Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитал­ся учениками как божество.




ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитал­ся учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно

Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: ноэмы "Очищения" и "О природе" — сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось яв­ным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза — с элементами научного рационализма, первобытная по сути демоноло­гия — с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в лите­ратурно-философской историографии Э. именуют то "поэтичнейшим из философов", то "философичнейшим и ученейшим поэтом".) Объяснения этому феномену вы­двигались различные: от скачкообразной духовной эво­люции Э. до его принципиального дуализма (наличие "водонепроницаемых перегородок" в его голове и, соот­ветственно, в философском учении). По Гегелю, "Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до насто­ящего времени". Космогония Э. в целом носила натура­листический характер: оболочка космоса — затвердев­ший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в прост­ранстве. Космос — лишь небольшой фрагмент Вселен­ной, остальное — необработанная материя. Разделяя ми­стическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, "корни всех вещей" (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы. Элементы эти, произошед­шие "от природы и случаем", по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное — абсолютного разделения под воз­действием активных нематериальных начал — "Любви" и "Вражды". (Кодировка главных понятий миропонима­ния Э. являлась чисто мифологической: огонь — Зевс, земля — Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфоло­гической соотнесенности Вселенной и человека, макро-и микрокосма, как и у философии досократиков в це­лом, принципиальна и осознана.) Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособлен­ных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных "монстров", последние, в свою очередь, — в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полно­ценных животных с половой дифференциацией. Не раз­деляя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверж­дал, описывая наряду с физическими и физиологичес­кими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоян­но отделяются материальные "истечения", проникаю­щие в "поры" органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений,

животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апейронизации у Анаксимандра). По­сле очищения от скверны этот "круг рождений" заверша­ется. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Эт­ны). В 20 в. к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэррол­лу), его трактовали как основоположника "неевклидовского видения реальности", как протагониста художест­венной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют "какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи"). Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербаль­ных средств выразительности; логических и коммуника­тивно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его пони­мания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.

A.A. Грицанов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных