Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. Современная африканская философия




 

Вторая половина XX века стала временем кристаллизации в мировом философско-

интеллектуальном пространстве нового феномена - африканской философии. Некогда Гегель отказывал Африке в наличии философского мышления. Действительно, почти вплоть до 60-х годов нашего века национальная философская мысль в странах Тропической Африки, а именно ее мы и обозначим понятием "африканская философия", практически отсутствовала. Теперь же в независимых африканских странах начинает развиваться философская мысль, создаются национальные школы, выдвигаются идеи и концепции, издаются философские журналы, сборники статей и монографии. В 1973 г. был создан Межафриканский Совет по философии, имеющий свой печатный орган.

 

Становление философской мысли в независимых государствах Тропической Африки

представляет собой сложный и неоднозначный процесс вычленения ее из религиозно-мифологических представлений и формирования рационально-практического подхода к познанию действительности. Вместе с тем общие контуры историко-философского процесса в Африке имели некоторые особенности, связанные с условиями, в которых эволюционировали духовная культура и самосознание: устные формы трансляции культуры, определяющее воздействие на общественное сознание мифологем и магических ритуалов, этнокультурное и лингвистическое многообразие, доминирование традиционализма. В африканских условиях традиция всегда играла определяющую роль, поскольку чрезвычайно важно было сохранять стабильность и порядок в обществе, слабо защищенном от стихийных сил окружающего мира. Непроходимые леса, жаркий климат, малоплодородные почвы, голод, эпидемии - в таких условиях и сегодня живут миллионы африканцев.

 

Главным философским сюжетом, вокруг которого уже в 50 -60-е годы XX в.

развернулись бурные дискуссии, стала проблема своеобразия африканской философии, которая вписывалась в рамки процессов культурной деколонизации и поиска культурной идентичности.

 

Истоки идеи специфичности африканской философии восходят к видному теоретику

"культурного национализма" Э. Блайде-ну (1832-1912), который отстаивал тезис

культурной самобытности и высокого уровня развития африканских народов и считал, что для прогресса африканского общества необходима философия, вырастающая из самой африканской действительности. Родоначальником африканской этнофилософии считается бельгийский миссионер П. Темпельс, опубликовавший в 1946 г. книгу "Философия банту". Он ставил своей целью исправить созданный французским этнологом Л. Леви-Брюлем образ "примитивного африканца", обладающего, в противоположность западному человеку, лишь дологическим мышлением, и достаточно аргументированно показал, что у африканцев есть своя логика и своя философия, поскольку всякое человеческое поведение предполагает определенную систему философских принципов. Однако эта философия весьма своеобразна. Если европеец обращается в страдании и перед лицом смерти к христианской традиции, то африканец обращается к магическим приемам своих предков.

 

По Темпельсу, онтология банту - это прежде всего теория сил. Анализируя

мировоззренческие идеи бантуязычных народов, воплощенные в их религии и языке,

он вычленил основополагающее понятие "жизненная сила", которым обозначил формы эманации божественной сущности, присутствующей в мире. Темпельс стремился показать, что мировоззрение африканцев представляет собой относительно стройную систему онтологических взглядов, заслуживающую того, чтобы ее именовали философией. Но сами народы банту не могут представить трактат по этой философии в соответствующих понятиях, поэтому интерпретировать и анализировать

("реконструировать") их философию - задача европейцев.

 

Однако труд Темпельса оставался все же книгой миссионера-европейца, который

рассматривал африканскую философию как бы со стороны, с позиций иной культуры. Вскоре к интерпретации африканской философии приступили уже африканские исследователи. Первым из них стал руандийский аббат А.Кагаме, издавший в 1956 г. книгу "Банту-руандийская философия бытия". Как и Темпельс, он исходил из существования коллективной и неизменной философии банту, однако выводил ее в основном из данных анализа языка киньяруанда как "овеществленного"

мировоззрения. Кагаме полагал, что "коллективная" философия превосходит

философию "писаную", поскольку положения, выработанные коллективно, превращаются во всеобщие убеждения и не нуждаются в уточнениях, тогда как тезис, выдвинутый "философом-одиночкой", может быть неверным.

 

Последователь Кагаме, философ из Кении Дж.Мбити считает, что философские системы африканцев полностью пока не сформулированы, однако их элементы обнаруживаются в религиозных верованиях, устной традиции, этике, пословицах. Он полагает, что ключ к пониманию религиозных и философских воззрений африканцев - это категория времени. Жители Африки не воспринимают течения времени вне контекста заполняющих его событий. Специфическая для африканцев форма отношения к времени - его "производство". Если в европейском обществе время выступает как предмет потребления, "купли-продажи", то в традиционном африканском обществе его необходимо созидать, производить.

 

Немало усилий в деле реконструкции африканской философии приложили X. Мемель-Фоте, Дж. Аволалу, Э. А. Рач, Л.-В. Тома, М. А. Мабона и другие. Однако уже в конце 50-х годов появляются работы, где подвергаются критике попытки представить традиционную духовную культуру как "подлинную африканскую философию". Противники этнофилософии выдвигали следующие аргументы:

 

1. Среди африканцев нет философов, подобных Аристотелю, Декарту, Канту или

Гегелю, следовательно, не может быть и африканской философии.

 

2. Так называемая африканская философия есть не что иное, как культурная

антропология, выраженная в философских понятиях.

 

3. Не следует выдавать мифологию за философию, поскольку, в отличие от мифа,

философия требует научного, критического анализа.

 

Одним из первых критические замечания по поводу этнофилософии высказал Л.Анкунде (Того), который охарактеризовал ее как консервативный традиционализм в теоретической мысли, стремление сохранить косную "самобытность", находящую

выражение в культе предков и фетишизме. Африка нуждается в своей собственной

философии, однако ее пока что нет. А то, что называют "африканской философией",

- это всего лишь совокупность разрозненных идей, в более или менее наивной форме

выраженных в пословицах и поговорках.

 

С развернутой и достаточно последовательной критикой воззрений Темпельса, Кагаме и их последователей выступил молодой философ из Бенина П.Хунтонджи, который и назвал эти взгляды этнофилософией, поскольку авторы излагали этнографический материал, а затем философски его интерпретировали. Как выражался Хунтонджи. это "этнология с философскими претензиями". Начиная с 1969 г. он опубликовал серию статей с критикой этнофилософии, изданных затем отдельным сборником ("Об "африканской философии": критика этнофилософии". Париж, 1977).

 

Хунтонджи считает, что можно говорить об африканской философии, но под ней

следует понимать не совокупность стихийных и коллективных верований, а тексты,

принадлежащие авторам-африканцам. Философия не может сводиться к неосознанному мировоззрению, скрытому в глубинах психологии африканцев. "Философия банту" - это устная традиция и донаучное знание, задача же африканских философов заключается в том, чтобы преодолеть миф и открыть концептуальные горизонты для теоретических исследований. Созданный противниками этнофилософии Межафриканский Совет по философии, председателем которого стал Хунтонджи, поставил своей целью развертывание дискуссий среди африканских философов различных школ и течений на

основе отказа от идеи о коллективной, мифологической философии. Однако и между

критиками этнофилософии вскоре выявились серьезные расхождения.

 

Другим важным направлением философской рефлексии стала концепция негритюда,

наиболее активно отстаиваемая Л. С. Сенгором - поэтом, философом и

государственным деятелем из Сенегала, который определил негритюд как

совокупность ценностей "черного мира": первичность интуиции, эмоций и ритма;

коллективизм; стремление к диалогу. Через книги, статьи и выступления Сенгора

проходит идея своеобразия негро-африканского способа познания и видения мира. Он подвергает критике современную европейскую философию и дает следующую типологию философий: а) мистические философии (индуизм, буддизм, африканское видение мира); б) пророческие философии (иудаизм, христианство, ислам); в) критические философии, ограничивающиеся гносеологическим актом и исходящие из дуализма субъекта и объекта.

 

Главной чертой негро-африканской философии Сенгор считает ее религиозно-

мистический характер и интуитивность" обращая при этом внимание на ее

практический характер, так как познание мира осуществляется посредством мифа,

символов и образов. При этом у Сенгора и его последователей утверждения об

имманентно присущих африканскому обществу ценностях гуманизма и солидарности

сопровождались противопоставлением этого общества европейскому, где доминируют индивидуализм и голый прагматизм.

 

В 70-90-е годы XX в. философская мысль в Африке претерпела заметную эволюцию.

Отошли на второй план споры по поводу своеобразия африканской философии.

Этнофилософское течение, обогатившись новыми трудами, все более опирается на

использование не только этнографических, но и семиотических, лингвистических и

этнопсихологических методов. В сферу разработок этнофилософов включается логика (Ж. Мфулу), гносеология (Д. Идонибойе), этика (А. Элечи), эстетика (И. Ч.

Оньевуеньи). Философия негритюда как самостоятельное течение к 80-м годам

несколько утратила свои позиции. Взгляды Сенгора и его школы претерпели

определенные изменения в сторону культурно-цивилизационной толерантности и

рационального освоения мира.

 

В странах Тропической Африки множится число философских центров, формируются новые школы и направления, идет процесс обращения к современным наработкам мировой философской мысли: герменевтике, постмодернизму, постструктурализму, компаративистике. Меж африканский Совет по философии констатировал, что подлинная африканская философия должна представлять собой не философию африканистов, то есть зарубежных исследователей, а дискуссию африканских философов. Именно в этом направлении движется философская мысль, несмотря на серьезные экономические, политические и религиозно-этнические проблемы, стоящие перед странами Тропической Африки на рубеже веков.

 

 

Раздел II

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

История западной философии в целом разделила судьбу западноевропейской культуры.

Возникнув в VII-VI веках до н. э. в восточном Средиземноморье (в греческих

городах-полисах), философия достигла высочайшего расцвета в древнем,

эллинистическом мире (до IV-V вв. н. э.).

 

Падение, разгром античной цивилизации (Греции и Рима) на много веков прервали и

творческий процесс в философии. И в том, что в культурной памяти человечества

сохранилось великое наследие античности, - огромная заслуга арабской и

арабоязычной науки. Долгие века, когда Европа переживала глухую ночь раннего

средневековья, сочинения Платона, Аристотеля, Плотина хранились, изучались,

комментировались арабскими учеными (особенно высок среди них был авторитет

Аристотеля.) Позже, в эпоху Ренессанса, осуществлялся как бы обратный перевод

греческих и латинских классиков, уже переведенных на арабский язык, вновь на

язык оригинала.

 

Очаги средневековой и ренессансной культуры (в том числе и культуры философской) складываются преимущественно на юге Европейского континента - в Италии. В Новое время особенно философская и социальная мысль развиваются во Франции и Англии. С середины XVIII века (и до нашего времени) бесспорный лидер европейской философии - Германия.

 

Сила западной философии - в осознании ею своей великой истории, своих традиций.

Споры и острейшая критика, взаимная идейная борьба не только не разрушали

целостное здание западной (европейской, а затем и американской) философии, но,

напротив, именно они - дух свободомыслия и интеллектуального бескорыстия в

поисках истины - связывали единой логикой, единым замыслом самые различные и

даже противоположные философские школы и направления.

 

Мыслительный опыт западной философии велик. Но в этом достоинстве есть и свой

недостаток: логика не столько выводилась из жизни, сколько подчиняла ее себе.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных