Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рациональное познание




Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.

Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.

Практика дифференцирована. Так, например, еще в начале истории зародились две ее взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. Позже происходит все более детализированное и специализированное разделение этих сфер.

Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.

Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи. Разумный характер практической деятельности предполагает продумывание программы действий, оценку средств и условий достижения цели и т.д. Поскольку целеполагающее начало неустранимо из человеческой практики, то последняя является двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой целеустремленностью.

В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности.

Как упоминалось выше, практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические функции практики:

1. базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2. детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование;

3. критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

4. целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания.

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1. информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2. проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

3. регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон может отставать от развития другой, что является естественным выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и теории, и практики.

23)

Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, имеющая общие цели и интересы. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы.

Подходы к пониманию общества[править]

Можно выделить три основных подхода к пониманию категории "общество":

Частнонаучный (например, в демографии), где общество синонимично понятию население.

Философский, согласно которому, общество — это обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество рассматривается как вневременное, внепространственное явление. При таком подходе, общество идентично социуму, понимаемому как особый вид бытия в мире.

Социологический подход, о возможности которого впервые заговорил французский социолог Эмиль Дюркгейм. По Дюркгейму, общество — это не просто люди, а sui generis (нечто особое), которое он определяет как социальную реальность.

Итак, в социологии общество трактуется как социальная реальность. Социальная реальность — это "существующие в действительности социальные явления и процессы" [1].

Определения общества[править]

Огюст Конт: "Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов".

Карл Маркс: "Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности".

Макс Вебер: "Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий".

Толкотт Парсонс: "Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности".

Обобщив все существующие определения общества можно сделать вывод, что общество, это:

· Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.

· Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

Компоненты общества[править]

Толкотт Парсонс выделил три компонента общества:

1. Люди, составляющие материальное тело общества.

2. Социальная система, определяющая взаимодействие людей.

3. Культура, являющаяся результатом взаимодействия людей.

Общество как система взаимодействий[править]

На сегодняшний день, в социологии выделяются несколько подходов к определению общества как системы взаимодействий:

· Атомистические теории: общество понимается как совокупность личностей и взаимодействий между ними.

· Теории социальных групп: общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.

· Институциональные теории: общество представляет собой большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

· Функциональные теории: объясняют общество как группу людей, представляющих собой систему действий, носящую характер самообеспечения.

· Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в период существования СССР в ней выделялосьдва дружественных класса - промышленные (рабочий класс) и сельскохозяйственные рабочие (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство и т.п.; деклассированные элементы - бомжи, проститутки, тунеядцы. Зарубежные ученые подвергали резкой критике такой подход, как не соответствующий действительности, как надуманный. По законам логики и диалектики если есть рабочий и, тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.

· В существовавшем в бывшем СССР и советской России социалистическом способе производства все средства производства были национализированы, то есть практически вся собственность находилась в руках государства. Управление государственной собственностью на средства производства осуществляли так называемые представители партии и правительства на местах, распределяя совокупный общественный продукт между социальными общностями, группами, личностями. Иллюзия реального управления развитием общества всеми его членами создавалась под давлением идеологических установок коммунистической партии при помощи партийных и других видов собраний в системе всеобщего избирательного права только тех кандидатов для осуществления реального управления, которые одобрены партией. Государство практически отождествлялось с понятием советского общества.

· Но в соответствии с законом единства и борьбы личного и общественного должна была быть личность, обладающая какой-то личной, частной собственностью, которая сводилась в основном к владению только личными предметами потребления. Действие объективных законов существования, функционирования и развития общества невозможно отменить. По этому в обществе реально существовала объективная предпосылка в функционировании и развитии личности, которая выражалась в тенденции формирования частной собственности на средства производства, которая сдерживалась силовыми методами со стороны государства, отменяясь декретами, юридическими нормами и законами, постановлениями партии и правительства. В сущности проводимых периодических “чисток”, репрессий на различных уровнях общественной иерархии можно увидеть и реализацию цели - не допустить перераспределение собственности и формирования частной собственности на средства производства. Все это проводилось от имени народа. Реальное изучение объективной социальной реальности не проводилось, социология как наука была официально запрещена, исторический материализм, как составная часть марксистско-ленинской (была еще трактовка - учение ”Маркса - Ленина - Сталина”), стал апологетом (защитником) существовавшего общественно-политического строя, превратился из научной идеологии в политическую. Вот по этому и родилась представленная выше “научно обоснованная” социально-классовая структура общества, основанная не на объективных законах существования, функционирования и развития общественных систем, а на субъективных установках, на выдавании желаемого за действительное.

· Основываясь на признаках классов по Ленина В.И. и стратификаций по Сорокину П.А. (рис. 12), на положениях экономической теории, в экономической сфере жизни общества выделяются основные фазы ее функционирования - производство, обмен, распределение и потребление. Все живущие люди участвуют в процессе потребления, но не все люди профессионально занимаются процессом материального производства благ, в процессах обмена и распределения в современном российском обществе (дети, инвалиды пенсионеры и т.п.). При этом существуют общности людей, которые обеспечивают функционирование конкретного способа производства, обмена и распределения (служащие и работники здравоохранения, педагоги, ученые, военнослужащие, милиция и т.д.), а так же изолированные и отстраненные от участия в этих процессах (так называемые деклассированные элементы: заключенные, безработные, психически больные и т.п.).Социально - классовая структура охватывает, в первую очередь, работоспособное (трудоспособное) население, то есть занятое в общественном производстве, или которое по общественным нормам должно быть занято.

·

· Рис. 23. Модель социально-классовой структуры общества

· В философии и социологии советского периода в качестве основного признака определялось отношение людей, социальных групп к средствам производства и, в первую очередь, отношениями государственной собственности. В соответствии закону единства и борьбы противоположностей, который в социальной трактовке гласит, что общество и личность существуют в своем единстве и борьбе, личного и общественного. Присвоению общественного продукта также присуще данное противоречие. Если есть общество, значит, есть и общественная собственность, общественная форма присвоения, если существует личность, то должна существовать и частная собственность, частная и личная форма присвоения.

· Более ста лет назад К. Маркс в своем знаменитом труде “Капитал” определил основное направление развития современного ему общества - капиталистическое общество движется в направлении обобществления средств производства. Основное обобществление в истории человечества осуществлено на базе социально - политического института - государства, данный процесс в истории получил название национализации. Другой формой обобществления в развитии выступило акционирование собственности. В настоящее время государство является основным монополистом общественной собственности. В соответствии экономическим законам монополист это тот, кто концентрирует в своих руках более 50% объема собственности, который может быть выражен и через акции. Государственной собственностью распоряжаются так называемые “народные избранники”, которые осуществляют реальное распределение общественного богатства среди членов своего общества. На основе права распределения общественно - государственной собственности формируется социальный класс управляющих государственным имуществом во всех сферах общественной жизни: в промышленности, в сельском хозяйстве, в торгово - посреднической деятельности, в банковском деле, в здравоохранении, в образовании, в обороне и т.д. Одних общество “уполномочивает” распоряжаться общественным достоянием, других последние назначают.

· Собственность, не являющаяся монополией государства, распределяется на основе рыночных отношений между отдельными лицами и социальными группами. Личности, которые сосредотачивают в своих руках монопольный объем собственности (более 50%) или большую часть от всего объема, получили в истории название предприниматели (буржуа). Они владеют, управляют средствами производства, которые принадлежат им. Этот класс в истории получил названиепредпринимательского класса (предприниматели или буржуазия). Предпринимательский класс пронизывает все основные сферы общественной жизни - есть промышленные и сельскохозяйственные, торговые и посреднические предприниматели, банкиры - предприниматели, медики - предприниматели, предприниматели шоу бизнеса, система частного образования, частные охранные бюро и т.д.

· Другое отношение к средствам производства выражается не во владении ими на праве собственности, а во владении ими на основе права их эксплуатации, применения. Водитель автобуса, фуры и т.п., пройдя социальное тестирование, имеют право управления и эксплуатации автобусов, автопоездов, летчик - право управления и эксплуатации самолетов и вертолетов, учитель - право учить, военнослужащий - право эксплуатации оружия, средств вооруженной борьбы, бухгалтер - право на проведение финансовых расчетов и т.д. В этом случае социальное тестирование включает в себя от контроля состояния здоровья, уровня образования и подготовленности, сдачи квалификационных экзаменов до приобретения социального опыта. В качестве пользователей средств производства выступают социальные группы непосредственно работающие на средствах производства - рабочие и группы обеспечивающие процесс производства - служащие. По отношению к рабочим и служащим работодателями выступают частные лица (собственники), государство - они их нанимают. Поэтому эти группы называют наемными рабочими и служащими. Они могут быть промышленными и сельскохозяйственными рабочими и служащими, банковскими и торговыми работниками, работниками сферы образования, здравоохранения, науки и т.п., служащими силовых структур государства (военнослужащими, служащими министерства внутренних дел и т.д.), государственными служащими федерального, регионального местного уровня и т.п.

· Каждая социальная группа получает свою долю общественного богатства конкретным способом: в частном секторе посредством рыночных отношений, в государственном секторе посредством системы государственного распределения и перераспределения. Во многом определяет характер способа возможность присвоения труда других людей. Если государство отражает основные интересы (или, по крайней мере, должно), то присвоение результатов труда идет на удовлетворение общих потребностей. Частное лицо, присваивая труд других, развивая общественное производство, не на последнее место ставит удовлетворение свих потребностей. Уровень удовлетворенности потребностей, уровень жизни богатых резко отличается от основной части населения, и это вряд ли кто-нибудь будет оспаривать. Служащие и рабочие, получая свою долю, часть “отдают” в виде прибавочного рабочего времени, в виде налогов на нужды общества и тех лиц, которые их нанимают (см. закон соотношения прибавочного и необходимого рабочего времени).

· Социально - классовая структура это динамическая структура, то есть она находится в постоянном развитии. Конкретные люди, социальные группы могут осуществлять перемещения внутри ее, образуя новые социальные группы, например, на основе дальнейшего разделения труда и научно - технического прогресса. Но также образуются группы, которые “выпадают” из нее, некоторые временно, а некоторые “стабилизируются” в межклассовом состоянии, образуя так называемыедеклассированные элементы: безработные, изолированные элементы (заключенные, психические больные), тунеядцы, бомжи и т.д., которые могут “вернуться” в социально - классовую структуру, а могут и остаться в данной группе людей, например, безработный может найти новую работу (по прежней квалификации, или переучившись), а может “стабилизироваться” в состоянии тунеядца. В настоящее время достаточно спорным остается вопрос причисления к деклассированным элементам проституток. Сторонники причисления их к рабочему классу выдвигают следующее основное обоснование: рабочий, нанимаясь к предпринимателю, государству, продает свои руки (навыки, умения), служащий - свои “мозги” (знания, умения), а проститутка - свое тело.

· Особое место в жизнедеятельности общества играет социокультурный (социально - духовный) институт - церковь. В соответствии правовым нормам церковь отделена от государства, но она может оказывать и оказывает сильное влияние на развитие социальных систем. В каждом обществе существует достаточно большая группа людей, которая считает своим долгом служить богу. Служа богу они, по своим убеждениям, обеспечивают нормальное, положительное развитие человечества. Эту социальную группу в виду многообразия существующих религиозных течений можно назвать служащие религиозных культов (духовенство).

· Таким образом, по признаку места в системе общественного производства в современном обществе можно выделить в качестве основных групп классов

· производственные классы (осуществляющие процесс материального производства),

· коммерческие классы (осуществляющий процесс обмена),

· государственно - распределительные классы (осуществляющие процесс распределения и перераспределения),

· обеспечивающие (обслуживающие) классы (осуществляющие обеспечение нормального протекания процессов производства, обмена и распределения),

· деклассированные элементы (изолированные и отстраненные от участия в выполнении вышеперечисленных функциональных предназначений) (рис. 23).

· Основой любого конкретного способа производства является производство материальных благ, которые изготавливаются в промышленности и сельском хозяйстве. Этот процесс осуществляют промышленные и сельскохозяйственные классы. В настоящее время в России очень модными словами стали “новые русские”, предприниматели, благодаря официальной социально-экономической политике государства, формированию общественного мнения средствами массовой информации, анекдотам и т.п. Но за этими терминами стоят реальные люди, которые формируют (производят, организуют, институализируют) новые для нашего общества отношения, то есть создаются новые общности людей, которые основаны на частной собственности на средства производства, то есть создаются новые классы.

· В истории человеческого общества это уже проходили, название этому классу - буржуазия. По признаку отношения к средствам производства в настоящий момент времени она стала выступать одним из основных работодателей. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что право частной собственности не ограничивается личным владением, оно так же определяется контрольным пакетом акций или других ценных бумаг, подтверждающих право собственности. И не случайно настоятельной потребностью становиться возрождения права купли-продажи земли как основного средства производства в сельском хозяйстве. “Де факто” происходит процесс формирования сельскохозяйственной буржуазии, которой необходимо закрепление прав собственности “де юро”.

· Достаточно большой объем собственности сохранился за государством, которое выступает главным работодателем по отношению не только к промышленному и сельскохозяйственному рабочему классу (крестьянству), но и к большей части обеспечивающих и коммерческих классов: служащие силовых структур, служащие сферы обслуживающей и научной сфер и т.д.

· Государство в обществе обладает монопольным правом осуществления перераспределения прав и привилегий, обязанностей и ответственности, ценностей и влияния и т.д. среди членов того или иного общества (законодательная власть), монополией на применение силы в регулировании общественных отношений вплоть до вооруженной (исполнительная власть), монопольным правом на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), монопольными правами в экономике (на выпуск денег, в вопросах собственности национального достояния, монополия на водку и т.д.). От его имени реально выступают классы управляющих государственной собственностью в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере обмена, предоставляя рабочие места достаточно большой части населения страны. При этом существуют распределяющие классы государственных чиновников различных уровней (президент, правительство, министры, главы администраций, губернаторы, мэры и т.д.), которые регулируют вопросы перераспределения совокупного общественного продукта как политико-экономическими средствами (формирование и распределение федерального, регионального бюджетов) так и силовыми методами.

· Местом в системе общественного производства, ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства определяется способ получения и размер доли общественного богатства (совокупного общественного продукта). В соответствии с законом необходимого и прибавочного рабочего времени непосредственные производители материальных благ прибавочное рабочее время (через механизмы сбора налогов, различных отчислений, формирования прибыли) тратят на содержание:

· во-первых, детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.;

· во-вторых, на содержание классов, обеспечивающих нормальное, существование, функционирование и развитие, обеспечивающих перераспределение совокупного общественного продукта;

· в-третьих, содержание аппарата, осуществляющего управление, организацию общественного производства;

· в четвертых, делится с посредниками при осуществлении обмена благами;

· в-пятых, поддерживать условия жизни деклассированных элементов.

· Чтобы обеспечить стабильное функционирование существующей социально-классовой структуры в ней специализируются обеспечивающие классы, осуществляющие обслуживание существующего общественно-политического строя. Из которых одни классы состоят на службе исключительно у государства (например, военнослужащие, милиция, служащие администрации государственных учреждений и т.д.), другие - у предпринимателей (буржуазии), например, служащие банков, преподаватели частных учебных заведений, врачи частных клиник и т.п., третьи - в общественно-политических организациях.

· Таким образом:

· Во-первых, социально-классовая структура общества, как определил ее Ленин В.И., (или социально-стратификационная, как назвал ее Сорокин П.А.) классифицирует взрослое трудоспособное население, занятое в процессе общественного производства, обмена и распределения;

· Во-вторых, ее сущность заключается по Ленину В.И. в том, что одни социальные общности могут присваивать труд другого, благодаря различию их места в конкретном укладе общественного хозяйства, по Сорокину П.А. - в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния среди членов общества;

· В-третьих, социальная справедливость определяется гранью возможного и реально необходимого перераспределения совокупного общественного продукта.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - понятие, посредством которого всоциологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций исоциального престижа между индивидами и социальными группами (см. СТРАТА) в современноминдустриальном обществе, обусловленное особенностями функционирования последнего. По мнению К.Дэвиса и В. Мура, могущих претендовать на приоритет в трактовке С.С подобным образом, - «...общество, какфункционирующий механизм, должно каким-то образом распределить своих членов по различнымсоциальным позициям и склонить их к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Поэтому онодолжно заняться проблемой мотивации на двух уровнях: сначала привить соответствующим индивидамжелание занять определенные социальные позиции, а затем закрепить желание выполнить обязанности,связанные с этими позициями... Если обязанности, связанные с различными позициями, были бы одинаковоприятными, одинаково важными для существования общества и требовали бы одинаковых способностей илиталантов, то было бы безразлично, кто занимает эти позиции. Однако в действительности дело обстоит иначе.Некоторые позиции не только более приятны, чем другие, но и требуют специфических способностей иподготовки, а также функционально более важны, чем другие. Поэтому общество должно, во-первых, иметь всвоем распоряжении определенные выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов, и, во-вторых, иметь в своем распоряжении определенные способы неравномерного распределения этих выгод взависимости от занимаемых позиций. Выгоды и их распределение становятся частью общественной системыи порождают стратификацию... Социальное неравенство является, таким образом, неосознанноформирующимся (unconsciously evolved) средством, благодаря которому общество обеспечивает выдвижениена важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Поэтому каждое общество независимо от того,является ли оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должноиметь определенную степень институционализированного неравенства». В обществах, потенциальнозащищенных от социальных потрясений, диапазон С.С. в известной степени ограничен. Как избыточные мераи степень С.С, провоцирующие общественную агрессивность социальных групп-аутсайдеров, так идоминирование принципов и ценностей социального равенства, нивелирующего людей независимо от ихспособностей и готовности к интенсивным трудовым либо интеллектуальным усилиям, сокращают потенциалсоциума к динамичному самообновлению.

24)

Тип общества
  Традиционное(аграрное) Индустриальное(промышленное) Постиндустриальное(информационное)
Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э. Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв. Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в.
Способ перехода Неолитическая революция Промышленная революция XVII−XVIII вв. НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в.
Основной фактор производства Земля Капитал Информация
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характер труда Ручной труд, индивидуальный характер Механизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологий Резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества
Товарность Натуральное хозяйство, ремесло только на заказ Массовое производство Мелкосерийное производство
Занятость населения Сельское хозяйство — до 80% общества Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80% Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше
Доминирующая форма собственности Общинная Частная Акционерная
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое, «природа не храм, а мастерская» Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем
Социальная структура Касты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структур Отмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур
Политическая жизнь Наиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственность Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства» Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность
Духовная жизнь Господство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культура Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всех Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.

25)

 

26)

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

27)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных