Общие требования»). В заглавии реферата отражается название реферируемой работы. Обычно в реферате не требуется титульного листа, подразделения текста, оглавления, но некоторые вузы вводят более высокие тре­бования и к этому виду работы.

Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим доклад мало чем отличается от реферата. Большое распространение в последние годы получили тезисы докладов на научно-практическую конферен­цию. Тезисы — краткое изложение основных положений доклада, фрагмента диссертации. Объем тезисов — 1 —2 с, доклада — 5 — 10 с. Устное сообщение (доклад) содержит задачи, методы иссле­дования, обоснование новых фактов, выводы, практические пред­ложения. На доклад отводится 10 — 25 мин, поэтому он должен быть предельно насыщен полезной информацией, без нежелатель­ных отступлений. Примером могут служить доклады по защите выпускных квалификационных работ. В процессе доклада возмож­на демонстрация иллюстративного материала. В практике суще­ствуют доклады по содержанию диссертаций с целью апробации своей работы. Рефераты и доклады в вузах выступают также в ка­честве зачетных работ, от их качества зависит получение студен­том зачета [13, 16].

Контрольная работа. Контрольная работа в вузе носит преиму­щественно зачетный характер, это своего рода письменный экза­мен. Оценка за контрольную влияет на зачет (иногда на экзамен). Контрольная работа состоит из ответов на ряд вопросов, реше­ния задач. Этот вид работы требует проявления студентом само­стоятельности, особенно если контрольная выполняется непос­редственно на семинарском занятии.

Курсовая работа. Это более сложный по сравнению с конт­рольной вид работы, требующий проявления творчества. Тему сту­дент выбирает из кафедрального перечня или предлагает свою, соответственно обосновав это. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя. Ее объем — 20 — 40 с. машинописно­го текста. Обязательны анализ литературных данных и изучения опыта работы в соответствии с темой, результаты педагогическо­го наблюдения, эксперимента, обработанные соответствующими методами. Оформляется курсовая работа по типу дипломной: ти­тульный лист, оглавление, выделение глав и разделов, выводы и


предложения, список литературы. Чтобы подготовка курсовой была более плодотворной, целесообразно увязать тему и содержание с будущей выпускной квалификационной (для дипломированного специалиста — дипломной) работой. Одобренная преподавате­лем — руководителем курсовой, работа представляется на защиту. Процедура защиты происходит в присутствии специальной ко­миссии, автор курсовой делает доклад, отвечает на вопросы, и комиссия на своем заседании выносит оценку, в которой учиты­ваются содержание работы и качество защиты. Таким образом, курсовая работы по основным признакам отражает содержание подготовки дипломной работы [16].

Дипломная работа. Многие годы дипломная работа в системе профессионального физкультурного образования была делом доб­ровольным: студент готовил ее по своему желанию, и она заме­няла один, а в некоторых вузах — все госэкзамены. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профес­сионального образования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищают дипломную работу. (Об этом речь идет в первой главе.) Дипломная работа по своему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соискание уче­ной степени кандидата наук. По дипломной работе утверждается научный руководитель (приложение 20, п. 6, 7).

Объем дипломной работы — от 40 до 80 с. машинописного текста, набранного через два интервала. Работа имеет титульный лист, оглавление, четкое разделение по главам и разделам, вы­воды, практические рекомендации, приложения, список лите­ратуры. Как правило, включает таблицы, иллюстрации. Состав­ляется план работы, план-проспект, который согласовывается с научным руководителем, определяются методы и организация исследования; по истечении срока работы фактический матери­ал представляется научному руководителю. На консультациях анализируется ход работы, вносятся коррективы. После завер­шения работы текстовый материал представляется на заключе­ние научному руководителю, после чего в напечатанном виде дипломная работа представляется на кафедру, и после рецензи­рования проводится процедура защиты. Доклад продолжитель­ностью не более 15 мин должен содержать основные положения, желательно их проиллюстрировать. После доклада члены комис­сии задают вопросы, качество ответов влияет на оценку защиты. Один экземпляр работы поступает в архив кафедры, где и хра­нится [4, 16].

Магистерская диссертация как вид выпускной квалификацион­ной работы для магистра то же, что и дипломная работа для дип­ломированного специалиста. Принципиальные подходы к харак­теру этих работ схожи, особенности требований отражены в соот­ветствующих государственных образовательных стандартах и по-


ложениях о названных видах работ, которые обычно разрабатыва­ет каждый вуз [8], (приложение 20, п. 3).

Кандидатская и докторская диссертации. Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование) — квалификационный научный труд, подготовленный для публичной защиты и получе­ния ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация. может представлять собой специально подготовленную рукопись, может быть выполнена в виде научного доклада, опубликованных монографии или учебника. Все, что связано с диссертациями, изложено в п. IV «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвое­ния научным работникам ученых званий» [1, 5, 6, 13 из гл. 6], (приложение 20, пп. 2, 5, 7).

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук долж­на быть научной квалификационной работой, в которой на осно­вании выполненных автором исследований разработаны теорети­ческие положения, совокупность которых можно квалифициро­вать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной про­блемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяй­ственное или политическое значение, либо изложены научно обо­снованные технические, экономические или технологические ре­шения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускоре­ние научно-технического прогресса [1, 7, 9, 10].

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук дол­жна быть научной квалификационной работой, в которой содер­жится решение задачи, имеющей существенное значение для соот­ветствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснован­ные технические, экономические или технологические разработ­ки, обеспечивающие решение важных прикладных задач [1, 7].

Диссертация должна быть написана единолично, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые автором для публичной защиты, которые свидетельствуют о личном вкла­де автора в науку.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны при­водиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоре­тическое значение, рекомендации по использованию научных выводов [1].

Диссертация в виде рукописи — наиболее распространенная форма квалификационной работы на соискание ученой степени. Это рукописный труд, отпечатанный на пишущей машинке или на компьютере, содержащий следующие разделы: актуальность темы, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы и орга­низацию исследования, положения, выносимые на защиту, ана­лиз научно-методической литературы, собственный фактический


 




материал, выводы, рекомендации по использованию результа­тов исследования, список литературы, приложения. Объем кан­дидатской диссертации — 150 — 200 с, докторской — 250 — 300 с. (условно). К диссертации прилагается автореферат, в котором содержатся ее основные положения. Объем автореферата — 22 — 24 с. машинописного текста, напечатанного через два интервала [1, 7].

Диссертация в виде научного доклада (кандидатская и доктор­ская) готовится на основе опубликованных автором крупных на­учных работ, имеющих важное научно-практическое значение (монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные статьи в центральных журналах и т. п.). Научный доклад готовится на основе собственных публикаций, отвечающих соответствую­щим требованиям, главным образом по качеству, количество здесь не столь значимо. Следует отметить, что по сравнению с диссер­тацией в виде рукописи диссертаций в виде научного доклада пред­ставляется к защите значительно меньше, это скорее исключе­ние, чем правило. Должна быть серьезная аргументация целесооб­разности представления к защите диссертации в виде научного доклада. Объем диссертации в виде научного доклада не установ­лен: он может быть больше или меньше автореферата (обычно 48 — 60 с). Автореферат на такую диссертацию не пишется, а дис­сертация рассылается как автореферат [1, 7, 9].

Диссертация в виде монографии или учебника (опубликованных). По сравнению с диссертациями в виде рукописи монографии и учебники представляются к защите реже, и то преимущественно на соискание ученой степени доктора наук. Такое положение можно объяснить тем, что лица, претендующие на соискание ученой сте­пени на основе монографии или учебника, «прошли» этап канди­датской диссертации, накопили богатый багаж научных знаний и фактов, но в силу определенных обстоятельств не имеют возмож­ности подготовить диссертацию в виде рукописи. На диссертацию в виде монографии или учебника автореферат представляется по установленной форме.

Автореферат диссертации. Автореферат по существу представ­ляет собой реферирование автором своей же диссертации. Объем автореферата кандидатской диссертации — 1 авторский лист (40 тыс. печатных знаков), докторской — 2 листа (80 тыс. печатных знаков). Для авторефератов диссертаций по гуманитарным наукам допускает увеличение объема на 0,5 авторского листа (1,5 и 2,5). Автореферат выполняет следующие функции: информационную (информирует читателя о содержании диссертации; о разработан­ных автором методиках); сигнальную (извещение о поступлении автореферата в библиотеку по месту защиты); ознакомительную (источник справочных данных о проведенном исследовании); по­знавательную [1, 5, 7, 10, 14].


Автореферат состоит из двух основных частей. Первая — «Об­щая характеристика работы»: актуальность проблемы, объект, пред­мет, цель, гипотеза, задачи исследования; методологическая база исследования и методы, которые в нем применялись; новизна и практическая значимость работы; положения, выносимые на за­щиту; структура диссертации. Вторая — «Основное содержа­ние работы»: представление материала, обосновывающего досто­верность полученных данных, ответы на поставленные задачи, выводы и практические рекомендации. В конце представляются публикации автора диссертации, в которых отражаются основные положения диссертационного исследования.

Монография. Название происходит от греч. monos — один, еди­ный, единственный + греч. grapho пишу. Это научный труд, углуб­ленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография представляет собой книгу, в которой самими авто­рами излагаются данные собственных научных исследований. Мо­нография может быть написана одним автором или коллективом авторов. Объем монографии — от 4—5 до 10—15 авторских листов и выше. В монографии детально раскрываются методы и организа­ция исследования, доказательный фактический материал, осо­бенно экспериментальной части исследования, теоретические обобщения и новые положения, выдвигаемые автором (автора­ми) на основании полученных результатов. В структуре моногра­фии выделяют введение, в котором раскрывается актуальность ис­следования и дается характеристика исследуемой проблемы, ос­новную часть, состоящую из нескольких глав (разделов), в кото­рых излагается основное содержание результатов исследования; Ё заключение, в котором подводятся итоги монографического ис­следования, приводится список литературы; приложение, в кото-|ром помещаются материалы, дополняющие основной текст мо­нографии [1, 13, 14]. Депонирование научной работы. Депонировать (от лат. deponi-ге) — передавать на хранение подлинный текст международного договора. В данном случае речь идет о передаче рукописи на специ­альное хранение. Депонируются обычно научные разработки (мо­нографии, статьи, тезисы), которые предназначены для узкого круга специалистов и могут быть быстро оформлены как публикация и, что немаловажно, при небольших затратах автора. Подготовленная к депонированию работа направляется в Центр научно-техничес­кой информации или ИНИОН. Центр принимает работу, передает ее на хранение в свои библиотеки и дает публикацию в специаль­ных реферативных сборниках или научных журналах о поступлении такой работы и возможности ее востребования для ознакомления с Ней любого заинтересованного специалиста. Депонированная рабо­та считается опубликованной только после того, как ее аннотация выйдет в научном журнале или реферативном сборнике. 173


Книга научная, научно-популярная. Провести четкую грань между научной и научно-популярной книгой сложно. К научным можно отнести монографии и сборники научных трудов, тезисов науч­ных конференций. В научно-популярных изданиях на базе данных научных исследований даются обоснованные рекомендации по про­блемам здоровья, физической культуры, спорта. Для примера ниже приводится несколько таких книг.

Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Те­зисы докладов международного конгресса: В 2 т. — М., 1988.

Основная проблематика: биомеханика спорта; физиология спорта; спортивная медицина; биохимия физических упражнений и рациональ­ное питание спортсмена; социально-гуманитарные дисциплины физи­ческой культуры и спорта; теория и методика спорта; теория и методика физического воспитания детей и подростков; менеджмент и маркетинг в спорте; педагогика и психология спорта; спортивная морфология; спорт, духовность, культура; спортивная наука в XXI в.; физкультурное образо­вание в современном мире; спорт и экология; спорт и здоровье челове­ка; олимпизм и олимпийское образование.

Журавлев В.И. Педагогика в системе науки о человеке. — М., 1990.

Основное содержание: введение; интеграция наук о человеке; меж­научные связи в теории и педагогической практике; критический раз­бор новых явлений в педагогике в аспекте межнаучных связей; методо­логические предпосылки научного взаимодействия в решении педагоги­ческих проблем; взаимодействие наук в разработке программы воспи­тания школьников; педагогика и философия: новые аспекты связи; пе­дагогическая наука и информатика; педагогика и техника: грани союза.

Амосов Н.И., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — Киев, 1989.

Содержание: предисловие; основы физиологии физических нагрузок; нагрузочные тесты при оценке функционального состояния сердечно­сосудистой системы; основные методы оценки результатов нагрузочных тестов; энергетическая оценка физического состояния и трудоспособно­сти на основе нагрузочных тестов; физическая активность в профилак­тике болезней сердца; физическая и трудовая реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; заключение; приложения; спи­сок литературы.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Биологические основы двигательной ак­тивности. — М., 1991.

Содержание: предисловие; обучение произвольным движениям; фи­зиологические основы управления произвольными движениями; адап­тация к физическим нагрузкам; тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам; утомление и восстановление при мышечной деятельности; развивающая роль физической культуры в общеобразовательной школе; оптимизация двигательной деятельности детей и подростков; физиологические основы тренировки; моделирова­ние спортивных успехов; отбор и спортивная ориентация юных спорт-


сменов; роль спортивной деятельности в совершенствовании социаль­ной и биологической природы человека; словарь терминов; литература.

Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. — М.,1995.

Содержание: предисловие; физическая культура в социальном ком­форте личности; образование по физической культуре как составная часть общенаучных знаний человека; физическая культура в социальном вос­питании; физическая культура и практика оздоровления населения; спе­циальные двигательные режимы в практике спорта; пульсометрия и си­стема контроля за состоянием человека; литература.

Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимые резуль­таты научного исследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов. Объем статьи — от 5 до 15 с, структура статьи: название; фамилия автора (авторов); ключевые слова; введение; методика исследования; результаты и их обсуж­дение; заключение; литература. Такая структура принята, напри­мер, в журнале «Теория и практика физической культуры». Обыч­но организация, издающая сборник или журнал, устанавливает требования по объему, характеру печатания (например, компью­терный вариант), иллюстрациям и т.д. Автор должен подготовить статью строго в соответствии с установленными требованиями. В серии статей автор последовательно излагает полученные ре­зультаты, их теоретическое и практическое значение.

Тезисы. Тезис (от греч. thesis — положение, утверждение) имеет несколько значений: в логике это положение, истинность которого должна быть доказана; тезисы — кратко сформулиро­ванные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. (гл. 6, п. 17). Этот вид научной работы в последние годы стал распространенным благодаря большому числу проводимых на­учно-практических конференций и публикаций сборников тези­сов докладов для этих конференций. Объем тезисов — 1 — 2 с. машинописного текста, набранного через 1; 1,5; 2 интервала. В пос­леднее время материалы принимаются в виде, подготовленном для компьютерной публикации: текст набран в Word (не ниже 7), шрифт Times New Roman, стиль шрифта— нормальный, размер шрифта 14. С учетом малого объема тезисов в них должны быть изложены лишь основные данные, отражающие самую суть про­веденного исследования и убедительно аргументированные. Не сле­дует перегружать текст цифровым материалом, иллюстрациями.

В деле совершенствования подготовки специалистов высшей Школы на основе госстандартов нового поколения учебная лите­ратура была и остается одним из ведущих средств информацион­ного обеспечения учебного процесса, когда особо важное значе­ние приобретает самостоятельная работа студентов. Ниже рассмат­риваются основные виды учебной литературы.


 




Программа (от греч. programma — объявление, предписание) — план намеченной деятельности, работ; учебная программа — крат­кое систематическое изложение содержания обучения по опреде­ленному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Среди видов научно-методических работ большое место занимают учебные программы. Более десяти феде­ральных рекомендательных программ разработано для образова­тельных учреждений, десятки программ только по олимпийским видам спорта — для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, комп­лексных целевых программ — для сборных олимпийских команд страны. Как правило, эти программы основываются на многолет­них исследованиях и проверены в процессе практической работы в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, выс­ших и средних специальных учебных заведениях, в системе подго­товки спортивных резервов и высококвалифицированных спорт­сменов. Например, один из авторов учебного пособия — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РСФСР и СССР Ю.Д.Железняк — за цикл программ для СДЮШОР по волейболу и баскетболу в 1985 г. был награжден золотой медалью и премией Госкомспорта СССР. Большой цикл учебных программ разработан для сферы профессионального физкультурного обра­зования в связи с введением государственных образовательных стандартов. Так, для факультетов физической культуры педагоги­ческих вузов в 1996 г. опубликовано 26 учебных программ, в том числе и по основам научно-методической деятельности. Здесь мож­но отметить и программу кандидатского экзамена по специально­сти 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Авторами программ являются академики, доктора наук и профес­сора, кандидаты наук, доценты. Все они, как правило, имеют научные труды и большой опыт профессиональной деятельности в вузах. В системе академий физической культуры разработаны циклы программ по подготовке бакалавров и магистров по физи­ческой культуре.

Программа разрабатывается в соответствии с учебным планом, который в вузе, например, отражает требования государственно­го образовательного стандарта по конкретной специальности. В на­стоящее время разрабатываются учебные программы по учебным планам государственных образовательных стандартов нового (2000 г.) поколения. Приводим требования к оформлению про­грамм для авторских коллективов: 1 — пояснительная записка (цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения ее содер­жания); 2 — объем дисциплины в часах и виды учебной работы: общая трудоемкость (по госстандарту), аудиторные занятия, лек­ции, практические занятия (семинары), лабораторные занятия,


самостоятельная работа (в часах), другие виды работы (если есть в том числе курсовые проекты, рефераты), вид итогового контроля (зачет, экзамен); 3 — содержание дисциплин и виды учебных за­нятий (могут быть в виде тематического плана) с распределением часов; 4 — содержание разделов дисциплин; 5 — учебно-методи­ческое обеспечение дисциплины (литература, средства обеспече­ния дисциплины: лаборатории, классы, спортивные сооружения и другие, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзаме­ну, по всему курсу).

Разработка учебной программы требует от автора глубоких те­оретических знаний и достаточно большого практического опыта работы. Каждое положение программы должно четко выражать основные направления науки и практики, помогать пользователю в освоении теоретических знаний и совершенствовании практи­ческих умений и навыков.

Учебник. Учебник — книга для учащихся или студентов, в ко­торой систематически излагается материал по определенной об­ласти знаний на современном уровне достижений науки и куль­туры; основной и ведущий вид учебной литературы [13, 14]. В учеб­нике могут быть использованы результаты научного исследова­ния, кандидатской или докторской диссертации, проверенные в ходе учебного процесса, тренировочной и соревновательной дея­тельности, в оздоровительной физической культуре и т.д. [2].

При создании учебника необходимо определить его роль и ме­сто в системе средств подготовки специалистов, цели и задачи обучения и воспитания, учесть требования к этому виду учебной литературы. От этого зависит объем учебника: он может быть от 10 до 30 авторских листов.

Учебник служит основным источником знаний по конкрет­ной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами, ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами при самостоя­тельной работе. Очень важно обеспечить мотивацию, интерес к предмету, стимулирующие студента к активной творческой ра­боте. Интересна мысль о том, что знания нельзя передавать, их можно предложить, подсказать, но овладеть ими студент дол­жен самостоятельно [3]. В учебнике надо раскрыть перспективы развития конкретной науки. Особое значение придается иллюст­рациям, как важному средству учебного познания, успешного овладения наукой. Они должны помочь глубже усвоить основные Положения учебной дисциплины, повысить интерес к ней. В учеб­нике следует учесть тенденции использования в учебном про­цессе и в самостоятельной работе студентов компьютерной тех­ники, в том числе электронного учебника. Ниже приводятся об-


 



елезняк



щие рекомендации по организации работы над созданием учеб­ника [3. - С. 14-15]:

— определение роли и места учебной дисциплины в подготов­ке специалиста с учетом требований государственного образова­тельного стандарта и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе пре­подавания курса;

— определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каж­дого вопроса темы, учет при этом объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин;

— определение логической и дидактической последовательнос­ти передачи учебной информации для приобретения знаний, вы­работки умений и навыков, воспроизведения и использования пред­шествующих знаний при изучении каждой темы и всего курса;

 

— разработка структуры учебника, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структур­ные элементы: разделы, главы, параграфы;

— разработка на основе принятой структуры плана-проспекта будущего учебника и его оценка;

— разработка параграфов по содержанию: разделение содержа­ния параграфа на части и подбор для каждой части параграфа соответствующей формы выражения (текста, иллюстраций, таб­лиц и т. п.); проектирование способов закрепления знаний и на­выков и осуществления обратной связи; определение связей с другими средствами обучения;

— оформление глав учебника, размещение параграфов с уче­том последовательности и логичности изложения учебной инфор­мации;

— оформление учебника в целом.

Наиболее приемлема следующая структура учебника: оглавле­ние, предисловие, методические рекомендации, основной текст, заключение, приложения, указатели, литература.

Оглавление целесообразно располагать в начале книги, назва­ния глав, разделов должны быть четкими и облегчать поиск необ­ходимой информации. Не рекомендуется в оглавлении приводить фамилии авторов главы, раздела. Не следует вместо термина «Ог­лавление» применять термин «Содержание», который использу­ется в изданиях с разноплановым материалом (см. гл. 6).

Предисловие содержит характеристику роли и значения дисцип­лины в подготовке специалиста, задач, стоящих перед студентом при изучении этой дисциплины.

Методические рекомендации содержат характеристику учебника, его структуры и содержания, сведения о том, какие предшествую­щие знания могут помочь изучению данной дисциплины, реко­мендации к использованию в процессе самостоятельных занятий.


Введение ориентирует читателя на работу с учебником, готовит его к усвоению материала, знакомит с основными понятиями, литературой и пр.

Основной текст представляет собой дидактически и методи­чески обработанный материал, соответствующий учебной програм­ме. В современных условиях реформирования общего и професси­онального образования к учебникам предъявляются определен­ные требования. Ниже приводятся требования к вузовскому учеб­нику [3. - С. 20-21]:

— обеспечить полное раскрытие вопросов программы по учеб­ной дисциплине с учетом последних научно-методических дости­жений;

— быть доступным для успешного усвоения студентами, спо­собствовать мотивации учения, формированию умений и навы­ков, а также творческих способностей будущих специалистов; обес­печить преемственность знаний, полученных при изучении пред­шествующих дисциплин, тесные внутридисциплинарные и меж­дисциплинарные связи;

— создавать необходимые условия для использования аудиови­зуальных и технических средств обучения, вычислительной тех­ники, обеспечивать с ними тесную связь;

— учитывать психолого-педагогические факторы обучающих­ся, их общеобразовательный уровень;

— использовать возможности поясняющих и дополняющих тек­стов.

Контрольные вопросы и задания приводятся в конце каждой главы или других структурных элементов текста учебника, их формули­ровки должны предусматривать использование технических средств, вычислительной техники, дополнительной литературы (справочной, научной и др.), возможности дистанционного обу­чения.

Иллюстрации. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания учебника, они должны быть методически целенаправленными, пояснять текст учебника, соответствовать подготовленности сту­дента (см. гл. 6).

Приложения содержат различные справочные материалы, фак­тический материал научных исследований, которые дополняют, иллюстрируют основной текст при изучении теоретической части и проведении практических занятий. В соответствующих главах да­ются ссылки на то или иное приложение, которые нумеруются (см. гл. 6).

Указатели являются обязательным структурным элементом учеб­ника, они бывают предметными, именными, предметно-имен­ными и др. Предметный указатель содержит основные понятия и термины, включенные в книгу; именной — фамилии и инициалы лиц, встречающиеся в книге. Рядом с указателем через запятую


 




проставляют номер страниц книги, на которых термин или фа­милия встречается. Термины и фамилии в указателях располага­ются строго в алфавитном порядке с соблюдением обычных тре­бований (см. гл. 6).

Заключение объемом 5 —10 с. завершает текстовую часть, в нем подводится итог изложенному учебному материалу, даются све­дения о проблемах наук и практики в области физической культу­ры и спорта и направления их дальнейшего развития. В заключе­нии надо также сообщить, как полученные знания будут исполь­зоваться при изучении других дисциплин.

Литература. В этом разделе указывают основные использован­ные и рекомендуемые для углубленного самостоятельного изуче­ния курса или его отдельных тем литературные источники. В учеб­никах должны быть указаны источники, откуда заимствован фак­тический материал, для этого используют ссылки (см. гл. 6).

Тщательная и качественная проработка рассмотренных струк­турных элементов учебника поможет добиться наибольшего эф­фекта в его использовании.

Учебное пособие. Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть так­же сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных зна­ний и формированию умений и навыков в их применении, уме­нию решать конкретные задачи. Учебное пособие может выпол­нять функции учебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначале раз­рабатывается учебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и в случае положительного заключения оно может быть переведено в ранг учебника. Другие виды учебных пособий более детально раскрывают отдельные разделы програм­мы, используя специфический учебный материал. К учебным по­собиям в полной мере применимы требования и рекомендации, которые адресованы учебникам [3, 11, 14].

Методические рекомендации. В связи с многообразием проявле­ния методической деятельности существует много видов методи­ческих публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссерта­ционного) исследования, другие — на основе обобщения резуль­татов практической деятельности профессорско-преподавательс­кого состава, учителей физической культуры, тренеров юных или квалифицированных спортсменов, медицинских работников, спортивных врачей, федеральных или региональных органов уп­равления образованием, физической культурой, спортом и туриз­мом. Объем методических рекомендаций — от 2 — 3 до 20—40 с, в


зависимости от характера работы. Это же относится и к структуре рассматриваемых работ. Наиболее полно выделяют введение, в ко­тором дается характеристика работы и сказано, для кого она пред­назначена, основную часть, где излагается, например, методика обучения, тренировки, раскрываются средства и методы и т. п.; в заключении делаются выводы по существу рассматриваемой темы; список литературы включает работы автора методического посо­бия или других авторов по данной проблеме, теме. При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. В спорте широко практикуются методические письма по итогам прошед­ших соревнований, в которых приводятся спортивные результа­ты, анализ выступления спортсменов страны, региона, клуба и делаются выводы в отношении тренировочной деятельности и других вопросов, связанных с устранением недостатков и повыше­нием эффективности процесса подготовки спортсменов. Много ра­бот по планированию, организации и проведению уроков физи­ческой культуры в школе, построению тренировки в отдельных видах спорта, проведению тренировочных занятий и т.д. [1, 5].

Требования к методическим рекомендациям разного плана та­кие же, как к учебникам и учебным пособиям, но с учетом задач, объема и конкретных пользователей.

Электронное издание представляет собой совокупность графи­ческой, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, представленной на любом элект­ронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск [и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликованной в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятся издания, разра­ботанные по заказу Министерства образования РФ, заказам реги­ональных органов управления образованием, а также в инициа­тивном порядке с содержанием, соответствующим полному учеб­ному курсу или отдельным его частям по различным видам учеб­ных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабора­торные и практические занятия, самостоятельная, домашняя ра­бота, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержден­ный Минобразованием России Госстандарт, и примерный учебный план. Выделяют следующие виды электронных изданий [6, 15], (приложение 20, п. 10):

Электронный учебник — основное учебное электронное изда­ние, созданное на высоком научном и методическом уровне, пол­ностью соответствующее федеральной составляющей дисципли­ны Госстандарта специальностей и направлений, определяемой Дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие — издание, частично или полнос­тью заменяющее или дополняющее учебник и официально утверж-


 



Железняк



денное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важ­ным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направ­лений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы кон­струкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимен­та, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектиро­ванию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что в настоящее время пока нет общепринято­го определения «электронный учебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основных функций, вклю­чая предъявление теоретического материала, организацию при­менения первично полученных знаний (выполнение тренировоч­ных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Электронный учебник (учеб­ное пособие) призван не только сохранять все достоинства кни­ги, но в полной мере использовать современные информацион­ные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

— представление педагогических (физических, химических и т. п.) процессов в динамике;

— наглядное представление объектов и процессов, недоступ­ных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или очень большими вре­менными характеристиками, и т. п.);

— компьютерное моделирование процессов и объектов, требу­ющих для своего изучения уникальных или дорогостоящих обору­дования, материалов и других средств (моделирование соревнова­ний, новых элементов в гимнастике, эталонов двигательных дей­ствий и т.п.);

— аудиокомментарий автора учебника, ведущих спортсменов,

тренеров, судей;

— включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, ани­мации;

— организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

 

— быстрое проведение сложных статистических, биомехани­ческих и других вычислений с представлением результатов в циф­ровом или графическом виде;

— оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Подготовка электронных учебников (пособий) требует знаний в предметной области и в области современных информационных технологий, поэтому их создание предполагает, как правило, со­трудничество двух специалистов: предметника и программиста;


при этом любые знания по информационным технологиям спе­циалиста-предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом — изучение возможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание на аудио- и видеофраг­менты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таб­лиц и пр. Главное здесь — понять, какими средствами лучше пе­редавать знания обучающемуся, а не как их программно реализо­вать.

Предметник в этом случае должен выполнить следующие эта­пы работы:

— подготовить черновой вариант текста учебника (при этом возможно использование имеющихся учебников, хотя в процессе подготовки электронного учебника его содержание может ради­кально измениться);

— разработать сценарий взаимодействия отдельных частей элек­тронного учебника (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения мате­риала — организация возможных перекрестных ссылок и т. п.), а также подготовить вчерне сценарий аудио- и видеосюжетов, раз­нообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе работы с электронным учебником;

— реализовать совместно со специалистом по информацион­ным технологиям составные части электронного учебника на ком­пьютере. При этом можно использовать уже имеющиеся оболочки (программы) либо разработать собственную для решения конк­ретных задач с учетом специфики дисциплины (предмета).

Официальный статус учебного электронного издания утверж­дается только федеральным органом управления на основе вы­полнения определенных требований (приложение 20, п. 10). Выда­ча рекомендательных грифов на издания учебного назначения — важнейший инструмент влияния и регулирования Минобразова­ния России. Для электронных изданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника...», «Рекомендовано в качестве учебного пособия...», «Рекомендовано для использова­ния в учебном процессе...», «Рекомендовано для использования при самостоятельном образовании...».

Для решения вопроса о присвоении учебному электронному изданию рекомендательного грифа издатель или автор направляет материалы и документы в адрес федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России. На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:

• заявление авторов на имя председателя федерального экспер­тного совета по учебным электронным изданиям;

• сопроводительное письмо от организации — разработчика Учебного электронного издания за подписью руководителя орга-


 




 


низации (в письме приводятся состав авторского коллектива и творческий вклад каждого автора, даются краткая аннотация учеб­ного электронного издания, выходные данные, классификация, объем составных частей и компонентов, планируемый тираж и год выпуска; номер издания, является ли издание переработан­ным, дополненным, по какой учебной программе подготовлено, сведения о его рецензировании, указание о том, для каких клас­сов, специальностей или направлений по действующему класси­фикатору оно предназначено) либо от авторского коллектива;

• копия свидетельства о регистрации продукта в РосАПО (Рос­сийское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных схем);

• электронное издание в двух экземплярах в упаковке для ко­нечного потребителя;

• полный комплект сопроводительной, пользовательской до­кументации;

• две внешние рецензии:

а) рецензия кафедры одного из вузов, в котором будет
использовано учебное электронное учебное издание;

б) рецензия специалиста в данной области знаний, работа­
ющего в соответствующем вузе, научной, проектной организа­
ции или на производстве, в школе, техникуме, ПТУ и т. п. -

Соавторство. Научная или методическая работа может быть выполнена одним автором или авторским коллективом. В соавтор­стве обычно выполняются крупные работы: монографии, учебни­ки, учебные пособия и большие методические рекомендации, а также тезисы докладов на научно-практическую конференцию, где материал доклада подготовлен на основе данных коллектива исследователей (см. 7.1).

Личное участие каждого соавтора отражено в предисловии с указанием главы или раздела, которые он написал, иногда это отмечается в оглавлении (содержании). Если одну главу (раздел) написал не один автор, то приводится доля участия каждого (на­пример, в списке опубликованных им работ): указывается или количество страниц, принадлежащих ему (например: «в соавтор­стве, авторские 12 с», или дробь: в числителе — общий объем, в знаменателе — количество страниц, принадлежащих автору, — 24/12). Это особенно важно для диссертантов на стадии подготов­ки к защите диссертации (при написании автореферата).

Открытие, изобретение, рационализаторское предложение. Резуль­таты научной и методической деятельности могут быть оформле­ны в виде открытия, изобретения, рационализаторского предло­жения на основании «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» (постановление Совета Ми­нистров СССР от 21 августа 1974 г.). Они засчитываются автору как публикация [12].


Открытие согласно Положению (п. 10) — это установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные из-, менения в уровень познания.

Изобретение согласно Положению (п. 21) — это новое и обла­дающее существенными отличиями техническое решение задачи • в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эф­фект. Объектом изобретения могут являться новое устройство, способ, вещество, применение известных ранее устройств, спо­собов, веществ по новому назначению. Не признаются изобрете-ниями расписания, правила игры; проекты и схемы планировки сооружений, зданий и территории; методы и системы воспита-1 ния, преподавания, обучения и др.

Автору изобретения по его требованию может быть выдано ав­торское свидетельство или патент (п. 23 Положения). Авторское свидетельство на изобретение выдается на имя автора и удостове­ряет: признание предложения изобретением, приоритет изобре­тения, авторство на изобретение, исключительное право государ­ства на изобретение (п. 29). В случае соавторства свидетельство вы­дается каждому из соавторов с указанием в нем других соавторов. Патент удостоверяет: признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение и исключитель­ное право патентообладателя на изобретение (п. 30).

Дополнительное изобретение — усовершенствование другого изобретения (основного), на которое ранее было выдано автор­ское свидетельство или имеется действующий патент, без приме­нения основного изобретения не может быть использовано. На дополнительное изобретение может быть получено дополнитель­ное авторское свидетельство или дополнительный патент — в за­висимости от основного (п. 36).

Рационализаторское предложение согласно Положению (п. 63) — это техническое решение, являющееся новым и полезным для конкретного предприятия, организации или учреждения и пре­дусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменения состава материала. Предложение признается полезным, если его исполь­зование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект. После вынесения решения о при­знании предложения рационализаторским и о принятии его к использованию автору выдается удостоверение на рационали­заторское предложение, которое подтверждает признание по­ложения рационализаторским, дату его подачи и авторство на рационализаторское предложение. В случае соавторства удосто­верение выдается каждому из соавторов с указанием в нем дру­гих соавторов.


 




Наблюдается тенденция слияния изобретательства с плановы­ми научными исследованиями по созданию объектов новой тех­ники в различных областях народного хозяйства и социально-куль­турного строительства. Это дает основание для заключения о том, что «Изобретательство и рационализация — стержень научно-тех­нического процесса» [14 к гл. 1. — С. 213].

Перечисленные виды научных и методических работ позволя­ют, с одной стороны, обеспечить необходимой информацией все сферы деятельности в области физической культуры, спорта, фи­зического воспитания; с другой — каждый желающий имеет воз­можность сделать достоянием других результаты своих научных исследований, опыта профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания в образо­вательных учреждениях и т. д.

Контрольные вопросы

1. Характеристика видов научно-методических работ в области физи­ческой культуры и спорта.

2. Контрольная и курсовая работа. Особенности задач и содержания.

3. Магистерская диссертация. Отличительные особенности.

4. Кандидатская и докторская диссертации. Основные характеристики.

5. Характеристика монографии.

6. Учебники и учебные пособия. Основные характеристики.

7. Программы, их разновидности (школьные, вузовские, в спорте).

8. Изобретения и рационализаторские предложения.

Литература

1. Аристер Н.И., Загузов НИ. Процедура подготовки и защиты дис­сертации. — М., 1995.

2. Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М., 1988.

3. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990.

4. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит». — М., 1999.

5. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1988.

6. Зайнутдинова Л. X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. — Астрахань, 1999.

7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. — М., 1997.

8. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1997.

9. Новиков A.M. Докторская диссертация. — М., 1999.

10. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь­
ном учреждении. — М., 1998.


 

11. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанцион­ной форме обучения: Метод, рекомендации преподавателям /Под ред И.А.Цикина. - СПб., 2000.

12. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г., № 584.

13. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.

14. Стандарты по издательскому делу / Сост. А. А. Джиго, С. Ю Кали­нин. — М., 1998.

15. Уваров А.Ю. Электронный учебник: Теория и практика. — М., 1999.

16. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. — М., 2000.



ГЛАВА 6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных